Формирование стратегии деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление и обоснование подходов к формированию стратегии компании в условиях развивающегося рынка.
Для реализации заданной цели в работе поставлены следующие задачи:
· изучить литературу по теме исследования;
· оценить состояние и перспективы развития предприятия;
· определить позиции предприятия на товарном рынке;
· рассмотреть процесс установления долгосрочных целей и задач;
· исследовать выбор базовой стратегии деятельности предприятия;
· определить возможные варианты реализации базовой стратегии;
· дать оценку ресурсоемкости вариантов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Долгосрочные цели и задачи деятельности предприятия………………..5
Оценка состояния и перспектив развития предприятия…………………5
Позиционирование предприятия на товарном рынке…………………...6
Установление долгосрочных целей и задач……………………………...10
Выдвижение вариантов стратегии деятельности предприятия…………..13
Выбор базовой стратегии деятельности предприятия…………………..13
Определение возможных вариантов реализации базовой стратегии…...16
Оценка и выбор варианта реализации стратегии деятельности предприятия…………………………………………………………………….18
Оценка ресурсоемкости вариантов……………………………………….18
Прогнозирование результатов деятельности предприятия…………….20
Выбор варианта реализации стратегии……………….………………….23
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по статег менеджментуууууу.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

 

МиНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение 

высшего профессионального  образования

«тюменский  государственный нефтегазовый  университет»

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Кафедра экономики  товарных рынков

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: «Стратегический менеджмент»

на тему: «Формирование стратегии деятельности предприятия »

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. МТЭК-09-1

Байрикова Т.С.

 

Научный руководитель:

 Асс.  Симарова Ирина Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3


  1. Долгосрочные цели и задачи деятельности предприятия………………..5
  2. Оценка состояния и перспектив развития предприятия…………………5
  3. Позиционирование предприятия на товарном рынке…………………...6
  4. Установление долгосрочных целей и задач……………………………...10
  5. Выдвижение вариантов стратегии деятельности предприятия…………..13
  6. Выбор базовой стратегии деятельности предприятия…………………..13
  7. Определение возможных вариантов реализации базовой стратегии…...16
  8. Оценка и выбор варианта реализации стратегии деятельности предприятия…………………………………………………………………….18
  9. Оценка ресурсоемкости вариантов……………………………………….18
  10. Прогнозирование результатов деятельности предприятия…………….20
  11. Выбор варианта реализации стратегии……………….………………….23

Заключение……………………………………………………………….25

Список  литературы……………………………………………………….27

 

 

ВВЕДЕНИЕ


 

Актуальность темы исследования. Нынешнее состояние российской экономики  характеризуется медленным выходом  из системного кризиса и формированием  рыночной модели, в которой заметно  присутствие государства. Трудности  экономических преобразований во многом связаны с недостаточным вниманием  к разработке стратегии развития субъектов хозяйствования и предающих  предприятиям статус — основного  субъекта хозяйствования. В условиях функционирования централизованной плановой экономики, административно-командных  методов управления проблемы формирования и реализации стратегии предприятия  играли второстепенную роль. Рыночная экономика, ориентированная на конечного  потребителя и экономические  методы управления, предопределяет необходимость  исследования понятия экономической  стратегии предприятия и принципов  ее формирования. Разработка теоретических  основ стратегии фирмы и их внедрение в реальную практику является важнейшим условием создания стабильности хозяйственной деятельности предприятия. Это не только создаст положительный  эффект в деятельности конкретного  субъекта хозяйствования, но и стабилизирует  окружающую экономическую среду.

Актуальность данной темы вызвана  необходимостью выхода российских нефтяных компаний, в частности «ТНК-ВР», на новые рынки, что диктуется стремлением к усилению вертикальной интеграции, приближению к рынкам сбыта и охватом всей цепочки производства и продажи нефти и нефтепродуктов.

Цель исследования: выявление и  обоснование подходов к формированию стратегии компании в условиях развивающегося рынка.

Для реализации заданной цели в работе поставлены следующие задачи:

·   изучить литературу по теме исследования;

·   оценить состояние и перспективы развития предприятия;

·   определить позиции предприятия на товарном рынке;

·   рассмотреть процесс установления долгосрочных целей и задач;

·   исследовать выбор базовой стратегии деятельности предприятия;

·   определить возможные варианты реализации базовой стратегии;

·   дать оценку ресурсоемкости вариантов;

·   изучить прогнозирование результатов деятельности предприятия;

·   проанализировать выбор варианта реализации стратегии.

Для реализации поставленных в исследовании задач использовались методы функционального, экономико-статистического, сравнительного и системного анализа, графические  интерпретации. Обработка полученных данных проводилась с использованием информационно-компьютерных технологий и современных прикладных программных  продуктов.

Рассматриваемая в исследовании проблематика характеризуется недостаточной  теоретической разработанностью.

В исследовании были учтены и обобщены работы указанных авторов и других ученых по различным аспектам рассматриваемой  проблемы, нормативные документы  и специальная литература. В своей  работе автор не ограничивается теорией. Приведены примеры из практики.

Источниками фактологического, информационного  и статистического материала  при работе над исследованием  послужили аналитические и статистические материалы ООО «Тюменский нефтяной научный центр» (ТННЦ), тематические аналитические обзоры деятельности российских компаний и др.

Структура и объем исследования: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

 

 

1 ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Оценка состояния и перспектив развития предприятия

 

ООО «Тюменский нефтяной научный центр» (ТННЦ) создано 8 ноября 2000 года для выполнения научно-исследовательских  и проектных работ в области  геологоразведки и разработки месторождений. С 2003 года ТННЦ является научно-техническим  центром ТНК-ВР и выполняет работы для более, чем 100 месторождений нефти  и газа Западной Сибири (Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область), Восточной  Сибири (Иркутская область) и Волго-Уральского региона (Оренбургская область).

Ключевым  поворотом в развитии ТННЦ стал 2003 год, когда Альфа-групп, Access Industries/Ренова и British Petroleum объявили о создании новой нефтяной компании ТНК-ВР. Образование компании ТНК-ВР обеспечило для ТННЦ доступ ко всем современным технологиям и профессиональным навыкам, которыми располагали западные специалисты. Развитие Центра в последующие годы было сфокусировано на соблюдении условий лицензионных соглашений, связанных с разработкой проектной документации и программ ГРР.

Сегодня ТННЦ имеет  в своем составе  несколько блоков: Блок управления разработкой, Блок управления геологоразведкой, Блок поддержки бизнеса и технологий, а также Финансовый блок.

Оценку  потенциала предприятия в системе  формирования стратегий развития проводят с целью определения достаточности  у предприятия финансово-экономических  ресурсов для эффективного обеспечения  не только стратегической инновационной, но и текущей производственной деятельности. Назначение данного подхода заключается  в том, что он позволяет установить динамичное соответствие между текущей  производственной и стратегической инновационной деятельностью предприятия и сделать окончательный выбор в пользу его дальнейшего развития.

SWOT-анализ деятельности ТННЦ

Таблица 1.1

Сильные стороны

Слабые стороны

Высокая степень концентрации ресурсной  базы

Низкая степень обеспеченности запасами

Развитый сегмент нефтепереработки и сбыта

Проблемные отношения  с государственными органами власти

Активное использование рынка  заемного капитала

Истощенность крупнейшего  месторождения компании – Самотлорского

Высокая дивидендная доходность по привилегированным акциям

Отсутствие темпов роста  нефтедобычи в ближайшие два  года

Низкий уровень капиталовложений, что увеличивает денежный поток  компании

Низкая ликвидность акций

   

Возможности

Угрозы

Благоприятная конъюнктура на рынке  углеводородов

Риски снижения цен на нефть

Перспективы развития газового бизнеса

Политические риски

Оптимизация портфеля активов компании

Риск утраты контроля над  издержками

Приобретение новых лицензий из нераспределенного фонда недр

 

Новые проекты компании позволят ТНК-BP нарастить добычу

 

 

Тюменский нефтяной научный центр (ТННЦ) ставит своей целью стать единым корпоративным научно-техническим центром, обеспечивающим разработку и применение в ТНК-ВР технологий и современных научных подходов на всех этапах «жизненного цикла» месторождений Компании, что позволит наиболее полно и эффективно реализовать их добычной потенциал.

В районах  существующей нефтедобычи и на освоенных  территориях с развитой инфраструктурой (Браунфилд) ТННЦ обеспечивает изучение остаточного ресурсного потенциала и проектирование методов поддержания  добычи и увеличения нефтеотдачи.

На неосвоенных  территориях (Гринфилд), на которых  были открыты крупные месторождения, ТННЦ участвует в формировании новых  центров нефтедобычи ТНК-ВР.

Деловая практика компании включает в себя 5 областей:

  • этика ведения бизнеса;
  • сотрудники;
  • отношения со сторонними организациями;
  • охрана труда, безопасность и защита окружающей среды;
  • контроль и финансы.

 

1.2  Позиционирование предприятия на товарном рынке

 

На современном  этапе развития рыночных отношений  в России наблюдается сильная  конкуренция. Выжить в условиях острой конкуренции могут лишь те предприятия, которые смогут обеспечить потребителям представление таких услуг, которые  отвечают их ожиданиям и требованиям. И для этого необходимо разрабатывать  и придерживаться стратегий позиционирования, как самого предприятия, так и  производимых товаров и услуг.

Современные черты стратегического  позиционирования – это глобализм, активность, инновационность, интегрированность, предпочтение структурных исследований рынка, активное использование связей с общественностью, целевая ориентация маркетинга на сбалансированность, гармонизацию интересов фирмы, потребителей и общества в целом, партнерство всех участников отношений рыночного обмена и некоммерческого распределения общественных благ.

Геологоразведочные работы (ГРР), обеспечивающие восполнение запасов  углеводородов за счет открытия новых  залежей и месторождений, являются основой стабильного и устойчивого  развития любой крупной нефтяной компании. В ТНК-ВР работы проводятся по трем направлениям в зависимости от степени изученности и освоения района нефтедобычи:

  • геологоразведка в районах существующей нефтедобычи (Браунфилд), направленная на изучение остаточного ресурсного потенциала на уже освоенных территориях с развитой инфраструктурой;
  • геологоразведка на неосвоенных территориях (Гринфилд), в задачи которой входит поиск и формирование новых центров нефтедобычи на участках; где уже были открыты крупные месторождения (пример: Уватский проект);
  • геологоразведка в новых регионах (Блуфилд) – анализ перспектив освоения территорий и обоснование приобретения новых лицензионных участков для последующего геологического изучения.

В рамках данного направления  выполняются следующие работы:

  • региональные проекты по оценке неразведанного нефтегазового потенциала;
  • анализ и интерпретация сейсмических данных 2D/3D;
  • наполнение и мониторинг баз данных сейсмических исследований;
  • построение сейсмогеологических моделей;
  • разработка и сопровождение программ геологоразведочных работ;
  • подготовка рекомендаций на размещение поисковых и разведочных скважин;
  • оперативный подсчет запасов по результатам ГРР;
  • инновационные методы и анализы в ГРР.

Успешность поискового и  разведочного этапа геологоразведочных работ в значительной степени  зависит от качества и количества исходной информации о геологическом  строении месторождений. Одним из основных источников информации, используемых при изучении геологического строения пород, являются данные сейсморазведки.

Логическим продолжением работ по геологическому изучению территорий и оперативному подсчету запасов  являются работы по проектированию разработки месторождений, подсчету запасов по результатам разработки, а также  работы научно-исследовательского сопровождения  процесса разработки месторождений.

Задача департаментов  ТННЦ по разработке месторождений –  анализ, подбор и детальное проектирование наиболее эффективных методов и  технологий добычи залегающих в пласте запасов нефти, газа и конденсата. Рекомендуемая технология должна обеспечить как наиболее полное извлечение нефти, так и получение максимального  экономического эффекта для добывающего  предприятия. Актуальность выполняемых  ТННЦ работ заключается в том, что именно в Центре проектируются  концептуальные технологические решения, которые позже, после детальной  проработки, будут применяться на месторождениях Компании.

В соответствии с российским законодательством недропользователи  регулярно отчитываются перед государственными органами обо всех изменениях величин  запасов, произошедших за календарный  год. Изменения могут происходить  по многим причинам: извлечение нефти  за счет добычи, обновление информации по результатам эксплуатационного  бурения и проведенных ГТМ, выполнение мероприятий программ ГРР, пересчет запасов, приобретения/сдачи лицензионных участков.

Информация о работе Формирование стратегии деятельности предприятия