Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:24, отчет по практике
Цель данной работы – анализ формирования прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики, технико-экономическое обоснование создания в г.Бишкек предприятия по производству муки и мучных изделий. Объектом исследования является ЗАО «АКУН». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
обосновать роль и значение прибыли и рентабельности в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ЗАО «АКУН»;
проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ЗАО «АКУН».
Введение…………………………………………………………………..…...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПрибылИ и рентабельностИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Экономическая сущность прибыли в рыночной экономике….……7
«Экономический эгоизм» как стимул высокой эффективности.…18
Механизм использование прибыли в деятельности……………..…24
2. Анализ прибыли и рентабельности ЗАО « АКУН»……..…..36
2.1. Анализ рынка по производству муки и мучных изделий в Кыргызстане…………………………………………………………………….36
2.2.Методика анализа рентабельности и расчет доли на рынке ЗАО « АКУН» …………………………………………………………………………..44
2.3. Анализ использование прибыли ЗАО «АКУН………………………….50
3. Пути повышения прибыли и эФФективности ее использованиена предпритиях КР…………………………….. 58
3.1. Модернизация как основа повышения прибыли……………………58
3.2. Создание благоприятных условий для использования прибыли…..62
Заключение ……………………………………………………………………..68
Список использованной литературы…………………………………………72
Иногда на рынке встречаются случаи, когда под одной торговой маркой макаронные изделия производятся на нескольких предприятиях, например ТМ «Экстра М». Или одно предприятие выпускает несколько ТМ макарон, например ЗАО «Акун» выпускает ТМ «Акун», «Бирони» и «Керемет».
О компании
Компания ЗАО «АКУН» появилась на кыргызском рынке в 1997 году.
Финансово-правовая форма: Закрытая акционерная общества
Вид собственности: частная.
Место нахождения: Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул., Ден Сяопина улица, 308
Компания «АКУН» была создана в 1997 году в виде совместного кыргызско-турецкого предприятия ОсОО "АКУН". Начальные производственные инвестиции составили $530 тыс. и были направлены на закупку мельницы мощностью 60 тонн переработки пшеницы в сутки. Но уже в 1998 году была закуплена мельница мощностью в 100 тонн в сутки.
В целях диверсификации бизнеса, в 1999 году было открыто ОсОО «АКУН-СУУ» со специализацией в производстве питьевых и минеральных вод. В этом же году, компания приобрела пансионат «Чынар», который позднее был полностью реконструирован силами компании и в 2002 году переименован в отель «АКУН Иссык-Куль».
В 2003 году, по кредитной линии Всемирного Банка была закуплена и введена в эксплуатацию первая производственная линия по выпуску коротких макарон от известной фирмы «KELPA».
В 2004 году компания "АКУН" приобрела крупнейшее предприятие города по переработке муки - «Бишкекский мелькомбинат», которое возглавил Турсунбеков Ч.А. Практически сразу, им были привлечены инвестиции в размере $3 млн на реконструкцию комбината и обновление оборудования. Сегодня "Бишкекский мелькомбинат"- это крупнейший мелькомбинат, оснащенный высокотехнологичным современнейшим оборудованием.
В 2005 году компания "АКУН" сделала акцент на производстве безалкогольных напитков и представила на рынок, среди других торговых марок, уникальный по сей день продукт – витаминизированную воду со вкусами фруктов (Aqua Plus Vitamin).
Для максимального покрытия рынка макаронных изделий и ликвидации стратегических пробелов в портфеле компании, в 2008 году была закуплена и введена в эксплуатацию вторая производственная линия по выпуску уже длинных макарон (спагетти) от мирового лидера в производстве промышленного оборудования, итальянской фирмы "STORCI". Теперь компания предлагает полный ассортимент макаронных изделий высокого качества.
Сфера деятельности: Компания «АКУН» – крупный производственный холдинг, специализирующийся в сфере производства и переработки муки, производства продуктов питания, включая макаронные изделия, напитки, питьевую и минеральную воду, а также рекреационных услуг.
Филиалы: «АКУН» сегодня - это производственный холдинг, включающий в себя такие предприятия как: ЗАО «АКУН», ОАО «БМК», ОсОО «АКУН-СУУ» и ОсОО «Отель АКУН Иссык-Куль».
Сильными сторонами ЗАО « АКУН» являются:
· наличие дешевого местного сырья в достаточном количестве;
· высокое качество выпускаемой продукции;
· хорошая репутация Общества как добросовестного партнера;
· выгодное географическое положение, близость к поставщикам зернового
· сырья и потребителям продукции.
Стратегия развития ЗАО «АКУН» направлена на увеличение объемов существующего производства муки, и мучных изделий а также освоение производства новых видов продукции, в конечном результате обеспечивающих безубыточную работу Общества, а также улучшение его платежеспособности.
Главная цель финансовой деятельности предприятия сводится к одной стратегической задаче - наращиванию собственного капитала и укреплению рыночных позиций. Для этого оно должно постоянно наращивать объем продаж и прибыль, поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса
2.2. Методика анализа рентабельности и расчет доли на рынке
Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность. Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Анализ формирования и использования рентабельности предполагает следующие этапы:
Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.
В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена на рис. 1.1.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):
, или
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
, или
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
Проведем расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию в отчетном году по сравнению с предыдущим способом цепных подстановок.
Таблица 2.6.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности производственной деятельности в отчетном году по сравнению с предыдущим
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Уровень рентабельности, %. | ||
Объем реализации, тыс. тонн |
Цена продукции, сом. |
Себестоимость продукции, сом. | |||
2011 |
19 |
1055 |
1005 |
(Ц0-С0)VРП0/(С0* РП0) |
52.36% |
Усл1 |
27 |
1055 |
1005 |
(Ц0-С0)VРП1/(С0* РП1) |
52.36% |
Усл2 |
27 |
1055 |
1005 |
(Ц1-С0)VРП1/(С0* РП1) |
54.86% |
2012 |
27 |
1055 |
1055 |
(Ц1-С1)VРП1/(С1* РП1) |
51,09% |
DRvрп = Rусл1 – Rбаз = 52.36% - 52.36% = 0.
DRц = Rусл2 – Rусл1 = 54.86% - 52,36% = 2.5%
DRс = Rотч – Rусл2 = 51.09% - 54.86% = -3.77%
Общее изменение уровня рентабельности:
DR = Rотч – Rбаз = 51,09- 52,36= -1,27%
Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:
DR = 0 + 2,5+ (-3.77)= -1,27%
Полученные результаты свидетельствуют о том, что понижение уровня рентабельности произошло в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены муки с 1105 сом до 1055 сом рентабельность понизилась на – 1,27%
Рост себестоимости реализованной продукции на 3659.125 тыс. сом. вызвал снижение уровня рентабельности на 3,77%
В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2010 г. по сравнению с 2011 г. составило – 1,27% Т.е. с каждого сома, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 1,27 тыйын. меньше в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Таблица 2.7.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Уровень рентабельности, %. | |
Цена продукции, сом. |
Себест-ть продукции, сом. | |||
2011 |
1055 |
1005 |
(Ц0-С0)/Ц0 |
34,36% |
Усл1 |
1105 |
1005 |
(Ц1-С0)/Ц1 |
35,42% |
2012 |
1105 |
1055 |
(Ц1-С1)/Ц1 |
33.81% |
DRц = Rусл1 – Rбаз = 35,42% - 34.36% = 1,06%
DRс = Rотч – Rусл1 = 33.81% - 35.42% = -1,61%.
DR = Rотч – Rбаз = 33,81% - 34,36% = -0,55 %.
Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:
DR = 1,06% + (-1,61%) = -0,55%
Полученные результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло, как и в предыдущем анализе, в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены единицы изделия с сом.1055 до 1105 сом. рентабельность продаж повысилась на 1,06%.
Рост себестоимости реализованной продукции на 3659.125 тыс. сом. вызвал снижение уровня рентабельности на 1,61%
В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2010 г. по сравнению с 2011 г. составило -0,55 %. Т.е. с каждого сома продаж предприятие стало получать прибыли на 0,55 тыйын. меньше в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Анализ рентабельности производственного капитала
Проведем анализ рентабельности производственного капитала, исчисляемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов:
Анализ будем проводить аналогично факторному анализу рентабельности в предыдущих пунктах, т.е. методом цепных подстановок.
2.3. Анализ использование прибыли ЗАО « АКУН»
Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который, непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности изучаются в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Информация о работе Формирование прибыли и рентабельности предприятия