Формальное и неформальное управление: взаимодействие, сочетание и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ 2-х стилей управления: формального и неформального по таким аспектам как сущность, взаимодействие, сочетание и развитие. Однако мне бы хотелось рассмотреть более детально именно неформальное управление, т.к. считаю его в некоторой степени инновационным.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие управления и каждый его стиль в отдельности;
провести их сравнительный анализ

Содержание

Введение____________________________________________________________ 3

Теоритическая часть_____________________________________________ 5
Понятие управления. Виды управления: формальное и неформальное__________________________________________________ 5
Формальное управление_________________________________________ 6
Признаки________________________________________________ 6
Функции_________________________________________________ 6
Cтруктуры организации, осуществляющих
формальное управление_____________________________________6
Неформальное управление_______________________________________ 7
Признаки_________________________________________________ 8
Функции__________________________________________________8
Cтруктуры организации, осуществляющих
неформальное управление___________________________________9
Ступени возникновения и развития процесса неформального управления_______________________________________________10
Причины побуждающие вступать в неформальные отношения и использовать этот метод управления_______________________________11
Различия между формальным и неформальным управлением__________12
Сочетание формального и неформального управления________________13
Практическая часть_____________________________________________ 16
Заключение______________________________________________________ 21
Список используемой литературы__________________________________22

Вложенные файлы: 1 файл

КП ТМ.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

    Многие группы формируются на основании, каких либо общих интересов, признаков или взглядов: возраст, политические убеждения, этническое происхождение, хобби и другие. Эти группы на основе дружбы часто продолжают свое взаимодействие и вне рамок рабочей деятельности.

 

 

 

    1. Ступени возникновения и динамика развития процесса неформального управления.

Ступени возникновения:

      • осознанно, стихийно объединяются отдельные группы людей для управления и регулирования каких-либо событий;
      • основой объединения обычно становятся более осознанные эмоции – ненависть или, наоборот, приверженность к чему-либо или к кому-либо;
      • органичное развитие, с целью борьбы с какой-либо внешней постоянной опасностью;
      • стремление укрепления процесса управления на предприятиях и организациях;
      • объединение людей для более масштабного управления.

Динамика развития:

      • преодоление широко распространенного негативного, пренебрежительного отношения к неформальному управлению, признание этого вида управления  и работа с ним. При этом важно помнить, что ликвидация неформальных отношений могут сделать нежизненоспособной и формальные отношения;
      • внимательный учет мнения сотрудников при неформальном управлении, поощрение тех из них, которые помогают достижению целей организации. Необходимо всячески избегать противостояния формального и неформального лидеров;
      • постоянный учет влияния принимаемых решений,  и в первую очередь на неформальные отношения и недопущение негативных последствий такого влияния.
      • обязательное включение в процесс принятия важных решений участников неформального управления. Это устраняет или ослабляет сопротивление таких отношений принятым решениям.
      • систематическое обеспечение участников неформальных отношений достоверной информацией. Это минимизирует возможности распространения различного рода слухов и появления деструктивного для организации в целом поведения.

 

    1. Причины побуждающие вступать в неформальные отношения и использовать этот метод управления.
      • чувство принадлежности:

Удовлетворение потребности в  чувстве принадлежности – одна из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Поскольку формальное управление сознательно лишает людей возможностей социальных контактов, рабочие вынуждены обращаться к неформальному управлению, чтобы обрести эти контакты;

      • взаимопомощь:

Естественно, можно обратиться за помощью к своему формальному начальнику. Однако одни считают, что начальник может плохо о них подумать, другие боятся критики. В этих и других случаях люди предпочитают прибегать к помощи неформального управления.

      • защита:

Люди всегда знали, что сила –  в единстве. В силу этого важной причиной вступления в неформальные отношения  является  осознанная потребность в защите;

      • общение:

Люди хотят знать, что происходит вокруг них. Поскольку в формальных отношениях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию, доступ к неформальному получению информации возможен только в неформальной организации;

      • симпатия:

Люди часто вступают в неформальные отношения просто для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.

 

    1. Различия между формальным и неформальным управлением:
      • по структуре:
      • неформальному управлению присуще спонтанное возникновение, а формальному – запланированное организацией;
      • основная причина возникновения формальных отношений – эмоции, а неформальных – достижение цели;
      • формальное управление отличается от неформального стабильностью.
      • по целям:

В формальных организациях основное – достижение целей организации, в неформальных же – удовлетворение потребностей группы.

      • по источнику влияния

     Неформальное управление исходит от отдельной личности. Формальное управление обусловлено положением организации. В неформальных организациях человек обладает личной властью и руководит снизу вверх, а в формальных подчиняется иерархическим полномочиям и управляет сверху вниз

      • по средствам контроля:

 Различаются на угроза увольнения или понижения в должности в формальном управлении и физические или общественные санкции – в неформальном.

      • по коммуникациям

Выделятся официальные каналы, хорошо определенные и передаваемые по официальным линиям используемые в формальном руководстве, а также каналы в форме виноградной лозы, плохо определенные и пресекающие постоянные каналы – в неформальном руководстве.

      • В формальной организации присутствуют все члены рабочей группы, межличностные отношения предписываются должностной инструкцией, руководитель назначается организацией, основой для взаимодействия служат функциональные обязанности или положение. В неформальную организацию включаются только те, кто «приемлемы», межличностные отношения возникают спонтанно, роль руководства обусловлена результатом членства, основой для взаимодействия являются личностные черты, статус.

 

    1. Сочетание формального и неформального управления.

 

Преувеличение/усиление роли формального управления делает управление со стороны управляющего бездушным, механическим и тем самым снижает его эффективность. Но вообще без формального управления также не может быть не только эффективного, но и нормального управления.

  Преувеличение роли неформального управления, особенно без учета конкретных обстоятельств работы, анализа ситуации, также чревато отрицательными последствиями. В этом случае управление может рождать бесконечные конфликты, подхалимство, безответственность, протекционизм, халатность.

 Поэтому для более правильного управления организацией необходимо сочетать формальное и неформальное управление.

Факторы, от которых зависит сочетание  формального и неформального  управления:

        • качество персонала: профессионализм, образование, отношение к работе, отношение к менеджеру, динамика личности (самообразование, профессиональный рост и прочее);
        • личность менеджера: человеческие качества, коммуникабельность, профессионализм, доброжелательность, целеустремленность;
        • социально-экономическая обстановка, внешняя и внутренняя. Влияет на возможности варьировать соотношение формального и неформального управления;
        • психологический климат, существующий в управляемом коллективе. Он выступает и как следствие неформального управления. Следствия всегда расширяют или сужают наши возможности. Это касается многих проблем;
        • тип управления: стратегическое, инновационное, маркетинг, корпоративное, антикризисное и прочее;
        • интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе;
        • динамика развития коллектива, фирмы, организации.

 Если сочетание формального и неформального управления строится в условиях повышения управляемости, тогда степень формализации управления имеет предел, потому что превратить человека в робота невозможно. А вот степень неформального управления может увеличиваться неограниченно. Это объясняется тенденциями развития человека, его сознания, профессиональной подготовки, системы ценностей и прочее. И тогда изменение соотношения формального и неформального управления приобретает другую форму, и тенденции изменения этого сочетания становятся разнообразными, предполагают выбор одной из них по динамическим характеристикам роста соотношения формального и неформального управления.

  Методология управления также является важнейшим фактором сочетания формального и неформального управления. Она определяет необходимость использования научного, системного анализа в управлении. Построить необходимое сочетание невозможно без глубокого понимания всех факторов активизации деятельности человека в конкретных условиях его работы, без изучения господствующих в коллективе ценностей и интересов.

  И еще один фактор – искусство управления. Именно в сочетании формального и неформального управления наиболее ярко и зримо проявляется то, что называется искусством управления. Искусство управления представляет собой соединение, и не просто соединение, а определенного вида комбинацию способностей, человеческих качеств, опыта и профессионализма менеджера.

Ведь в определении меры неформального  управления имеет значение интуиция менеджера, способность предвидения и реализм, ощущение опасности и приобретение уверенности. Все это уходит в область искусства управления.

 

  1. Практическая часть

Как известно, в России существуют два типа управления. В отечественных компаниях лидирующие позиции занимает формальный стиль. Но международные компании отдают свое предпочтение в большей степени именно неформальному руководству. Именно такой организацией и является американская химическая компания Dow Chemical.

Для того чтобы проанализировать процесс управления в этой компании мне пришлось встретиться с сотрудником и задать несколько вопросов.

Но чтобы перейти непосредственно  к анализу, я бы хотела рассказать о компании Dow Chemical и о ее структуре организации.

Dow Chemical- американская химическая компания, вторая в мире по объёму продаж после BASF. Была основана в 1897 в городе Мидлэнд, штат Мичиган. Компания выпускает промышленные, бытовые и сельскохозяйственные химикаты, пластмассы, медикаменты, химическую продукцию военного назначения, специализируясь, в основном, на полуфабрикатах для иных производств, а не на конечных потребительских товарах. Dow Chemical совместно с Corning, Inc. владеет компанией Dow Corning, специализирующейся на производстве продукции из силикона. Численность занятых в работе человек составляет около 50 тыс. человек.

Компания имеет матричную структуру  организации. Выделяют 2 структуры: на глобальном (схема №1) и локальном (схема №2) уровнях.

 

 

                                                         Схема №1

 

CEO – Генеральный директор;

Vice President  – Вице-президент;

Vice President  NA/SA/EU/Oceania – территориальные Вице-президенты.

Каждый VP имеет в своем подчинении главных менеджеров по каждому направлению, будь то логистика или клиентский сервис. 

 

             Контракт/договор                                                            Заказы


 

Бизнес Sales Management

Бизнес SM

Бизнес SM

Бизнес SM

Бизнес SM

Бизнес SM

Customer service (CSR)

Логистика

Бухгалтерия

                                                      ↓        ↓

                                                  Заказчик


 

                                                     Схема №2

 

Бизнес Sales Management (SM) – группа продукции/товаров;

Customer service (CSR) – Клиентский сервис, занимается приемом и обработкой заказов.

 

 

Как я уже отметила, компания уделяет  достаточное внимание неформальному  управлению, и поэтому зачастую используются формы неформального общения:

-обеды:

Занимают важное место в коммуникациях между сотрудниками. Не имеет никакого значения, простой ли ты логист или глава департамента логистики: все обедают вместе. Для новичков это неплохой способ познакомиться со всей командой.

-коллективное празднование дней  рождений сотрудников:

Т.к. компания старается сделать  всех сотрудников “родственниками”, то существует данная форма. Именинники приносят торты, фрукты, соки и т.п. Сие действие представляет собой некое подобие обеда. Разумеется, все это проводится в нерабочее время. Нельзя не отметить, что пост и должность именинника не имеет никакого значения. Правило есть для всех.

- Team building(рус. Командообразование):

Информация о работе Формальное и неформальное управление: взаимодействие, сочетание и развитие