Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:54, курсовая работа
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.Существование государственного социального страхования – это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…….…...4
1.1 История возникновения системы внебюджетных фондов……………………....4
1.2 Понятие государственных внебюджетных фондов, источники их формирования…………………………………………………………………………………….…6
1.3 Правовое регулирование доходов, расходов Фонда социального страхования, его управление……………………………………………………………………….....9
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………………………….....16
2.1 Структура доходов и расходов, анализ изменения структуры доходов и расходов……………………………………………………………………………………...16
2.2 Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ………20
2.3 Расчет страховых взносов в Фонд социального страхования……………….…24
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………......33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………
В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. Очевидно, что после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, например в закон о негосударственных пенсионных фондах.
В
этом законе необходимо определить общие
правила дополнительного
Для нас, очевидно, что многие наработки, которые уже проделаны сегодня при формировании накопительной пенсионной системы могут быть в полной мере использованы при разработке такого закона, однако столь же очевидно, что положения целого ряда законодательных актов должны будут пересматриваться и уточняться при приведении всей системы к единым правилам. И совершенно очевидно, что помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования.
В
конечном итоге взаимоувязанная
и непротиворечивая система законов
в области социального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.
Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Фонд социального страхования имеет большое социально-экономическое значение.
Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования - для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, сборов из бюджетов и займов.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.
Расходы
бюджета Фонда социального
Доходы бюджета Фонда социального страхования включают в себя налоговые и неналоговые поступления.
Проанализировав расходную часть бюджета, можно сделать следующие выводы: система Фонда Социального Страхования имеет не только свои преимущества, но и недостатки, так, например, в период с 2008 по 2010 год бюджет был дефицитным, темп роста его средств сокращался по сравнению с предыдущими годами от 116,5% в 2008 году до 112,6 % в 2010, хотя в натуральном выражении суммы бюджета повышались от 305,7 млрд. рублей в 2008 году до 389,96 млрд. рублей в 2010. В 2011 году бюджет составляет 456,87 млрд. рублей (116,9% по отношению к прошлому году). Предполагается, что это его оптимальная величина на этот период. Хотя какие-то прогнозы еще делать рано, до конца года еще слишком много времени и все может координально измениться.
В соответствии с этими недочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:
1)
Увеличить объем средств
2) В целях реализации положений статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающей страховое обеспечение по виду обязательного социального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», изыскать возможность осуществления финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принятие в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующего федерального закона.
Совершенствование
системы социального
Государственное
регулирование страховой
Сложившаяся в советский период социальной защиты пока существенно не изменилась. Ее главная черта- превалирование институтов государственного социального обеспечения и социальной помощи- фактически блокирует развитие института социального страхования. В условиях рыночной экономики это тормозит становление финансовых механизмов самоответственности работников и работодателей в сфере предупреждения и компенсации социальных рисков. Представляется очевидным, что без формирования системы эффективного социального страхования невозможно рассчитывать на продуктивность политики в социальной сфере.
Что касается перспектив развития Фонда социального страхования, то можно сделать вывод, что начало реформирования, было положено еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Вывод средств из профсоюзов и закрепление их за отдельными субъектами социального страхования позволит более рационально расходовать их средства. Конечно, не малую роль играет и законодательство. Необходимо принять такой закон, который должен быть более гибким и не противоречил отдельным федеральным законам, принимаемым в дополнение к уже существующим.
Подведя
итоги написанной работы, можно сделать
вывод, что цель работы достигнута.
Отражена огромная роль Фонда Социального
Страхования РФ как важнейшего звена
в системе государственного социального
страхования страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. От 09.05.2005) //СЗ РФ от 03.08.1998, №31, ст.3823, СЗ РФ от 09.05.2005, №19, ст.1756.
2. Федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 .10.1991 г. (ред.от 05.03.2004) // СЗ РФ от 19.07.1999, №29 , ст. 3686, СЗ РФ от 08.03.2004, №10, ст.836.
3. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994г. №101 «О Фонде социального страхования РФ»//САПП от 21.02 1994г. ,№8, ст.599.
4. Постановление Фонда социального страхования РФ от 05.01.1995 г. №1 «Об утверждении Положения об отделении Фонда социального страхования РФ».
5. Афанасьев В.А. Концепции совершенствования системы социального страхования в РФ.// Человек и труд-2007, №3- с. 46 - 51.
6. Ильюхина Т.М. Виды пособий по обязательному социальному страхованию.// Вестник государственного социального страхования.Социальный мир. - 2003. - №7.
7. Парамонова О.Ю. Система социального страхования: проблемы и пути решения /О.Ю.Парамонова//Современный этап социально-экономического развития: проблемы и мнения Межвуз. сб. науч. тр./ИвГУ-Иваново-2006 г. - с.186 - 191.
8. Пешехонов Ю.В. "Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы" // Финансы – 2008 - № 4 – с. 25 – 26.
9. Роик В. Концепция совершенствования системы социального страхования в РФ // Человек и труд.-2006г-№2 – с 27 – 32.
10. Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути их решения// Страховое дело-Москва-2005 г.– с. 3 - 11.
11. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / И.М. Александров. – М.: Дашков и К, 2009. – с. 486.
12. Грачева Т.М. Финансы и кредит. Самара - 2004. – с.608.
13. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Москва.2004. – с.344.
14. Ковалева А.М. Финансы и статистика. Москва- 2008 – с.504.
15. Ковалева Т.М. Финансы и кредит. Самара-2004.- с. 455.
16. Крохина Ю.А. Финансовое право России.Москва-2004. – с. 690.
17. Лепихов М.И., Егоров Е.В. и др.Право и социальная защита населения. Москва-2001. – с. 689.
18. Химичева Н.И., Толстопятенко Г.В. Финансовое право- Москва-2006.- с.255
19. Официальный
сайт Фонда Социального Страхования [электронный
ресурс] //http:www.fss.ru.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Горизонтальный
анализ показателей Фонда социального
страхования за 2009-2010 г.
Статьи расходов | Сумма расходов на 2009 г.в тыс. руб. | Темп роста, % | Сумма расходов на 2010 г. В тыс.руб. | Темп роста, % |
Общегосударственные вопросы | 3164,4 | 92,3 | 3218,4 | 101,7 |
Международные отношения и международное сотрудничество | 3164,4 | 92,3 | 3218,4 | 101,7 |
Образование | 17120287,5 | 99,9 | 18147507,1 | 106 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 615897 | 106 | 652850,9 | 106 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров | 45226,1 | 106 | 47939,7 | 106 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 16504390,5 | 99,8 | 17494656,2 | 106 |
Социальная политика | 338943928,1 | 95 | 371312882 | 109 |
Социальное обеспечение населения | 337356400,7 | 95 | 370236459,6 | 109 |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации | 9680090 | 108 | 10387050 | 107 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию | 16795276,2 | 49 | 17169184,8 | 102 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию | 52220719,8 | 115 | 59032339,6 | 113 |
Пособия при рождении ребенка | 13772000 | 87 | 14062400 | 102 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию | 128267460 | 95,7 | 143236160 | 111,7 |
Пособия по беременности и родам | 33901200 | 85,4 | 38798085 | 114,4 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде | 17000000 | 102 | 17000000 | 100 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 1768181,8 | 74 | 1801006,2 | 102 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 4189187,7 | 96 | 4440538,9 | 106 |
Другие вопросы в области соц.политики | 1501145,4 | 106 | 984857,4 | 66 |
Итого расходов | 356067380 | 94,8 | 389463607,5 | 109,4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Вертикальный анализ показателей Фонда социального страхования за 2009-2010г.
Статьи расходов | Сумма расходов на 2009 г.в тыс. руб. | Удельный вес. % | Сумма расходов на 2010 г.в тыс. руб. | Удельный вес. % |
Общегосударственные вопросы | 3164,4 | 0,001 | 3218,4 | 0,001 |
Международные отношения и международное сотрудничество | 3164,4 | 0,001 | 3218,4 | 0,001 |
Образование | 17120287,5 | 4,8 | 18147507,1 | 4,67 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 615897 | 0,17 | 652850,9 | 0,17 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров | 45226,1 | 0,01 | 47939,7 | 0,01 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 16504390,5 | 4,64 | 17494656,2 | 4,49 |
Социальная политика | 338943928,1 | 95,19 | 371312882 | 95,34 |
Социальное обеспечение населения | 337356400,7 | 94,75 | 370236459,6 | 95,06 |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации | 9680090 | 2,72 | 10387050 | 2,67 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию | 16795276,2 | 4,72 | 17169184,8 | 4,41 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию | 52220719,8 | 14,67 | 59032339,6 | 15,16 |
Пособия при рождении ребенка | 13772000 | 3,87 | 14062400 | 3,61 |
Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию | 128267460 | 36 | 143236160 | 36,78 |
Пособия по беременности и родам | 33901200 | 9,52 | 38798085 | 9,96 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде | 17000000 | 4,77 | 17000000 | 4,36 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 1768181,8 | 0,5 | 1801006,2 | 0,46 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников | 4189187,7 | 1,18 | 4440538,9 | 1,14 |
Другие вопросы в области соц. политики | 1501145,4 | 0,42 | 984857,4 | 0,25 |
Итого расходов | 356067380 | 100 | 389463607,5 | 100 |