Формирование цены товара в условиях монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:42, доклад

Краткое описание

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование цены товара в условиях монополистической конкуренции.docx

— 26.57 Кб (Скачать файл)

     Формирование  цены товара в условиях монополистической  конкуренции. 

     Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей  и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком  диапазоне цен. Наличие диапазона  цен объясняется способностью продавцов  предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут  отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.

     Для монополистической конкуренции  не требуется наличие сотен или  тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, например, 25, 35, 60 или 70 в каждой отрасли. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:

     1. Малая доля рынка. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночными ценами.

     2. Невозможность сговора. Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен почти невозможны.

     3. Независимость действий. Когда в отрасли действует много фирм. Между ними нет жёсткой взаимной зависимости; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов.[1]

     В противоположность совершенной  конкуренции одним из основных признаков  монополистической конкуренции  является дифференциация продукта. В  условиях монополистической конкуренции  фирмы производят продукты, немного  отличающиеся от товаров соперников в том, что касается характерных  внешних атрибутов (признаков) продукта, качества услуг, местоположения и доступности  товаров или других характеристик.

     Каждая  фирма, находясь в условиях монополистической  конкуренции, проводит собственную  ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры  выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами  на единицу продукции. Снижение объема продаж и повышение затрат на единицу продукции – все это своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров.[2]

     При монополистической конкуренции  линия спроса на продукцию производителя  имеет отрицательный наклон, поскольку  на рынке продаются товары – заменители, что даёт возможность получить монопольную  прибыль в краткосрочном периоде. Из-за отсутствия каких-либо существенных ограничений на вход в отрасль  других производителей и выход из неё в долгосрочном периоде экономическая  прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.

     Одной из важных характеристик дифференциации продукта является ограниченный контроль над ценами со стороны производителей и продавцов в условиях монополистической  конкуренции из-за относительно большого числа фирм, действующих в конкретном секторе рынка. При монополистической  конкуренции потребители выбирают продукцию определённых продавцов  и в известных пределах платят более высокую цену за неё, чтобы  реализовать свои предпочтения. На таком рынке продавцы и покупатели не связаны стихийно, как на рынке  совершенной конкуренции. Однако, контроль фирмы действующей в условиях монополистической конкуренции, над  ценой весьма ограничен, поскольку  существует множество потенциальных заменителей её продукта.

     Кривая  спроса, с которым сталкивается продавец в условиях монополистической конкуренции, является в высокой степени эластичной, но не совершенно эластичной. Степень  эластичности кривой спроса фирмы в  условиях монополистической конкуренции  зависит от числа конкурентов  и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов  и слабее дифференциация, тем больше эластичность кривой спроса каждого  продавца, то есть тем ближе ситуация к условиям совершенной конкуренции.[3]

     На  краткосрочном временном интервале  в условиях монопольной конкуренции  фирмы будут выбирать цену и объём  выпуска, максимизирующие прибыль и минимизирующие убытки, также исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Сходная ситуация имеет место и на долгосрочном временном интервале. Максимизация прибыли в этом периоде в условиях монополистической конкуренции предполагает объём выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.

     В условиях монополистической конкуренции  предприятие формирует цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства.

     При монополистической конкуренции  предприятия используют разные варианты ценообразования:

     • установление цен по географическому  принципу, когда предприятие реализует  продукцию потребителям в разных регионах по разным ценам;

     • установление цены ФОБ в месте  происхождения товара означает, что  товар передается транспортной организации  на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность  за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке. Однако для удаленных покупателей продукция предприятия может оказаться слишком дорогой и не выдержать конкуренцию местных производителей;

     • установление единой цены с включенными  в нее расходами по доставке является полной противоположностью метода установления цены ФОБ в месте происхождения  товара. В этом случае предприятие  назначает единую цену с включением в нее одной и той же суммы  транспортных расходов. Метод относительно прост в применении и дает возможность предприятию рекламировать единую цену в общенациональном масштабе;

     • установление зональных цен представляет собой нечто среднее между  методом цены ФОБ в месте происхождения  товара и методом единой цены с  включенными в нее расходами  по доставке. Предприятие выделяет две или более зон, в пределах которых устанавливаются единые зональные цены. Обычно зональные  цены увеличиваются по мере удаленности зоны;

     • установление цены применительно к  базисному пункту позволяет продавцу выбрать тот или иной город  в качестве базисного и взимать  со всех заказчиков транспортные расходы  в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка. Для достижения большей  гибкости предприятие может выбирать в качестве базисных несколько городов. В этом случае транспортные расходы  исчисляются от ближайшего к заказчику базисного пункта;

     • включение в цену расходов по доставке может быть выгодным для продавцов, заинтересованных в поддержании  деловых отношений с конкретными  покупателями или с определенными  географическими районами. В этом случае обычно предполагается, что  стабильность сбытовых отношений позволит расширить объемы деятельности и  снизить средние издержки, обеспечивая  покрытие дополнительных транспортных расходов.[4]

 

     Заключение 

     Монополистическая конкуренция относится к отраслям, в которых действует относительно большое число фирм, не участвующих  в сговорах и производящих дифференцированную продукцию, при условии легких входа и выхода из отрасли.

     Главное условие стабильности системы, основанной на товарных отношениях, – отлаженность механизма ценообразования, который  представляет собой способ формирования цены, технологию её зарождения, функционирования и изменения. При разработке этого  механизма необходимо учитывать  многие факторы, такие, как издержки на производство и реализацию продукции, конъюнктура рынка, государственное регулирование. Механизм ценообразования в нашей стране не отлажен и слабо подкреплён законодательными и нормативными актами, что приводит к нежелательным экономическим последствиям, например инфляции. Поэтому весьма важно преждевременно определить ценовую стратегию предприятия. 

     Список  литературы

  1. «Основы экономики», автор: В.Д. Камаев, М издательство Владос, 2002 год издания.
  2. «Экономикс», авторы: К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, М издательство Инфра-М, 1995 год издания.
  3. Емцов Р.Г., Лукин Ю.М. Микроэкономика: Учебник. - М.: «ДИС», 1997 год издания.
  4. Эффективное ценообразование: рыночные ориентиры. Международный центр финансово-экономического развития, В.В. Герасименко, – М.: 1997 год издания.

Информация о работе Формирование цены товара в условиях монополистической конкуренции