Формы организационной деятельности инновационных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:24, реферат

Краткое описание

Под инновационным предпринимательством понимают особый вид коммерческой деятельности, имеющий целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах народного хозяйства.
В отличие от классического предпринимательства инновационное основывается на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления) или на создании нового, инновационно-ориентированного предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 35.96 Кб (Скачать файл)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Под инновационным предпринимательством понимают особый вид коммерческой деятельности, имеющий целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах народного хозяйства.   

В отличие от классического  предпринимательства инновационное  основывается на поиске новых путей  развития действующего предприятия (новой  продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления) или на создании нового, инновационно-ориентированного предприятия.

Существенное отличие  инновационных организаций заключается  в том, что создание инноваций  для них — это разновидность  бизнеса, тогда как в большинстве  организаций — это функция, часть  общей деятельности предприятия. Эффективность  деятельности предприятия во многом зависит от того, насколько оно  адаптировано к внешней среде, в  какой мере гибки и подвижны его  структуры, в какой мере оно способно к нововведениям.

Организации в развитых корпорационных структурах формируются на двух уровнях: уровне простой организации, не включающей в свою структуру другие организации (условно называемым фирменным уровнем) и уровне корпорации (объединения, финансово-промышленной группы), включающего другие организации, которые управляются специальной  холдинговой компанией. Все это  приводит к созданию различных инновационных  организационных форм. У крупных  и мелких организаций разная инновационная  активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому  корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, выращивая  их руководителей в специальных  “инкубаторных программах”. Такие  организации имеют организационную  форму “фирмы-инкубатора”. Распространение  новых сложных промышленных продуктов  и технологий иногда происходит в  организационной форме “франчайзинга” или “лизинга”. Реализация региональных научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций: различного рода научно-промышленных центров. В силу рискованности инновационных проектов возникают адекватные организационные формы инвесторов в виде “венчурных фондов” и инновационные формы создателей новаций – рисковых инновационных фирм.

Крупные формы  организации инновационной деятельности

Консорциум (от лат. consortium — соучастие, сотоварищество) — временное добровольное соглашение между несколькими фирмами, банками, компаниями для совместного осуществления какого-либо проекта, финансирования крупного мероприятия, строительства дорогостоящего объекта, осуществления целевой научно-технической, природоохранной или иной программы, размещения займа и т. п. Банки нередко объединяются в консорциумы для проведения крупных и многообещающих, но рискованных проектов и таким образом уменьшают степень риска для каждого из них. Консорциум позволяет концентрировать средства, выделение которых не по силам отдельному банку, повысить престижность и привлекательность осуществляемого мероприятия и тем самым облегчить привлечение средств вкладчиков, акционеров. Члены консорциума заключают между собой договор, соглашение, в котором предусматривается доля каждого из них в затратах, финансировании проекта или мероприятия и соответственно в ожидаемой прибыли, форма участия в осуществлении мероприятия, другие условия функционирования консорциума. Один из членов консорциума избирается его главой или лидером. В соглашении определяются функции лидера, предоставляемые ему полномочия, которые он выполняет от имени консорциума. Большим преимуществом консорциальных соглашении является их гибкость разнообразие форм, отсутствие жестких требований, ограничивающих возможности организации консорциума. Иногда инициатором создания консорциума выступает государство, заинтересованное в решении крупной научно-технической либо иной проблемы или в привлечении средств банков, фирм для осуществления дорогостоящих проектов (например, строительства дорог, каналов, портов и т. п.). Участники консорциума полностью сохраняют экономическую самостоятельность, могут одновременно входить в другие К., ассоциации и т. п. По выполнении задачи, для решения которой создавался консорциум он прекращает свою деятельность.

Концерн - это уставные объединения предприятий, промышленности, научных организаций, транспорта, банка, торговли и д.р. на основании полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей. Могут быть и другие объединения по отраслевому, территориальному и другим признакам. Объединения, как и предприятия, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные и сводные балансы, расчетные счета в банках, печать со своим наименованием.

В зависимости от характера  интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов:

  • вертикальный концерн - концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные);
  • горизонтальный концерн - концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

Деятельность концерна может  распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить компании одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens - электротехническую промышленность).

Концерны действуют в  тех отраслях экономики, где развито  крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная  металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

С точки зрения системы  участия в капитале можно выделить два вида концернов:

  • концерн подчинения - концерн, организованный в виде управляющей и дочерних компаний;
  • концерн координации - концерн, состоящий из сестринских обществ, т. е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями.

Тем самым все участники  концерна оказывают взаимное влияние  на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством. Концерн  подчинения создается, как правило, для объединения производств  по технологической цепочке, а концерн  координации - в целях интеграции таких видов деятельности как  проведение единой финансовой или научно-технической  политики, согласованного производственного  развития компаний, кадровой политики и т. п.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая  производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы. Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс. компаний.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) - хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.

ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты.

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ можно отнести  следующие:

1) интеграция входящих  в них звеньев не только  через объединение финансовых  ресурсов и капиталов, но также  и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую  политику;

2) наличие общей стратегии;

3) добровольное участие  и сохранение юридической самостоятельности  участников;

4) структура ФПГ позволяет  решать многие вопросы (в том  числе проблемы, связанные с безопасностью)  с меньшими издержками, чем на  других крупных предприятиях  и в объединениях.

ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или  торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к  ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных  или банковских организаций.

Специфические формы  организации инновационной деятельности

Технопарк  — гибкая научно-производственная структура, представляющая собой полигон по созданию и эффективному продвижению наукоемкой продукции. Является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение. К основным задачам создания технопарков можно отнести:

  • превращение знаний и изобретений в технологии;
  • превращение технологий в коммерческий продукт;
  • передачу технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;
  • формирование и рыночное становление наукоемких организаций;
  • поддержку организаций в сфере наукоемкого предпринимательства.

Технопарки позволяют  сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного  предпринимательства, создание новых  малых и средних организаций, разработки, производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки  конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Технополис представляет собой научно-производственный комплекс, созданный на базе отдельного небольшого города с развитой инфраструктурой и обеспечивающий его жизнедеятельность. В основном в технополисах принимают участие крупные компании, заинтересованные в проведении исследований и развитии новых фирм. Как правило, технополисы связаны с электроникой, биотехнологиями, информатикой, высокоточным машиностроением и другими наукоемкими производствами, а также приоритетным развитием наукоемких технологий, концентрацией научных сил на тех направлениях науки, которые будут определять уровень производства XXI в.

Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля приобретает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2—3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Свое предназначение бизнес-инкубатор  осуществляет посредством выполнения следующих функций.

  • Обеспечение систем поддержки организаций за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки.

Осязаемая поддержка — это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, рекламных, информационных, консультационных услуг и пр. Неосязаемая поддержка — это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых организаций к интеллектуальному потенциалу, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии доступа к финансовым источникам.

  • Достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Бизнес-инкубатор, за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации, должен подготовить эту организацию к действиям в рыночных условиях. За время пребывания организации в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. разместить производство, найти первых покупателей, получить первые заявки и подписать первые контракты.

Малые формы инновационной  деятельности

Инновационная активность малых  предприятий – это способ их существования, в то время как инновационная  активность крупных предприятий  есть всего лишь фаза развития, стадия их жизненного цикла. Малое инновационное  предпринимательство связано с  процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием  и функционированием рисковых фирм.

Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке  производства и повышения эффективности  показателей социально-экономического развития. Но важнейшей особенностью, характерной лишь дл малых инновационных предприятий, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Такими путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.), повышение конкурентоспособности продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом. Такая важнейшая особенность не может быть ни учтена при определении содержания малого инновационного предприятия. С учетом этого определение малого инновационного предприятия может быть сформулировано следующим образом.

Малые инновационные предприятия  – это относительно новые хозяйствующие  субъекты в сфере рыночной экономики, характеризующие независимостью и  адаптивностью, призванные выполнять  задачи по структурной перестройке  производства, по расширению международного научно-технического сотрудничества и  росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений (прежде всего, принципиально  новых) и создания обстановки восприимчивости  различных инноваций.

Малые инновационные предприятия  располагают значительными конкурентными  преимуществами, часто требуют меньших  капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные  научные, трудовые и информационные ресурсы.

В развитии экономики малые  инновационные предприятия занимают особое место. Значимость их определяется не столько высокой экономической  эффективностью, сколько направленностью  деятельности МИП на внедрение наукоемких видов продукции и технологических  процессов, на повышение конкурентоспособности  производства в отдельных отраслях и в экономике в целом. Малые  предприятия научно-технической  сфере позволили России сохранить  значительную часть высококвалифицированных  кадров.

Конкретно роль малых инновационных  предприятий проявляется в следующем: создание новых рабочих мест; внедрение  новых товаров и услуг; удовлетворение нужд крупных предприятий; обеспечение  потребителей специальными товарами и  услугами.

Венчурные (рисковые) инновационные предприятия 

В составе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, распространение получают специфическая  их форма – рисковый бизнес (рисковые предприятия). Эти организации отличаются небольшой численностью персонала, высоким научным потенциалом, гибкостью  и целенаправленной активностью. Они  в основном занимаются поисково-прикладными  исследованиями, проектно-конструкторскими разработками и освоением на их основе новых видов продукции, технологических  процессов, организационно-управленческих решений. Этим они отличаются от распространенных форм малого бизнеса. Значение рисковых (венчурных) организаций не ограничивается лишь нововведениями. Они формируют  новый инновационно - инвестиционный механизм, соответствующий требованиям структурной перестройки производства и быстрорастущим общественным потребностям.

Информация о работе Формы организационной деятельности инновационных предприятий