Французская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:41, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая система Франции на первый взгляд напоминает немецкую. Здесь так же, как и в Германии, действует социально ориентированная модель экономи¬ки, в центре которой находится «государство благоденствия» (I'Etat providence). Вместе с тем существенным отличием Франции от Германии является тот факт, что если экономические преобразования в послевоенной ФРГ были направлены преимущественно на создание эффективно действовавшего рыночного механиз¬ма, в котором государству отводились регулирующие функции, то во Франции, напротив, государственный сектор экономики был поставлен в центр социально¬го рыночного хозяйства и государство выполняло роль активного хозяйствующе¬го субъекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Французская модель менеджмента..…………………...5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 2 готова.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

Французская модель менеджмента..…………………...5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Франция — крупнейшее государство Западной Европы по размерам территории (около 550 тыс. кв. км) и седьмая страна мира по совокупной величине ВВП (почти $1,7 трлн. по паритету покупательной способности в 2003 г.). Население Франции — 60,7 млн. человек (июль 2005 г.). Подавляющее большинство населения — французы, но иностранные граждане и члены их семей составляют 4 млн. человек, а еще 12 млн. французов являются прямыми потомками выходцев из-за рубежа.

Современному французскому обществу присущи такие черты, как:

• дух классовой борьбы, традиционная неприязнь к ценностям капиталистического общества;

• поддержка левых  политических сил, партий, борющихся  за расширение социальных завоеваний трудящихся;

• синдикализм рабочих  и служащих, очень большой авторитет профсоюзов;

• космополитизм, делающий Францию одним из мировых центров иммиграции с соответствующей культурной средой. Космополитичная Франция вместе с тем не забывает о своей национальной идентичности, при этом поддерживая также и другие франкофонные страны и регионы мира.

Экономическая система  Франции на первый взгляд напоминает немецкую. Здесь так же, как и в Германии, действует социально ориентированная модель экономики, в центре которой находится «государство благоденствия» (I'Etat providence). Вместе с тем существенным отличием Франции от Германии является тот факт, что если экономические преобразования в послевоенной ФРГ были направлены преимущественно на создание эффективно действовавшего рыночного механизма, в котором государству отводились регулирующие функции, то во Франции, напротив, государственный сектор экономики был поставлен в центр социального рыночного хозяйства и государство выполняло роль активного хозяйствующего субъекта. Именно из-за высокой роли государства в экономике такую систему довольно часто называют этатистской моделью. Один из бывших премьер-министров страны Эдуард Балладюр дал довольно точную характеристику такой активной роли французского государства в хозяйственной жизни, назвав его государством-планификатором (I'Etatplanificateur).

О значительной роли государства  в экономике Франции говорят следующие факты. Государство перераспределяет через консолидированный бюджет свыше половины ВВП (54,5% в 2003 г.). Количество занятых в государственном секторе составляет около четверти всего экономически активного населения страны. Почти треть всей собственности в экономике приходится на долю государства. Крупнейшие французские ТНК — такие, как Elf Aquitaine (добыча и переработка нефти), Renault (автомобилестроение), Thompson (электроника и электротехника), France Telecom (связь) — вплоть до начала радикальной приватизации конца 1990-х гг. являлись либо полностью государственными компаниями, либо предприятиями с государственной долей участия. На примере таких государственных или полугосударственных концернов особенно очевидным стало сращивание экономической и политической власти государства.

 

 

 

 

 

 

Французская модель менеджмент

 

Основоположником французской  модели менеджмента с полным основанием можно считать выдающегося ученого, блестящего инженера-практика и организатора промышленности Анри Файоля (1841-1925). Его исследования явились важным вкладом в терию классического менеджмента и стали хорошей базой становления национального менеджмента.

Теория административного  менеджмента, разработанная А. Файолем, близка рациональной (бюрократической) теории М. Вебера и Ф. Тейлора. Однако если в научном менеджменте Ф. Тейлора основное внимание уделялось производственным системам, то А. Файоль разработал принципы менеджмента для организации в целом. Суть его «административного менеджмента» состоит в том, что управление, как и у М. Вебера, опирается не столько на личные качества индивидуумов, сколько на институты и установленный порядок (законы, правила, инструкции, дисциплину).

Основные идеи А. Файоля были сформулированы в 14 принципах:1

    1. разделение труда;
    2. полномочия и ответственность;
    3. дисциплина;
    4. единовластие;
    5. единство направления и единый план работы для всех;
    6. подчиненность частных интересов общему;
    7. вознаграждение;
    8. централизация;
    9. скалярная цепочка;
    10. порядок;
    11. справедливость;
    12. продолжительность пребывания персонала в должности;
    13. инициатива;
    14. корпоративный дух.

А. Файоль подчеркивал, что  использование им термина «принципы» не подразумевает что-либо жесткое  или абсолютное. По его мнению, это  был вопрос пропорций, принципы должны быть гибкими, они приспосабливаются к каждой потребности; вопрос их использования – дело знаний, сложного искусства обретения понимания, опыта принятия решений.

Идеи А. Файоля существенно  продвигали теорию классического менеджмента  и были типичны для него. С точки зрения деловой практики принципы А. Файоля отлично работают в определенных условиях: наличие четкой задачи, предсказуемый спрос на продукцию или услуги, небольшие конструктивные изменения, периодически вносимые в изготавливаемый продукт, и рабочие, ведущие себя именно так, как было запланировано их руководителями. Аналогичный подход с большим успехом использовался многими организациями, особенно теми из них, бизнес которых предполагает функционирование большого количества географически удаленных торговых точек, призванных предоставлять стандартное и предсказуемое обслуживание (банки, системы отраслей, агентства по найму персонала, агентства по недвижимости).2

Однако данный подход имеет и определенные ограничения, ибо он обладает недостаточным эмпирическим универсализмом.

Тем не мене под большинством принципов А. Файоля и сегодня  подпишутся многие менеджеры самых  разных школ и стран. А. Файоль оказал большое влияние на формирование классического менеджмента.

Экономика Франции

Франция – крупнейшая государство Западной Европы по размерам территории и седьмая страна мира по совокупной величине ВВП. Население Франции – 61 млн. человек (на июль 2007г.). подавляющее большинство населения – французы, но иностранные граждане и члены их семей составляют 4 млн. человек, а еще 12 млн. французов являются прямыми потомками выходцев из-за рубежа.

Основные природные  ресурсы – это железные руды, каменный уголь, бокситы, природный  газ, уран, вольфрам, тальк, свинец, олово, серебро. Тем не менее страна является нетто-импортером сырьевых и топливных ресурсов. Для Франции характерен также широкий диапазон климатических условий, позволяющий развиваться и морским курортам, и центрам горнолыжного спорта и альпинизма. Богатая история и культурное наследие Франции делают ее самой посещаемой страной мира для иностранных туристов, а столица государства Париж – это, по выражению Э. Хемингуэя, «праздник, который всегда с тобой».

Еще в XVIII в., в период Великой французской революции, принципами социального развития французского общества стали идеи свободы, равенства и братства. Не расставив за две с лишним сотни лет дух социализма и коммунизма, Франция благодаря своей очень сильной системе социальных гарантий и государственной защите завоеваний трудящихся по праву претендует на звание самой социалистической из развитых стран мира. Государство благоденствие, государство-защитник обеспечивает социальную стабильность и равномерное распределение доходов в обществе, гарантируя при этом гражданские свободы и лояльное отношение к профсоюзам трудящихся, ставшим настоящим «братством» рабочих и служащих.

Современному французскому обществу присущи такие черты  как:

  • дух классовой борьбы, традиционная неприязнь к ценностям капиталистического общества;
  • поддержка левых политических сил, партий, борющихся за расширение социальных завоеваний трудящихся;
  • синдикализм рабочих и служащих, очень большой авторитет профсоюзов;
  • космополитизм, делающий Францию одним из мировых центров иммиграции с соответствующей культурной средой.

Космополитичная Франция  вместе с тем не забывает о своей национальной идентичности, при этом поддерживая также и другие франкофонные страны и регионы мира. Борьба за чистоту французского языка, свою культуру и традиции, огромное политическое влияние во франкофонном мире – все это делает Францию своеобразным самостоятельным островом среди океана англосаксонизма в американоцентричном мире. В вопросах внешней политики Франция всегда претендовала на роль независимого полюса мировой системы, способствовала порой даже противостоять интересам США. Право на такую позицию дают Франция не только ее культура и экономический потенциал, но и военная сила: страна обладает ядерным оружием, является одной из ведущих военно-воздушных, военно-морских и космических держав мира. Несмотря на натиск американизированной поп-культуры и голливудского кинематографа, которым в условиях информационной и культурной глобализации трудно противопоставить конкурентоспособные альтернативы, Франция тем не менее предлагает свои собственные достаточно качественные продукты в сфере кино и музыки, театра и изобразительного искусства. Проигрывая США в качестве высшего образования в области естественных и прикладных наук, Франция традиционно сильна в мировом научном мире в разделе наук гуманитарного направления.

Франция была одним из основоположником процесса европейской интеграции. Причем успехи интеграции в Европе не в последнюю очередь были связаны с франкофильством первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, который поддерживал французскую инициативу по созданию Европейского экономического сообщества, а впоследствии сам стремился закрепить дружественные отношения между Западной Германией и Францией. На территории Франция находится одна из столиц Европейского союза – Страсбург, в котором расположены Совет Европы и Европейский парламент. Многочисленные международные организации расположены и в столице Франции, в частности штаб-квартира ОЭСР.

По своему политическому  устройству Франция отличается от других стран ЕС. Она является унитарным  государством, президентской республикой. Фактически же это настоящая президентская монархия с характерной «жесткой вертикалью власти». Уникальность политической системы Франции в Европейском союзе заключается в том, что это единственная из стран, в которой роли главы государства и главы исполнительной власти соединены в одном человеке – президент Французской Республики.

Президент Франции является главным менеджером страны, так называемым шефом государства, а также шефом  армии, единолично способным, согласно Конституции, объявлять войну и  подписывать мир. Он главный координатор внешней политики и председатель в Совете министров. Французские министры являются не более чем исполнителями указаний президента, а премьер-министр Франции обязан беспрекословно подчиняться воле шефа государства. Главное отличие Франции от других ведущих стран мира относительно сферы разграничения полномочий главных должностных лиц страны и законодательных органов заключается в том, что во Франции центр власти – это президент в то время как в США или, Германии полномочия первого лица  страны серьезно ограничены парламентом. Диктаторские, по сути дела, полномочия главы государства вызывают все больше сомнения во французском обществе. Персонификация власти и президентский абсолютизм серьезно критикуются разными политическими силами страны.

Другой важной особенностью Франции как унитарного государства является централизация ее финансовой и экономической системы. Единственным центром принятия как макроэкономических решений, так и решений, на основе которых развиваются регионы страны, является Париж. Таким образом, Франция управляется из столицы, ее регионы ограничены в экономических свободах. Совсем по-иному обстоят дела в США или Германии, где власть Вашингтона или Берлина над субъектами федерации – соответственно штатами и землями – преимущественно номинальная и региональные органы управления сами принимают компетентные экономические решения.

Очевидно, что Франции  необходимы изменения в политической системе, прежде всего в системе  государственного устройства, без которых  невозможно проводить эффективные  экономические преобразования. Те проблемы, которые стоят перед экономикой Франции в условиях глобализации и развития процесса европейской экономической интеграции, едва ли возможно комплексно решить при сложившейся политической системе. Политическая и экономическая децентрализация, передача полномочий регионам, расширение функций законодательной власти – вот те задачи, которые предстоит решать Франции в ближайшем будущем.

Особенности французской деловой культуры

Францию можно считать страной  скорее с умеренной женственной культурой, ибо больше ценится внимательное, чуткое, нежели агрессивное поведение как мужчин, так и женщин. Компромисс и переговоры лучше всякой «доброй схватки» характеризует предпочтительные методы разрешения конфликтов.

Французская деловая  культура отличается высоким уровнем избегания неопределенности (индекс Хофстеде равен 86), что проявляется в существовании многочисленных правил и инструкций, регулирующих права и обязанности работников. Франция – это пример повсеместного использования формальных процедур, писаных правил, схем и структур. Французской культуре гораздо менее свойственно стремление рисковать, чем английской или шведской. Эту ее черту можно было бы рассматривать как наследие картезианской философии,3 в которой особое внимание уделяется определенности, порядку, единству и взаимосвязи сущего. Бюрократизация с ее правилами, инструкциями и сложной системой коммуникаций является мощным орудием, позволяющим сделать сложное действие предсказуемым и заслуживающим доверия. Поэтому французские управленческие методы планирования и прогнозирования приспособлены для того, чтобы контролировать риск.

Высокой степенью избегания  неопределенности во Франции может  объясняться приверженностью менеджеров на протяжении их карьеры одной организации. Согласно Хофстеде, для таких деловых  культур характерна стабильность карьеры, которая является одной из эффективных стратегий избегания неопределенности.

Информация о работе Французская модель менеджмента