Формирование прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:24, отчет по практике

Краткое описание

Цель данной работы – анализ формирования прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики, технико-экономическое обоснование создания в г.Бишкек предприятия по производству муки и мучных изделий. Объектом исследования является ЗАО «АКУН». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
обосновать роль и значение прибыли и рентабельности в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ЗАО «АКУН»;
проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ЗАО «АКУН».

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…...3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПрибылИ и рентабельностИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Экономическая сущность прибыли в рыночной экономике….……7
«Экономический эгоизм» как стимул высокой эффективности.…18
Механизм использование прибыли в деятельности……………..…24
2. Анализ прибыли и рентабельности ЗАО « АКУН»……..…..36
2.1. Анализ рынка по производству муки и мучных изделий в Кыргызстане…………………………………………………………………….36
2.2.Методика анализа рентабельности и расчет доли на рынке ЗАО « АКУН» …………………………………………………………………………..44
2.3. Анализ использование прибыли ЗАО «АКУН………………………….50
3. Пути повышения прибыли и эФФективности ее использованиена предпритиях КР…………………………….. 58
3.1. Модернизация как основа повышения прибыли……………………58
3.2. Создание благоприятных условий для использования прибыли…..62
Заключение ……………………………………………………………………..68
Список использованной литературы…………………………………………72

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование прибыли и рентабельности.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

  Объектами модернизации становятся не только продукция, изделия, но и технологические, экономические, организационные, социальные и управленческие аспекты. Модернизация производства предполагает повышение уровня техники и технологии используемой на предприятии. Обновление  основных производственных фондов, как правило, осуществляется по мере обнаружения различных неполадок техники и технологии, машин и оборудования. По моему мнению, эффективность деятельности предприятия при осуществлении программы по реконструкции и модернизации во многом определяется рациональностью производственной структуры, а также организацией ее функционирования.                              

 Особую  роль играет модернизация при повышении  прибыли продукции. На этапе модернизации параметры повышения прибыли характеризуют  технический уровень изделия, продукта как суммарный результат исследований, проектирования, конструирования, технологических решений, стандартизации и унификации. На стадии модернизации может быть заложен требуемый уровень технико-экономических и социальных параметров новой продукции, решается проблема выбора аналога мирового уровня.1   Модернизация  отражает меру выполнения требований и норм к качеству, содержащихся в технической документации.

   В современных условиях можно  выделить следующие основные направления  по модернизации производства:

  1. создание и внедрение в производство  новых изделий и технологий (продуктовые  и технологические новшества); 
  2. проведение модернизации выпускаемых и технологических процессов;
  3. создание и внедрение новых  экономических, организационных,  социальных структур и механизмов, различных мероприятий по совершенствованию  всех элементов производства и управления.

    На  первый взгляд, кажется, что первое и второе направления автоматически  вызовут за собой реализацию и  третье направление. Однако модернизация производства может быть связана  не только с созданием и внедрением новой технологии, но и с реконструкцией технической базы производства. В этом случае  выпускаемая продукция остается неизменимой, увеличивается объем выпуска основной продукции, в связи с изменением системы организации производства и управления.

   Таким образом, модернизация представляет комплексный процесс, так как модернизации подвергаются отдельных отрасли промышленности, а также  предприятия путем обновления не только изготовляемой продукции, но и технологии, техники, управления производством. 

    Механизм  модернизации как основа повышение прибыли представлен нами такими взаимодействующими элементами, как предпринимаемые методы, способы и меры, необходимые для своевременного и на должной инновационной основе воспроизводства основных производственных фондов. При этом рациональное взаимодействие элементов данного механизма, по нашему мнению, возможно в условиях такого сочетания, которое ориентировано на экономический рост, повышение эффективности производства, уровня конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции.

    Модернизация  внедрения современного программного обеспечения, до замены производственного оборудования на новое, более производительное. Внедрение разного рода корпоративных систем управления, т.е. программного обеспечения, которое должно позволить автоматизировать часть бизнес-процессов предприятия, либо повысить уровень коммуникаций сотрудников. К ним относятся программы для электронного документооборота, CRM и ERP-системы, и еще множество других, включая корпоративные веб-порталы. Использование автоматизации давно зарекомендовало себя как очень хороший способ повышения эффективности предприятия.

   Замена оборудования для развивающегося предприятия должна проводиться обязательно, но это самый затратный способ, потому что для модернизации обычно требуются значительные инвестиции, а сроки окупаемости нового оборудования, обычно исчисляются несколькими годами. Поэтому, повышение эффективности за счет модернизации возможно, но только если вы сможете правильно определить ограничение, т.е. «узкое место» на вашем предприятии.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Создание благоприятной условий для использования прибыли

 

Для того чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по увеличению прибыли, необходимо классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс.

Все факторы делятся на две группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

  • рыночно-конъюнктурные:
  • диверсификация деятельности организации;
  • повышение конкурентоспособности в оказании услуг;
  • организация эффективной рекламы новых видов продукции;
  • уровень развития внешнеэкономических связей;
  • изменение тарифов и цен на поставляемые виды услуг и продукции в результате инфляции,
  • хозяйственно-правовые и административные:

налогообложение;

  • нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организации;
  • государственное регулирование тарифов и цен.

 

К внутренним факторам относятся:

  • материально-технические (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы);
  • организационно-управленческие (освоение более совершенных видов продукции и услуг, информационное обеспечение, разработка стратегии и тактики деятельности организации);
  • экономические (финансовое планирование деятельности организации, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли);
  • социальные (повышение квалификации работников, создание благоприятных условий труда, оздоровления и отдыха работников).

 

Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых является изменение:

    • отпускных цен на реализованную продукцию;
    • объема продукции;
    • в структуре реализации продукции;
    • себестоимости за счет структурных сдвигов;
    • цен на материалы и тарифов на услуги;
    • цен на 1 сом. продукции.

 

На величину прибыли оказывает влияние эффект производственного и финансового рычага.

   Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема реализации продукции. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом чем больше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага.

  Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет снизить как налогооблагаемую прибыль, так и налог на прибыль. Однако риск финансовой деятельности организации при этом возрастает.

   Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли ЗАО « АКУН» является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Рисунок 1 - Блок-схема увеличения прибыли ЗАО «АКУН» от реализации продукции

Для определения резервов роста прибыли за счет резервов увеличения объема реализации продукции ЗАО  «АКУН» необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

На ЗАО «АКУН» при существующем оборудовании и уровне организации производства максимальный объем производства может достигать значения 37 тыс. тонн. в год.

Таким образом, резерв роста объема реализации продукции составляет:

9137 - 9125 = 12 тыс. тонн.

В отчетном году сумма прибыли, приходящаяся на единицу продукции составила:

19,25 тыс. сом. / 19 тыс.тонн = 1,05 тыс. сом/тонн.

Резерв роста прибыли составляет:

912 тыс.сом  * 1,05 тыс.сом/тонн. = 957,6 тыс. сом.

2. Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:

Расчеты экономистов предприятия показали, что при более высоком уровне организации рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации потоковых процессов на предприятии, при более рациональном использовании основных и оборотных средств предприятия себестоимость можно снизить на 0,20 сом.

При этом прибыль увеличится на следующую величину:

0,20*(9125 + 912) = 2007.4 тыс. сом.

3. Что касается такого фактора, как качество продукции, то в данном случае его рассматривать нецелесообразно, поскольку предприятие выпускает продукцию только одного сорта в соответствии с требованиями ГОСТа.

4. Аналогично тому, как был подсчитан резерв увеличения прибыли за счет уменьшения себестоимости можно подсчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены.

Уровень среднереализационных цен ЗАО « АКУН» может быть увеличен путем поиска более выгодных рынков сбыта, где эту продукцию возможно реализовать по более высоким ценам.

При оптимизации структуры рынков сбыта на данном предприятии реально повысить уровень среднереализационных цен на 0,15 сом.

Повышение прибыли в этом случае составит:

Р­Пц = 0,15*(9125 + 912) = 1505,55 тыс. сом.

В заключение анализа ЗАО «АКУН» необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли

Влияние резервов роста прибыли ЗАО «АКУН» на ее изменение

Источник резервов

Соответствующее увеличение прибыли, тыс. сом.

Увеличение объема продаж

957.6

Снижение себестоимости продукции

2007,4

Оптимизация структуры сбыта

1505,55

Итого

4470.55


 

Резервы увеличения рентабельности

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продаж являются, увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

,

где Р­R – резерв роста рентабельности;

       Rв   – рентабельность возможная;

Rф  –  рентабельность фактическая;

Р­П – резерв роста прибыли от реализации продукции;

VРПвi - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

Свi - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Пф – фактическая прибыль от реализации продукции;

   Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Резерв повышения уровня рентабельности составит:

Р­R = (9581,250+ 4470,55)*100 / (10037,500*2.055)  - (9581,250 / 18295.625) = 67,6%

Мы видим, что после внедрения описанных выше мероприятий рентабельность производственной деятельности может увеличиться на 67,6%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Актуальность темы обусловлено тем, что прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий.  Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства.  Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Показатели рентабельности ЗАО «АКУН» более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности ЗАО «АКУН» и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности ЗАО «АКУН» можно объединить в несколько групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

выводы:

Прежде всего, нельзя не заметить, что результаты деятельности ЗАО «АКУН» в 2011 году заметно ухудшилось по сравнению с 2010 г.

А именно:

  • Физический выпуск и реализация продукции ЗАО «АКУН» увеличились на 25%
  • Выручка от реализации ЗАО «АКУН» повысилась на 27,04%
  • Затраты на 1 сом. реализованной продукции ЗАО «АКУН» увеличились на 3.77%
  • Прибыль от реализации продукции ЗАО «АКУН» увеличилась на 25%
  • Рентабельность продаж ЗАО «АКУН» уменьшилась на 0,55%

  В  работе ЗАО «АКУН» есть и некоторые отрицательные моменты:

  • Часть своей продукции ЗАО «АКУН» реализует по более низким ценам другим предприятиям в форме взаимозачетов, что отрицательно сказывается на его финансовых результатах;
  • Нельзя не отметить некоторое увеличение себестоимости единицы продукции в 2011г. по сравнению с 2010 г., хотя, скорее всего оно вызвано инфляционными моментами и компенсируется увеличившейся ценой;

Информация о работе Формирование прибыли и рентабельности предприятия