Формирование деловой этики на предприятие "Мвидео"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является формирование этики деловых отношений в ООО «МВИДЕО».
Понятие этики деловых отношений прочно входит в нашу жизнь. Для этого в обществе сложились все предпосылки. Экономические преобразования, совершаемые в России столкнулись с существенной проблемой. Она связана с отсутствием системы моральных и нравственных ориентиров, декларируемых от имени государства, к которой все привыкли за годы советской власти, а без морали и нравственности не прожить

Вложенные файлы: 1 файл

менежд курсовая.docx

— 81.09 Кб (Скачать файл)

Все указанные выше принципы в той  или иной степени присутствуют и  признаются справедливыми в различных  деловых культурах, на различных  предприятиях, в том числе и  на предприятиях торговли.

Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических  принципов. Конечно, и в корпоративной  этике определенная общность корпоративных  интересов не может ликвидировать  специфических интересов различных  групп людей. Конфликты на предприятии  могут возникать. Однако корпоративная  этика позволяет управлять конфликтной  ситуацией, придавать ей не разрушительный, а функциональный характер, т.е. использовать ее как первый сигнал появления проблемы, которую необходимо решать в рамках системы социального партнерства.

 

1.2. Нормативные и законодательные  основы этики деловых отношений.

 

В наше время значение общенациональных и международных регуляторов  деловой этики и трудовых отношений  возрастает все больше и больше. Международные своды правил ведения  бизнеса приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой  и Организацией экономического сотрудничества и развития. Прообраз мировой системы  этических стандартов можно увидеть  в «Принципах ведения бизнеса» «Круглого  стола Ко». Они были приняты в 1994 году в швейцарском городке Ко лидерами бизнеса Японии, Западной Европы и Соединенных Штатов и к сегодняшнему дню завоевали всеобщее признание в международном деловом сообществе. В нем предпринята попытка выработать единый кодекс поведения для бизнесменов двух существенно различающихся систем делового поведения: западной и восточной (азиатской).

В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

  • ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
  • экономическое и социальное влияние бизнеса на развитие прогрессивных процессов в мировом сообществе;
  • этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
  • уважение правовых норм;
  • поддержка многосторонних торговых отношений;
  • забота об окружающей среде;
  • отказ от противозаконных действий.

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макро субъектами социальной и экономической структуры общества, т.е. между организациями, государством, обществом в целом. Макро уровневый подход особенно значим для экономик переходного периода, когда происходит трансформация основных экономических институтов.

Несоблюдение этических принципов  на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на решение частных этических проблем  на уровне трудового коллектива.

В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т.е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

Так, в основу взаимоотношений организации  с покупателями должны быть положены ключевые принципы. Они предполагают:

  • обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
  • обходиться с ними честно во всех аспектах коммерческой деятельности компании, обеспечивая высокий уровень обслуживания, удовлетворяя потребности клиентов;
  • принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;
  • гарантировать уважение человеческого достоинства, предлагая товары, занимаясь маркетингом и рекламой; уважать целостность культуры клиентов.

Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на определенных принципах. В основу этих принципов  положена необходимость:

  • обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;
  • гарантировать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;
  • сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;
  • относиться   с   вниманием   к   их   требованиям,   предложениям, резолюциям.

Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих  принципах:

  • обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
  • создавать условия труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;
  • быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
  • прислушиваться и по возможности реагировать на предложения сотрудников;
  • участвовать в случае возникновения конфликтов в открытых переговорах с трудовым коллективом;
  • избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;
  • обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.

Существенное влияние на формирование корпоративной этики оказывают  стандарты, выработанные Международной  организацией труда (МОТ) и во многом воспринятые на национальном уровне государственным законодательством. Сейчас насчитывается около двухсот  международных конвенций и рекомендаций, которые в качестве международных  трудовых норм нацелены на гармонизацию и демократизацию мира труда, социальную защищенность и создание благоприятных условий труда. В Европе соответствующие основные демократические нормы зафиксированы в виде «Хартии основных социальных прав трудящихся» («Социальная хартия ЕС»).

Вопрос этики деловых отношений  в современной России особенно актуален. В нашей стране чрезвычайно широко распространены теневые отношения: наем без официального оформления, зарплата «в конвертах», несоответствие формальных условий найма фактическим  условиям и т.п. [4]. Такие методы позволяют  работодателю самым неприкрытым  образом игнорировать социальные нормы  трудоустройства и благодаря  этому экономить на издержках, связанных  с оплатой труда и соответствующими отчислениями в бюджет.

Стоит сказать, что общие корпоративные  этические принципы должны быть направлены на изменение данной ситуации для  того, чтобы вывести предприятия  на качественно иной уровень функционирования и при правильном осуществлении  программы по внедрению принципов  этики деловых отношений на качественно  иной уровень доходов. Описанные  выше корпоративные этические принципы могут быть использованы для выработки  любой организацией и руководителями собственных этических систем, которые  будут способствовать развитию данных предприятий. Например, весьма актуальным может являться выработка отдельной  этической системы на предприятии  торговли. Но для того, чтобы ее выработать, сначала необходимо определить какие  формы деловых отношений существуют в данной фирме. В любом торговом предприятии, да и вообще почти в любой фирме присутствуют следующие формы деловых отношений:

  • между организацией и персоналом
  • отношения внутри персонала
  • между организацией и клиентами
  • между организацией и посредниками
  • между организацией и конкурентами
  • между организацией и поставщиками
  • между организацией и государственными учреждениями

При любой из этих форм деловых  отношений необходимо соблюдать  морально-этические принципы, правила  делового общения и этикета для  того, чтобы не только повышать имидж  предприятия, но и правильно и  эффективно наладить работу организации.

 

1.3. Мероприятия по формированию  этической основы трудовых отношений.

 

В зарубежной управленческой практике выработан ряд специальных мероприятий  и методов, направленных на формирование здоровой этической основы трудовых отношений [6]:

  • корпоративные кодексы, представляющие собой свод принципов и правил делового поведения, являются центральным элементом корпоративной этики. Сегодня их имеют почти все крупные корпорации и около половины мелких фирм;
  • «карты этики» - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях;
  • комитеты (или отдельные специалисты) по этике призваны вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы, возникающие в ходе повседневной практики;
  • обучение сотрудников и руководителей этичному поведению проводится, как правило, на базе семинаров и краткосрочных курсов.

Этическая проблематика также активно  интегрируется в систему высшего  образования. Так, крупный бизнесмен  и бывший посол США в Нидерландах  Дж. Шэд дал 20 млн. долларов Гарвардскому университету на создание программы  по этике бизнеса. Ее цель он видел  в том, чтобы выпускники, прослушавшие курс, обладали такими моральными убеждениями, которые обращали бы их профессиональные знания на благо общества, а не в  ущерб ему. Для этого, считал Шэд, надо:

во-первых, отсеивать кандидатов с  искаженными моральными устоями  уже на стадии приема в университет;

во-вторых, сделать этическую проблематику неотъемлемой частью каждой дисциплины, не ограничиваясь одним курсом по этике [10];

  • этическая  экспертиза  представляет собой  всесторонний  анализ конкретного аспекта деятельности организации или отдельного проекта. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата в организации, ее имиджа в глазах общественности, внесение коррективов в деятельность организации. Когда по тем или иным причинам проблемы организации не могут быть решены собственными силами, приглашаются независимые консультанты по этике со стороны.

Отдельно стоит поговорить про  корпоративный кодекс. Ситуация в  области трудовой морали и этики  в современной России имеет сегодня  свои особенности. Старые нормы советской  трудовой морали разрушены, в средствах  массовой информации ведется широкая  пропаганда западных ценностей либерального толка, широкое распространение получили нормы криминальной субкультуры. О существовании национальной идеи, которая объединила бы россиян и служила им ценностно-нормативным ориентиром, в том числе в хозяйственной жизни, пока говорить не приходится.

Первые ростки на поле деловой этики  в современной России стали пробиваться  в 90-х годах. Был принят ряд профессиональных этических кодексов, среди которых  следует упомянуть:

  • Кодекс чести банкира (1992);
  • Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994);
  • Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов (1994);
  • Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков (1994).

Определенным рубежом в эволюции современного российского бизнеса стал финансово-экономический кризис в августе 1998 г. Именно после печально известного финансового дефолта многие общественные организации российских предпринимателей (на федеральном и региональном уровнях) начали разрабатывать и принимать моральные кодексы.

В октябре 2002 г. такой кодекс был  принят Российским союзом предпринимателей и промышленников (РСПП), одной из наиболее влиятельных структур бизнеса. Месяц спустя съезд Союза российских производителей пива и безалкогольной продукции принял кодекс чести пивоваров. Моральные кодексы уже имеются  и в крупных российских корпорациях, и на предприятиях более скромных масштабов.

Сегодня профессиональные этические  кодексы уже приняты или находятся  в процессе обсуждения в большинстве  сфер предпринимательства.

На уровне отдельных предприятий  все большее распространение  получает практика принятия корпоративных  кодексов. Корпоративные кодексы  могут быть различными по форме изложения  и рубрикации. Это зависит от специфики конкретных отраслей, регионов, предприятий, предпочтений руководства и т.п.

Кодекс корпоративной этики  может выполнять три основные функции:

  • репутационную;
  • управленческую;
  • развития корпоративной культуры.

Репутационная функция заключается в повышении доверия к компании со стороны потенциальных инвесторов (акционеров, банков, инвестиционных компаний) и деловых партнеров (клиентов, поставщиков, подрядчиков и т. д.). Наличие у компании кодекса деловой этики уже становится своеобразным признаком ее успешности и необходимым условием высокой деловой репутации. В результате принятия и внедрения кодекса деловой этики в деятельность компании растет ее инвестиционная привлекательность, имидж компании выходит на качественно более высокий уровень.

Информация о работе Формирование деловой этики на предприятие "Мвидео"