Фитнесс-тренер на дом», как новая фитнес услуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является доказать актуальность фитнес
услуги «фитнес-тренер на дом».
Исходя из целей курсовой работы, ставлю перед собой следующие
задачи:
1. Собрать и изучить литературу по данной теме.
2. Дать краткую характеристику понятию «фитнес».
3. Выяснить, что предлагает современная фитнес-индустрия

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 189.37 Кб (Скачать файл)

Подготовка инструкторов осуществляется в основном рядом частных клубов, ассоциациями, федерациями, лишь отдельные из которых имеют лицензирование на педагогическую деятельность. В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева отмечают низкий уровень информационной культуры специалистов-практиков: "На смену профессионалам уже приходят "умельцы", спекулирующие на интересах и потребностях людей, завлекающие в частные фитнес-клубы, полуподвальные секции по единоборствам, экстремальным видам спорта, в тренажерные залы, обещая за немалую плату здоровье и красоту".

Следует отметить отсутствие в России определенной сформированной системы подготовки инструкторов -тренеров по фитнесу и аэробике, разобщенность в работе государственных общественных и частных учреждений. С учетом быстрых темпов развития фитнес-индустрии и потребности в высококвалифицированных специалистах назрела необходимость в разработке общей концепции подготовки инструкторов-тренеров по фитнесу, и в частности по аэробике.

Проведенный анализ основных направлений в аэробике в России и за рубежом, большой практический опыт комплектования и подготовки персонала инструкторов в фитнес-клубах и спортивно-оздоровительных центрах позволил разработать модельные характеристики, определить функции и обязанности инструкторов различных специализаций и направлений.

В настоящее время наметились три основных направления я в подготовке специалистов по аэробике. Это инструктор по оздоровительным видам аэробики, тренер по спортивной аэробике и фитнес-аэробике, признанной Государственным комитетом России по физической культуре, спорту и туризму дисциплиной спортивной аэробики. Наибольший спрос в квалифицированных специалистах отмечен в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. На рис.1 приведена специализация инструкторов по оздоровительным видам аэробики.

Можно выделить общие и специфические модельные характеристики для специалистов по различным видам аэробики.

 

 

 

Глава II. Общая модель инструктора по фитнесу.

Прежде всего любой инструктор по фитнесу должен иметь профессиональное образование в данной сфере.

Работа инструктора предполагает совершенную демонстрацию всех упражнений, что имеет большое значение для их правильного освоения занимающимися.

Инструктор акцентирует внимание на занимающихся, а не на себе. Только в этом случае он может сделать выполнение упражнений эффективным и безопасным.

Инструктор должен быть в курсе проблем и ограничений занимающихся и учитывать их при составлении программ, в методике проведения занятия и пр. Важно, чтобы клиент почувствовал, что вам небезразлично, что и как он выполняет.

Владеть приемами визуализации в процессе оздоровительной тренировки.

Инструктор отвечает за создание мотивационной и благоприятной для обучения атмосферы. Инструктор должен быть доброжелательным, общительным, проявлять коммуникабельность.

Инструктор должен обладать высокой двигательной эрудицией, двигательной памятью, музыкальностью.

Инструктор должен владеть навыками оказания первой медицинской помощи в случае травм на занятиях.

Инструктор должен владеть различными стилями преподавания. При проведении групповых занятий аэробикой выделяют пять основных стилей преподавания: командный, практический, взаимообратный, само контролирующий и комбинированный.

Инструктор, применяющий командный стиль преподавания, единолично принимает решение по дизайну программы, подбору упражнений, продолжительности и темпу их выполнения. Положительные стороны данного стиля: постановка технически правильного навыка выполнения упражнений, соблюдение эстетики исполнения, обеспечивает контроль за занимающимися и безопасность занятий. В то же время исключается инициативность занимающихся, практически отсутствует возможность социального общения.

Рис. 1. Специализация инструкторов по оздоровительным видам аэробики

Практический стиль включает наличие обратной связи между инструктором и занимающимся. Обычно все клиенты выполняют одно и то же задание, но некоторые из них могут выбрать собственную амплитуду движений, темп выполнения упражнений, координационно облегченный вариант исполнения (например, выполнение упражнения без движения руками). Этот стиль особенно подходит, если состав группы разнороден, члены группы имеют разную физическую и координационную подготовку. Основная трудность при применении практического стиля проведения занятия заключается в сложности для инструктора индивидуализировать процесс, а также в достаточной мотивации занимающихся на работу, близкую к максимальному потенциалу (например, в силовой части выполнения отдельного упражнения "до отказа").

Взаимообратный стиль преподавания предусматривает помощь партнера для обеспечения каждого занимающегося обратной связью. Данный стиль можно использовать при проведении силовых упражнений в парах или упражнений на растягивание с партнером, а также на контрольных занятиях по тестированию физической подготовленности занимающихся, поскольку он повышает уровень социального общения, способствует созданию благоприятного климата в малых группах.

Само-контролирующий стиль преподавания дает возможность инструктору получать информацию о состоянии клиента, переносимости им тренировочной нагрузки, выполнении заданий и пр. Применение регистратора пульса, таких анкет, как, например, САН (Самочувствие - Активность - Настроение), ведение дневника по планированию и выполнению нагрузки (Филипс, 2001) способствует адекватности предъявляемой нагрузки функциональному состоянию занимающихся.

Комбинированный стиль преподавания заключается в индивидуализации инструктором заданий для клиентов с различным уровнем физической подготовленности и опыта тренировки в том или ином виде аэробики. Инструктор должен хорошо знать возможности каждого и давать соответствующие указания по выбору исходного положения, дозировке, интенсивности выполнения движений, предлагать альтернативные варианты. При этом инструктор должен периодически демонстрировать правильное выполнение упражнения для каждого уровня сложности, уделяя при этом больше внимания начинающим.

В аэробике принято два типа комплектования групп: открытый и закрытый. При первом типе состав занимающихся может меняться на каждом занятии. В данном случае комбинаторный тип преподавания вполне закономерен и обоснован. Желательно использовать также само-контролирующий стиль преподавания. При закрытом типе комплектования групп уместно применять любой стиль, включая командный.

Открытый тип комплектования характерен для фитнес-клубов, клубов аэробики. Второй тип - для секционных занятий аэробикой в школах, в вузах, в студиях аэробики.

Модель инструктора при проведении кардио-тренировок. Помимо общих черт, которыми должен обладать инструктор, каждое направление аэробики, вид диктует необходимость владения дополнительными качествами.

При проведении групповых кардио-тренировок большое значение имеют следующие умения и навыки:

1. Умение инструктора  воспитать личную ответственность  каждого занимающегося, самостоятельность. Идеальной является группа, в которой занимающиеся имеют одинаковый уровень физической подготовленности, выносливость, возраст. Но на практике так не получается. Инструктор обычно демонстрирует средний уровень интенсивности, время от времени демонстрируя возможные варианты выполнения упражнений для достижения низкой и высокой интенсивности. Инструктор должен показать подобные варианты выполнения упражнений, дать возможность занимающимся субъективно ощутить разную интенсивность и проконтролировать свою рабочую ЧСС с помощью регистратора пульса или пальпаторно.

2. Постепенное увеличение  нагрузки в кардио-части. Это необходимо для включения в работу всех функций организма, обеспечивающих развитие выносливости, а именно перераспределение кровотока от внутренних органов к работающим мышцам; постепенное увеличение ЧСС, учащение дыхания. Резкое учащение дыхания может привести к гипервентиляции, быстрому и поверхностному дыханию. Следует выполнять меньше перемещений в начале кардио-части, меньшее сопротивление при занятиях сайклингом и пр.

3. Важен правильный подбор  упражнений для каждой части  занятия, особенно для кардиоблока.

4. Большое значение имеет  не только выбор необходимых  для определенного контингента  упражнений, но и создание правильного  дизайна программы:

· логической последовательности элементов в комбинации;

· умения осуществлять логичную замену одних элементов другими, что облегчает освоение комбинаций, повышает интерес занимающихся к занятию;

· акцентирования внимания на работе различных мышц и групп мышц при подборе элементов и создании комбинации.

5. Правильный выбор музыкального  сопровождения по характеру, темпо-ритмическим  характеристикам, эмоциональности. Музыка  должна мотивировать занимающихся, но не инструктора.

6. Мониторинг интенсивности - одна из важных обязанностей  инструктора. Применяются различные  методы: регистраторы пульса, пальпаторно в области сонной артерии, лучевой артерии, верхушки сердца, височного участка. Проведение субъективной оценки переносимости нагрузки по шкале Борга или РИУ, шкале "степени одышки", "разговорному" тесту, САН и др.

7. Создание мотивационной  и обучающей атмосферы, что невозможно  без эмоционального проведения  урока.

8. Помимо общих обязанностей  при проведении танцевальных  видов аэробики инструктор должен  обладать:

· высоким уровнем музыкальности;

· умением эмоционально и выразительно выполнять движения;

· знанием техники танцевальных элементов;

· хорошим владением технологией обучения сложнокоординированным упражнениям (расчлененным методом).

9. Использование средств  из различных видов единоборства  требует от инструктора знаний  и умений выполнения специальных  технических приемов тех видов, которые используются в программе (например, каратэ, кикбоксинга, саньда и др.).

Обязанности инструктора при проведении силовой подготовки со свободными весами и отягощением собственным весом

Квалифицированный инструктор должен уметь:

1. Определять, какие упражнения  являются наиболее безопасными  и эффективными. Большую роль  при этом играют знания в  области анатомии, кинезиологии, нервно-мышечной физиологии, теории и методики развития силовых качеств.

2. Обеспечить мышечный  баланс.

3. Обладать знаниями техники  выполнения упражнений на силу, умениями корректно продемонстрировать  то или иное упражнение, для  чего необходимы хорошо развитая  сила, определенные внешние данные (атлетическая фигура, правильная  осанка и пр.).

4. Оказывать практическую  помощь, поддержку и проводку  по движению.

5. Соблюдать технику безопасности  при использовании спортивного  оборудования и инвентаря.

Обязанности инструктора при проведении программ на гибкость:

1. Инструктор должен обладать  хорошими знаниями в области  двигательной анатомии, а именно  суставно-мышечного аппарата, основных  форм суставов, возможных типов  движений в каждом суставе.

2. Обладать навыками эффективного  и безопасного растягивания основных  групп мышц.

3. Владеть статическим и стато-динамическим методами растягивания.

Обязанности инструктора по аква-аэробике

Помимо указанных знаний и умений инструктор аква-фитнеса должен хорошо плавать, владеть навыками спасения утопающих, уметь оказать первую медицинскую помощь.

Обязанности инструктора по реабилитационной аэробике

Инструктор, работающий в этой области, должен иметь специальную подготовку в качестве специалиста по лечебной физкультуре.

Модельные характеристики тренеров-инструкторов по аэробике позволили разработать концепцию подготовки специалистов в этой области оздоровительного фитнеса. На рис. 2 приведена система подготовки и переподготовки специалистов по аэробике и фитнесу, учитывающая законодательную систему России по физической культуре и спорту. В России действует сложившаяся в течение многих лет система подготовки специалистов: институты физической культуры, факультеты физического воспитания в педагогических вузах, университетах, специальных физкультурных колледжах, лицеях и школах, центрах подготовки и переподготовки специалистов в этой области. (Условные обозначения: ЛФ - лечебная (реабилитационная) физическая культура, ОФК - оздоровительная физическая культура.)

На рис. 3 приводится возможная структура технологии процесса подготовки инструкторов по оздоровительным видам аэробики.

Базовый курс - уровень I

Теоретический раздел: анатомия, физиология, питание, оказание первой помощи, теория оздоровительной тренировки, педагогика и психология.

Практический раздел: хореография (техника и методика обучения основным движениям); музыкальная грамота, музыка и движения; методика составления и проведения комбинаций; методы управления группой; методика построения урока; различные виды уроков; последние тенденции.

Рис. 2. Система подготовки специалистов по аэробике в России

Базовый курс - фитнес, работа со свободными весами и в тренажерном зале

Информация о работе Фитнесс-тренер на дом», как новая фитнес услуга