Формальное и неформальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования определить сущность формального и неформального управления и их роль в организации.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- рассмотреть такие понятия как формальное и неформальное управление;
- дать характеристику формальной группе;
-изучить классификацию формальных групп;
-рассмотреть возникновение неформальных организаций;
- дать характеристику неформальным организациям;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ...........................................................5
1.1.Признаки и функции формального управления………………………...5
1.2.Характеристика формальных групп……………………………………...7
1.3.Классификация формальных групп………………………………………9
2.НЕФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ………………………………...12
2.1.Признаки и функции неформального управления…………………….12
2.2.Возникновение неформальных организаций…………………………...16
2.3.Характеристики неформальных организаций…………………………18
2.4.Управление неформальной организацией……………………………...21
3.РАЗЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОЧЕТАНИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ…...30
3.1.Различия формального и неформального управления………………..30
3.2.Особенности сочетания формального и неформального управления………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

формальное и неформальное управление.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

4. Комитет –  это группа внутри предприятия,  которой делегируются полномочия  высшего звена руководства для  выполнения какого-либо проекта  или задания.

Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами, правлением, и в их состав могут входить работники других организаций (главы администрации  районов, крупные ученые, общественные деятели). Главное отличие комитета от других формальных структур заключается в групповом принятии решений, что иногда является наиболее эффективным средством решения сложных проблем и достижения целей.

Как уже было отмечено, формальные группы создаются  по воле руководства и поэтому  в определенной степени являются консервативными, так как часто зависят от личности руководителя и людей, которым предписано работать в данной группе. Но как только они созданы, они сразу становятся социальной средой, в которой люди начинают взаимодействовать друг с другом по иным законам, создавая неформальные группы.

Все командные, производственные, функциональные группы, а также комитеты должны эффективно работать – как единый слаженный  коллектив. К сожалению, руководители этих групп не всегда считают своим  долгом повышать свой личный вклад в достижение общих целей. Эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение [17].

Эти взаимозависимые  группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация  в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НЕФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

    1. Признаки и функции неформального управления

 

Опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективной оказывается просто беседа с подчиненным, просьба к нему выполнить работу, наконец, просто доброжелательное и внимательное отношение воодушевляет его на активность, самостоятельность, творчество, на производительный труд. Это тоже управление, но управление неформальное, управление, в основе которого лежит неформальное отношение менеджера к своим подчиненным, к коллективу, и даже к проблемам и вообще к делу.

Неформальное  управление отражает потребность формального  управления, является его необходимым  дополнением. В практике управления возникают такие проблемы и такие  ситуации, которые можно решить только на неформальной основе. Более того, количество таких проблем возрастает по мере развития человека, производства и общества [8].

В деятельности человека и в развитии производства все  большую роль играют творческий подход к работе, личная инновационность. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества определяется в значительной мере неформальным управлением, позитивной социально-психологической мотивацией. Можно заставить исполнить, трудно заставить человека творить.

Признаками неформального  управления являются опора на человеческие неформальные отношения:

- слабые и  сильные стороны человеческой  натуры (уважение, авторитет, самолюбие,  психологическая расположенность,  заинтересованность);

- система индивидуальных или коллективных ценностей;

- лидерство - психологическое превосходство, символ носителя групповой ответственности или вины.

Хочется подробнее  остановиться на лидерстве, т.к. менеджер – ключевая фигура в управлении организацией, а лидерство – венец управленческой деятельности. Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователем), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Лидерство – особый тип отношений к человеку, основанный на признании его способности к управлению и добровольно подчинению человеку. Лидер – человек, оказывающий значительное влияние на поведение людей, пользующийся уважением и авторитетом и поэтому эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство [19].

Вышеперечисленные определения не подразумевают необходимости  лидерства только для какого-то определенного  типа организаций. Речь идет о взаимодействии между людьми в рамках любого вида деятельности.

 Функции  неформального управления:

  1. реализация общих материальных и социальных интересов. Это может быть заинтересованность в рационализаторстве или разработке и внедрении изобретения, в получении дополнительных доходов, в совместном строительстве гаражей, в решении дачных вопросов, в организации турпоходов и т.п;
  2. защита от чрезмерного давления администрации, чрезмерной интенсификации труда, повышение норм выработки, сокращения работников и т.п;
  3. получение и передача необходимой или интересной информации;
  4. облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;
  5. сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;
  6. удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании уважении и идентификации. Это повышает удовлетворенность трудом и пребыванием в организации;
  7. создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчуждения, страха, обретение уверенности и спокойствия;
  8. адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников. Принятие их в коллектив помогает им быстрее адаптироваться к требованиям организации, позволяет получать ценные советы и помощь, облегчает различные виды коммуникаций.

Виды структур, осуществляющих неформальное управление:

- структуры по интересам.

Отдельные лица, которые  могут не быть членами одной и  той же административной или оперативной  структуры, могут объединяться для  достижения определенной совместной цели. Цели таких структур не имеют отношения к целям организации и являются специфическими для каждой структуры. Примерами структур по интересам могут быть объединения рабочих и служащих с целью получения больших выгод, а также объединение официанток, создающих из своих чаевых единый фонд [10].

- группы на основе дружбы.

Многие группы формируются  на основании, каких либо общих интересов  или признаков: возраст, политические убеждения, этническое происхождение  и другие. Эти группы на основе дружбы часто продолжают свое взаимодействие и вне рамок рабочей деятельности.

Мотивы членства рабочих и служащих в тех или  иных группах характерны для подавляющего большинства групп, которые четко  разделяются на формальные и неформальные. Основное различие между ними заключается в том, что формальные и административные структуры создаются организациями, а неформальные возникают сами по себе. Неформальные группы имеют важное значение, удовлетворяя основную человеческую потребность в общении.

Хотя группы друзей неформальны, менеджерам следует попытаться, если возможно, позитивно воздействовать на них, направив их усилия на достижение целей организации. Пути воздействия на такие группы – это налаживание хороших отношений с лидером группы, обучение лидера групповому поведению и поддержка усилий членов группы сохранить групповые отношения.

Ступени возникновения  и развития процесса неформального  управления:

- осознанно, стихийно объединяются отдельные группы людей для управления и регулирования каких-либо событий;

- основой объединения обычно становятся более осознанные эмоции – ненависть или, наоборот, приверженность к чему-либо или к кому-либо;

- неформальное управление уже органично развивается, борясь с какой-либо внешней постоянной опасностью;

- стремление укрепления процесса управления на предприятиях и организациях;

- объединение людей для более масштабного управления.

Причины побуждающие  вступать в неформальные отношения  и использовать этот метод управления.

  • чувство принадлежности. Удовлетворение потребности в чувстве принадлежности – одна из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Поскольку формальное управление сознательно лишает людей возможностей социальных контактов, рабочие вынуждены обращаться к неформальному управлению, чтобы обрести эти контакты;
  • взаимопомощь. Естественно, можно обратиться за помощью к своему формальному начальнику. Однако одни считают, что начальник может плохо о них подумать, другие боятся критики. В этих и других случаях люди предпочитают прибегать к помощи неформального управления.
  • защита. Люди всегда знали, что сила – в единстве. В силу этого важной причиной вступления в неформальные отношения  является  осознанная потребность в защите;
  • общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них. Поскольку в формальных отношениях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию, доступ к неформальному получению информации возможен только в неформальной организации;
  • симпатия. Люди часто вступают в неформальные отношения просто для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.

Существует  три источника возникновения  неформального управления:

  1. функциональная недостаточность самой формальной организации;
  2. социальная интеграция в рамках организации;
  3. разделение феноменов функций и личности (индивид может варьировать средства) [6].

2.2. Возникновение неформальных организаций

 

Неформальная организация  — это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в  регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации.

Важно понять, что в большой  организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них  свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация – это, по существу, сеть неформальных организаций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда [21]. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

У неформальных организаций  много общего с формальными организациями, в которые они оказываются  вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации – у них имеется  иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших (эмерджентных) организациях также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности [15].

Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия.

На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в  соответствии с должностными поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.

На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых  качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе. И, наконец, «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.

Возникающая при этом групповая  сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность. В первом случае группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по-деловому, инициативно и творчески. Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснениями отношений с другими подразделениями [5].

Производственные проблемы как бы отходят на второй план. Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно-политическая деятельность, личные проблемы.

2.3. Характеристики неформальных организаций

 

Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации. Изучение этих характеристик представляет собой отдельное исследование, которое проводить здесь подробно мы не в состоянии. Ниже приводится краткое описание основных характеристик неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации.

Неформальные  группы имеют специфические характеристики, позволяющие отличить их от формальных групп и групп партнеров.

1) Социальный  контроль.

Неформальные  организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм — групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. Вполне естественно, например, что у неформальной организации имеются свои четко сформулированные правила относительно характера одежды, поведения, приемлемых видов работы и протокола. Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это — сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей (а это случается довольно часто) [11].

Информация о работе Формальное и неформальное управление