Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв. Идеи основоположников научного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение периода становления научного менеджмента и социального развития организации.
В рамках этой цели нужно обозначить следующие задачи:
- Изучить этап формирования основ научного управления социальным развитием.
- Рассмотреть основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда и их вклад в социальное управление.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв. Идеи основоположников научного менеджмента
1.1. Формирование основ научного управления социальным развитием……………………………………………………………….5
1.2. Идеи основоположника менеджмента – Фредерика Уинслоу Тейлора………………………………………………………………….7
1.3. Основатель административной (классической) школы управления - Анри Файоль…………………………………………………………..10
1.4. Вклад Гаррингтона Эмерсона в развитие школы научного управления………………………………………………………….…..12
1.5. Генри Форд - великий менеджер XX века……………………….14
2. Воплощение идей научного менеджмента на примере предприятия Г. Форда «Ford motors company»
2.1. Политика Генри Форда в 1910-х гг. Программа «пять долларов за рабочий день»……………………………………………………………17
2.2. Гуманизация методов управления в 1916 г………………………29
2.3. Свертывание программы «пять долларов за рабочий день»….…34
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы…………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX.docx

— 81.34 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв. Идеи основоположников научного менеджмента
    1. Формирование основ научного управления социальным развитием……………………………………………………………….5
    2. Идеи основоположника менеджмента – Фредерика Уинслоу Тейлора………………………………………………………………….7
    3. Основатель административной (классической) школы управления - Анри Файоль…………………………………………………………..10
    4. Вклад Гаррингтона Эмерсона в развитие школы научного управления………………………………………………………….…..12
    5. Генри Форд - великий менеджер XX века……………………….14

 

  1. Воплощение идей научного менеджмента на примере предприятия Г. Форда «Ford motors company»

2.1. Политика Генри Форда  в 1910-х гг. Программа «пять долларов за рабочий день»……………………………………………………………17

2.2. Гуманизация методов  управления в 1916 г………………………29

2.3. Свертывание программы  «пять долларов за рабочий  день»….…34

 

Заключение………………………………………………………………………37

Список литературы…………………………………………………………….38

 

Введение.

Данная курсовая работа посвящена изучению периода формирования менеджмента и социального управления и рассмотрению попыток внедрения основных идей в организацию.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что теоретики и практики менеджмента оставили заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанные ими теории, принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Проблемы организации  и совершенствования социального управления на предприятиях всегда стоят остро; в условиях современной России подобные вопросы приобретают особый смысл и значение. В истории России и других стран имеется немало примеров разрешения и предотвращения социальных конфликтов между администрацией и рабочими.

Объектом курсовой работы выступает процесс формирования управленческой науки и социального  развития организации. Предметом –  деятельность основоположников менеджмента  на рубеже XIX – XX вв.

Целью данной работы является изучение периода становления научного менеджмента и социального развития организации.

В рамках этой цели нужно  обозначить следующие задачи:

- Изучить этап  формирования основ научного управления социальным развитием.

- Рассмотреть основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда и их вклад в социальное управление.

- Проанализировать практический опыт предприятия «Ford Motor Company» и его влияние на процесс формирования управления социальным развитием организации.

Интерес к проблеме развития менеджмента и социального управления неизменно вызывает интерес у  представителей различных отраслей знаний. Источниками для работы послужили различного рода издания. Прежде всего это учебная литература биографические сочинения людей, которые имели непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу.

В первой части работы рассматриваются  теоретические аспекты становления  менеджмента как науки и вклад  великих теоретиков и практиков  управления, таких как Ф.У. Тейлор, А.Файоль, Г. Эмерсон и Г. Форд.

Во второй части работы рассматриваются цели, ход выполнения, последствия и результаты программы «пять долларов за рабочий день». Сопоставление известных публике и не афишируемых обстоятельств позволяет выявить общие тенденции развития и изменения взаимоотношений между руководством «Ford Motor Company» и рядовыми рабочими.

 

 

 

 

  1. Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв. Идеи основоположников научного менеджмента (Ф.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Форд).

 

    1. Формирование основ научного управления социальным развитием.

Проблемы повышения эффективности  производства за счет социальных факторов исследуются с начала XX в., когда Ф. Тейлор создал основы научной организации труда (НОТ). Как известно, он выдвинул и всесторонне исследовал идею рационализации рабочего места за счет уменьшения свободы действий, что в значительной мере способствовало повышению производительности труда. Наступила эра так называемого физического человека: за счет рационализации его движений, оптимальной организации снабжения, расположения инструментов и оборудования достигалась высокая эффективность производства.1

На рубеже XIX–XX вв. началась разработка основ НОТ и рационализации управления производством. В это  время управление персоналом становится самостоятельным направлением в  науке управления. Практики и ученые начинают уделять внимание условиям социальной среды, оказывающим существенное влияние на эффективность работы персонала.

Ф. Тейлор установил важнейший  принцип НОТ: стремление человека к  материальной выгоде должно обеспечить максимальную прибыль для организаций. Поощрение лучших работников, по его  суждению, нельзя ограничивать повышенной выплатой денег – желательно дополнять  его устройством рабочих столовых, детских садов, вечерних курсов и  т. д.

Г. Эмерсон, в свою очередь, считал, что в целях повышения  производительности труда, эффективности  производства администрация предприятия  должна проявлять заботу о рабочих. По его мнению, заработная плата, премия – только часть вознаграждения за производительный труд; необходимо, чтобы работа доставляла также и удовольствие, а не воспринималась как бремя. Оплата должна быть основана на принципе справедливости.

Г. Форд, выдающийся бизнесмен  и изобретатель конвейера, одним  из первых установил на своих заводах  высокий размер сменного заработка  и 8 часовой рабочий день, создал в своей автомобильной компании социологический отдел, исследующий  наряду с условиями труда жилищное обустройство и домашний быт рабочих, их запросы и материальное положение, формы проведения досуга, социологические  выводы использовались в управлении компанией.

Достижения научного менеджмента  способствовали появлению на предприятиях служб, призванных поддерживать социальное партнерство, противодействовать деструктивной  деятельности профсоюзов, собирать информацию о настроениях рабочих и их требованиях к руководству, поощрять наиболее усердных и преданных фирме  сотрудников, проводить корпоративные  празднества и т. п. Эти же подразделения  решали некоторые жилищные проблемы и вопросы рабочего быта.

 

    1. Идеи основоположника менеджмента – Фредерика Уинслоу Тейлора.

Основные теоретические  положения концепции Ф.У. Тейлора  изложены в его работах: «Сдельная  система» (1895), «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911), «Показания перед специальной  комиссией Конгресса» (1912). Труды  Тейлора являются обобщением его  собственного практического опыта. В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени и рабочих движений, стандартизации приемов и орудий труда. Эффективность совместного труда в организации рассматривалась с позиций затрат времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующее оптимальное объединение их в единое целое - обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формируют высокопроизводительную организацию.

Тейлор утверждал, что  менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и  принципах. Их правильное использование  позволяет решить проблему роста  производительности труда. Если на научной  основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных  стимулов и соединить воедино  работу и человека, тогда можно  получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Его основная заслуга в том, что он:

    • разработал методологические основы нормирования труда;
    • стандартизировал рабочие операции;
    • внедрил в практику научные подходы подбора и расстановки кадров;
    • разработал методы стимулирования труда рабочих;
    • добился признания того, что работа и ответственность делятся между рабочими и менеджерами почти поровну.

В 1885 г. Тейлор становится членом Американского общества инженеров-механиков, которое сыграло большую роль в организации движения за научные  методы управления производством в  США.2

Созданную, им систему Тейлор называл по-разному: «сдельная система», «система управления рабочими на основе задач».  

 В основу своей теории  Тейлор положил принцип заинтересованности: с помощью оплаты можно предельно  интенсифицировать труд рабочего. Он считал, что коренные интересы  рабочих и предпринимателей одинаковы.    

Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

·        научный подход к выполнению каждого элемента работы;

·        научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

·        кооперация с рабочим;

·        разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.      

 Мотивы поведения Тейлор  считал таким же важным фактором  производства как способы труда,  инструменты, но только основанными  на более сложных закономерностях.

Социальная философия  Тейлора послужила фундаментом  американской теории менеджмента. Среди  ее основополагающих принципов можно  выделить:

·        цель производства – увеличение комфорта и благосостояния человечества;

·        миссия научного управления состоит в конструктивном  вкладе в экономический и социальный прогресс общества;

·        ответственность лидеров бизнеса перед обществом за соблюдением интересов частного капитала будет расти;

·        разумный эгоизм, филантропия не должна иметь места ни в одной системе управления (оплата труда должна соответствовать вкладу в производство, вести к расширению производства);

·        необходимо повышать индивидуальную ответственность человека за собственное благополучие.

 

    1. Основатель административной (классической) школы управления - Анри Файоль.

Родоначальником административной школы управления считается Анри Файоль (1841-1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер – практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления (Ф. У. Тейлор; Ф. и Л. Гилберт;  Г. Гантт), которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители административной школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Ф. Тейлор и Л. Гилберт начинали свою деятельность простыми рабочими, в то время как А. Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так, А. Файоль на протяжении тридцати лет (1888-1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку концерн превратился в один из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

 

Итак, работая в организации  на разных уровнях управления, представители  школы научного управления и административной школы имели различные взгляды  на проблемы управления организацией. Создатели школы научного управления основное внимание уделяли повышению  эффективности производства, тогда  как представители административной школы считали главным совершенствование  управления организацией в целом. Своей  целью основоположники административной школы считали создание универсальных  принципов управления. При этом они  придерживались того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

В своих исследованиях  А. Файоль исходил не из американского, а из европейского, в частности  французского опыта организации  и управления производством. Главное  внимание он уделял непосредственно  самому процессу управления, который  он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в  достижении целей организации.3

Информация о работе Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв. Идеи основоположников научного менеджмента