Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:41, контрольная работа
Экономическая система Франции на первый взгляд напоминает немецкую. Здесь так же, как и в Германии, действует социально ориентированная модель экономи¬ки, в центре которой находится «государство благоденствия» (I'Etat providence). Вместе с тем существенным отличием Франции от Германии является тот факт, что если экономические преобразования в послевоенной ФРГ были направлены преимущественно на создание эффективно действовавшего рыночного механиз¬ма, в котором государству отводились регулирующие функции, то во Франции, напротив, государственный сектор экономики был поставлен в центр социально¬го рыночного хозяйства и государство выполняло роль активного хозяйствующе¬го субъекта.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Французская модель менеджмента..…………………...5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Французская модель менеджмента..…………………...5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Франция — крупнейшее государство Западной Европы по размерам территории (около 550 тыс. кв. км) и седьмая страна мира по совокупной величине ВВП (почти $1,7 трлн. по паритету покупательной способности в 2003 г.). Население Франции — 60,7 млн. человек (июль 2005 г.). Подавляющее большинство населения — французы, но иностранные граждане и члены их семей составляют 4 млн. человек, а еще 12 млн. французов являются прямыми потомками выходцев из-за рубежа.
Современному французскому обществу присущи такие черты, как:
• дух классовой борьбы, традиционная неприязнь к ценностям капиталистического общества;
• поддержка левых политических сил, партий, борющихся за расширение социальных завоеваний трудящихся;
• синдикализм рабочих и служащих, очень большой авторитет профсоюзов;
• космополитизм, делающий Францию одним из мировых центров иммиграции с соответствующей культурной средой. Космополитичная Франция вместе с тем не забывает о своей национальной идентичности, при этом поддерживая также и другие франкофонные страны и регионы мира.
Экономическая система Франции на первый взгляд напоминает немецкую. Здесь так же, как и в Германии, действует социально ориентированная модель экономики, в центре которой находится «государство благоденствия» (I'Etat providence). Вместе с тем существенным отличием Франции от Германии является тот факт, что если экономические преобразования в послевоенной ФРГ были направлены преимущественно на создание эффективно действовавшего рыночного механизма, в котором государству отводились регулирующие функции, то во Франции, напротив, государственный сектор экономики был поставлен в центр социального рыночного хозяйства и государство выполняло роль активного хозяйствующего субъекта. Именно из-за высокой роли государства в экономике такую систему довольно часто называют этатистской моделью. Один из бывших премьер-министров страны Эдуард Балладюр дал довольно точную характеристику такой активной роли французского государства в хозяйственной жизни, назвав его государством-планификатором (I'Etatplanificateur).
О значительной роли государства в экономике Франции говорят следующие факты. Государство перераспределяет через консолидированный бюджет свыше половины ВВП (54,5% в 2003 г.). Количество занятых в государственном секторе составляет около четверти всего экономически активного населения страны. Почти треть всей собственности в экономике приходится на долю государства. Крупнейшие французские ТНК — такие, как Elf Aquitaine (добыча и переработка нефти), Renault (автомобилестроение), Thompson (электроника и электротехника), France Telecom (связь) — вплоть до начала радикальной приватизации конца 1990-х гг. являлись либо полностью государственными компаниями, либо предприятиями с государственной долей участия. На примере таких государственных или полугосударственных концернов особенно очевидным стало сращивание экономической и политической власти государства.
Французская модель менеджмент
Основоположником французской
модели менеджмента с полным основанием
можно считать выдающегося
Теория административного менеджмента, разработанная А. Файолем, близка рациональной (бюрократической) теории М. Вебера и Ф. Тейлора. Однако если в научном менеджменте Ф. Тейлора основное внимание уделялось производственным системам, то А. Файоль разработал принципы менеджмента для организации в целом. Суть его «административного менеджмента» состоит в том, что управление, как и у М. Вебера, опирается не столько на личные качества индивидуумов, сколько на институты и установленный порядок (законы, правила, инструкции, дисциплину).
Основные идеи А. Файоля были сформулированы в 14 принципах:1
А. Файоль подчеркивал, что использование им термина «принципы» не подразумевает что-либо жесткое или абсолютное. По его мнению, это был вопрос пропорций, принципы должны быть гибкими, они приспосабливаются к каждой потребности; вопрос их использования – дело знаний, сложного искусства обретения понимания, опыта принятия решений.
Идеи А. Файоля существенно продвигали теорию классического менеджмента и были типичны для него. С точки зрения деловой практики принципы А. Файоля отлично работают в определенных условиях: наличие четкой задачи, предсказуемый спрос на продукцию или услуги, небольшие конструктивные изменения, периодически вносимые в изготавливаемый продукт, и рабочие, ведущие себя именно так, как было запланировано их руководителями. Аналогичный подход с большим успехом использовался многими организациями, особенно теми из них, бизнес которых предполагает функционирование большого количества географически удаленных торговых точек, призванных предоставлять стандартное и предсказуемое обслуживание (банки, системы отраслей, агентства по найму персонала, агентства по недвижимости).2
Однако данный подход имеет и определенные ограничения, ибо он обладает недостаточным эмпирическим универсализмом.
Тем не мене под большинством принципов А. Файоля и сегодня подпишутся многие менеджеры самых разных школ и стран. А. Файоль оказал большое влияние на формирование классического менеджмента.
Экономика Франции
Франция – крупнейшая государство Западной Европы по размерам территории и седьмая страна мира по совокупной величине ВВП. Население Франции – 61 млн. человек (на июль 2007г.). подавляющее большинство населения – французы, но иностранные граждане и члены их семей составляют 4 млн. человек, а еще 12 млн. французов являются прямыми потомками выходцев из-за рубежа.
Основные природные ресурсы – это железные руды, каменный уголь, бокситы, природный газ, уран, вольфрам, тальк, свинец, олово, серебро. Тем не менее страна является нетто-импортером сырьевых и топливных ресурсов. Для Франции характерен также широкий диапазон климатических условий, позволяющий развиваться и морским курортам, и центрам горнолыжного спорта и альпинизма. Богатая история и культурное наследие Франции делают ее самой посещаемой страной мира для иностранных туристов, а столица государства Париж – это, по выражению Э. Хемингуэя, «праздник, который всегда с тобой».
Еще в XVIII в., в период Великой французской революции, принципами социального развития французского общества стали идеи свободы, равенства и братства. Не расставив за две с лишним сотни лет дух социализма и коммунизма, Франция благодаря своей очень сильной системе социальных гарантий и государственной защите завоеваний трудящихся по праву претендует на звание самой социалистической из развитых стран мира. Государство благоденствие, государство-защитник обеспечивает социальную стабильность и равномерное распределение доходов в обществе, гарантируя при этом гражданские свободы и лояльное отношение к профсоюзам трудящихся, ставшим настоящим «братством» рабочих и служащих.
Современному французскому обществу присущи такие черты как:
Космополитичная Франция вместе с тем не забывает о своей национальной идентичности, при этом поддерживая также и другие франкофонные страны и регионы мира. Борьба за чистоту французского языка, свою культуру и традиции, огромное политическое влияние во франкофонном мире – все это делает Францию своеобразным самостоятельным островом среди океана англосаксонизма в американоцентричном мире. В вопросах внешней политики Франция всегда претендовала на роль независимого полюса мировой системы, способствовала порой даже противостоять интересам США. Право на такую позицию дают Франция не только ее культура и экономический потенциал, но и военная сила: страна обладает ядерным оружием, является одной из ведущих военно-воздушных, военно-морских и космических держав мира. Несмотря на натиск американизированной поп-культуры и голливудского кинематографа, которым в условиях информационной и культурной глобализации трудно противопоставить конкурентоспособные альтернативы, Франция тем не менее предлагает свои собственные достаточно качественные продукты в сфере кино и музыки, театра и изобразительного искусства. Проигрывая США в качестве высшего образования в области естественных и прикладных наук, Франция традиционно сильна в мировом научном мире в разделе наук гуманитарного направления.
Франция была одним из основоположником процесса европейской интеграции. Причем успехи интеграции в Европе не в последнюю очередь были связаны с франкофильством первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, который поддерживал французскую инициативу по созданию Европейского экономического сообщества, а впоследствии сам стремился закрепить дружественные отношения между Западной Германией и Францией. На территории Франция находится одна из столиц Европейского союза – Страсбург, в котором расположены Совет Европы и Европейский парламент. Многочисленные международные организации расположены и в столице Франции, в частности штаб-квартира ОЭСР.
По своему политическому устройству Франция отличается от других стран ЕС. Она является унитарным государством, президентской республикой. Фактически же это настоящая президентская монархия с характерной «жесткой вертикалью власти». Уникальность политической системы Франции в Европейском союзе заключается в том, что это единственная из стран, в которой роли главы государства и главы исполнительной власти соединены в одном человеке – президент Французской Республики.
Президент Франции является главным менеджером страны, так называемым шефом государства, а также шефом армии, единолично способным, согласно Конституции, объявлять войну и подписывать мир. Он главный координатор внешней политики и председатель в Совете министров. Французские министры являются не более чем исполнителями указаний президента, а премьер-министр Франции обязан беспрекословно подчиняться воле шефа государства. Главное отличие Франции от других ведущих стран мира относительно сферы разграничения полномочий главных должностных лиц страны и законодательных органов заключается в том, что во Франции центр власти – это президент в то время как в США или, Германии полномочия первого лица страны серьезно ограничены парламентом. Диктаторские, по сути дела, полномочия главы государства вызывают все больше сомнения во французском обществе. Персонификация власти и президентский абсолютизм серьезно критикуются разными политическими силами страны.
Другой важной особенностью Франции как унитарного государства является централизация ее финансовой и экономической системы. Единственным центром принятия как макроэкономических решений, так и решений, на основе которых развиваются регионы страны, является Париж. Таким образом, Франция управляется из столицы, ее регионы ограничены в экономических свободах. Совсем по-иному обстоят дела в США или Германии, где власть Вашингтона или Берлина над субъектами федерации – соответственно штатами и землями – преимущественно номинальная и региональные органы управления сами принимают компетентные экономические решения.
Очевидно, что Франции необходимы изменения в политической системе, прежде всего в системе государственного устройства, без которых невозможно проводить эффективные экономические преобразования. Те проблемы, которые стоят перед экономикой Франции в условиях глобализации и развития процесса европейской экономической интеграции, едва ли возможно комплексно решить при сложившейся политической системе. Политическая и экономическая децентрализация, передача полномочий регионам, расширение функций законодательной власти – вот те задачи, которые предстоит решать Франции в ближайшем будущем.
Особенности французской деловой культуры
Францию можно считать страной скорее с умеренной женственной культурой, ибо больше ценится внимательное, чуткое, нежели агрессивное поведение как мужчин, так и женщин. Компромисс и переговоры лучше всякой «доброй схватки» характеризует предпочтительные методы разрешения конфликтов.
Французская деловая культура отличается высоким уровнем избегания неопределенности (индекс Хофстеде равен 86), что проявляется в существовании многочисленных правил и инструкций, регулирующих права и обязанности работников. Франция – это пример повсеместного использования формальных процедур, писаных правил, схем и структур. Французской культуре гораздо менее свойственно стремление рисковать, чем английской или шведской. Эту ее черту можно было бы рассматривать как наследие картезианской философии,3 в которой особое внимание уделяется определенности, порядку, единству и взаимосвязи сущего. Бюрократизация с ее правилами, инструкциями и сложной системой коммуникаций является мощным орудием, позволяющим сделать сложное действие предсказуемым и заслуживающим доверия. Поэтому французские управленческие методы планирования и прогнозирования приспособлены для того, чтобы контролировать риск.
Высокой степенью избегания
неопределенности во Франции может
объясняться приверженностью