Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:41, контрольная работа
Экономическая система Франции на первый взгляд напоминает немецкую. Здесь так же, как и в Германии, действует социально ориентированная модель экономи¬ки, в центре которой находится «государство благоденствия» (I'Etat providence). Вместе с тем существенным отличием Франции от Германии является тот факт, что если экономические преобразования в послевоенной ФРГ были направлены преимущественно на создание эффективно действовавшего рыночного механиз¬ма, в котором государству отводились регулирующие функции, то во Франции, напротив, государственный сектор экономики был поставлен в центр социально¬го рыночного хозяйства и государство выполняло роль активного хозяйствующе¬го субъекта.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Французская модель менеджмента..…………………...5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..19
У Франции репутация страны с индивидуалистической культурой (индекс Хофстеде равен 71) со всеми присущими ей атрибутами. Французы не отличаются высокой чувствительностью к нуждам других людей, они не склонны следовать за толпой. В мотивации французов к кооперации и сотрудничеству, безусловно, следует учитывать их чувство собственного достоинства и самоуважения.
Особенностью Франции является высокая дистанция власти. На первый взгляд такой вывод кажется противоречивым, поскольку он считается, что в странах с высокой дистанцией власть обычно рассматривают группу или социальную общность как более важную, чем индивида, и поэтому ниже индекса индивидуализма. В случае с Францией, однако, высокий показатель индивидуализма можно было бы объяснить тем, что французы будучи «зависимыми индивидуалистами, испытывают потребность в четких полномочиях руководителей, но в то же самое время подчеркивают свою личную независимость от любой формы коллективизма».4
Эти характеристики французской деловой культуры –высокая дистанция власти и высокая степень индивидуализма, - хотя и противоречат друг другу, но в рамках бюрократической системы могут уживаться, ибо обезличенные правила и централизация позволяют уравновесить абсолютистскую концентрацию власти и отсутствие прямых отношений зависимости.
Во Франции прием на работу членов семьи и родственников считается кумовством и непотизмом и поэтому осуждается. С точки зрения можно говорить о культуре универсальных истин, в которой задачи превалируют над взаимоотношениями. С другой стороны, в государственной и деловой жизни Франции важную роль играют сообщества и сети выпускников университетов и высших профессиональных школ. Люди, занимающие высокие посты и должности, как правило, относятся к этим элитным группам выпускников, которые сохраняют связи после окончания учебных заведений. Такие личные связи играют важную роль в деловых отношениях. Неформальные связи имеют большое значение во французской управленческой практике. Очень важно при характеристике людей, что «они имеют связи и контакты».5
По сравнению с немецкой и американской, французская деловая культура является высококонтекстуальной и полихронной. Это значит, что информация не распространяется свободно, подчиненные часто не располагают информацией непосредственно от своих руководителей. Французы склоны выполнять несколько дел в одно и тоже время.
Французских предпринимателей и менеджеров отличает внимание к количественным методам анализа. Поступление в университет, последующее освоение образовательной программы предполагает высокий уровень математической подготовки. Не случайно поэтому, что основной французского управленческого «мышления» является уважение к логике и аргументации. С этим, вероятно, связана еще одна особенность – предпочтение письменным формам коммуникаций, все соображения, рекомендации и т.п. должны быть изложены письменно.
Статус менеджера
Менеджмент во Франции рассматривается скорее как «состояние души», нежели совокупность управленческих навыков и технологий.6 Для руководителей и менеджеров организации важно чувство их принадлежности к управленческой элите. Во Франции менеджмент – это отдельная профессия со своими требованиями и правилами. Статус французского менеджера определяется не столько деловыми заслугами, сколько происхождением, возрастом, образованием, владением ораторского мастерства. Получение статуса менеджера означает существенный скачок в карьере, предполагающий изменения, а также перемены в мироощущении и самовосприятии. При этом наиболее престижной считается государственная служба, на которую стремится поступить чуть ли не все французы. Одно из объяснений состоит в том, что заработная плата в государственном секторе превышает уровень оплаты труда в частном бизнесе.
Подготовка и повышение квалификации менеджера
кроме университетов и высших профессиональных коммерческих школ подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров обеспечивает широкая сеть специализированных центров, ориентирующихся на последипломное образование по бизнесу и менеджменту. При этом значительную роль в организации и финансировании таких центров играют торгово-промышленные палаты, а также региональные государственные органы.
В целом образовательная
система обслуживает как
Во Франции правительство играет важную роль в определении политики и стратегии компании и нередко – в выборе топ-менеджмента. Руководители компаний могут иметь опыт в государственном управлении, нежели в частном бизнесе. Тот факт, что львиная доля топ-менеджеров крупнейших французских компаний – бывшие государственные служащие, обеспечивает тесное и весьма эффективное взаимодействие государства и бизнеса.
Стиль управления и коммуникации
Рассмотрение модели менеджмента невозможна без обращения к вопросу о стиле управления. Установлено, что стили управления являются отражением управленческих ценностей, которые частично формируются под влиянием образования. Это четко прослеживается во Франции, где высокий уровень теоретической подготовки, в особенности в grandes ecoles, иерархичность, а также формальные и дисциплинарные организационные отношения могут стать причиной недостатка практического опыта и навыков межличностной коммуникации у менеджеров. Уникальные образовательные характеристики французских управленцев обеспечивают такие предсказуемые результаты, как жесткая иерархичность и дистанцированность в их взаимоотношениях с подчиненными.8 Представления французов относительно власти и полномочий оказались более персонализированными по сравнению с менеджерами других стран.
Четким индикатором патерналистского (авторитарного) французского стиля управления является широкое использование французского термина «patron», который изначально относился к собственнику – директору, но сегодня часто употребляется в обиходной речи по отношению к управленцам разных уровней.
Фокусирование на формальной,
письменной коммуникации – один из
примеров в целом формальной структуры
во французских организациях. С самого начала своей карьеры в компании
молодые французские менеджеры уясняют
необходимость соблюдения формальности
во взаимоотношениях с другими сотрудниками.
То, что этот вид коммуникаций является
предпочтительным, может объясняться
высоким уровнем избегания неопределенности.
Причем Францию можно рассматривать как
«образцовую модель использования….
Формальные управленческие
структуры могут быть одной из
причин жестких иерархических
Подход к распределению полномочий в организации, основывающийся на построении строгой иерархической лестницы от низшего к высшему звену, и строгое разделение функций и обязанностей способствуют элитарному поведению и ориентированному на статус мышления.
Формальная и бюрократическая структура управления, наличие жестких иерархических отношений во французской организации нашли подтверждение в исследовании А. Лорана, который сравнил менеджеров с различными национально-культурным происхождением из десяти европейских стран и США и рассмотрел из базовые представления об организациях. Он идентифицировал ряд изменений, в том числе такие как «организации как системы формализации ролей» и «организации как системы иерархических взаимоотношений». Лоран пришел к выводу о том, что французские менеджеры испытывают относительно большую потребность в формализации ролей. Данные Лорана также подтвердили приверженность французских менеджеров традиционному и классическому типу иерархии. Ориентированный на статус подход и представления французских менеджеров относительно их принадлежности к управленческим кадрам, которые подчеркивают их интеллектуальные способности и навыки, также влияют на другие характеристики французских структур управления.
Иерархические организационные структуры во французских организациях, по мнению некоторых исследователей, с большой вероятностью способствуют уменьшению предлагаемого объема ответственности. Они могут привести к проблемам коммуникации и распылению контроля со стороны высшего звена управления, а также допустить «обход» менеджеров и работников и сделать затруднительным четкое различие служебных обязанностей между различными должностями и уровнями в организации.12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отличительные черты французской модели менеджмента, будучи ее конкурентным преимуществом, однако, могут превратиться в недостатки в условиях глобальной конкуренции. Например, в некоторых компаниях молодые менеджеры пришедшие после окончания престижных и элитных учебных заведений, нередко уклоняются от перевода в зарубежные подразделения и филиалы, опасаясь того, что их образовательные характеристики не будут должным образом оценены за границей. Ряд крупных французских компаний (Usinor-Sasilor, Thomson, Groupe Bull) после приобретения зарубежных активов, особенно в США, испытали серьезные проблемы в обеспечении рентабельности.
Французская модель демонстрирует сочетание сильных и слабых сторон. В частности, то внимание, которое уделяется интеллектуальным способностям менеджеров, помогает в реализации НИОКР, но при этом меньше подходит в ситуации, когда необходимо быстрое реагирование на быстро меняющуюся среду бизнеса на некоторых рынках, а планирование по принципу «сверху вниз» оказывается слишком громоздким. Тем не менее, французская модель менеджмента в целом гармонична и последовательна, со своей ясной логикой и правилами, понятными целями и результатами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барсукс Дж. - L., Лоуренс П. Op. Cit.
2. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента. – СПб.: Питер, 1999г.
3. Евенко Л.И. Учится бизнесу, учиться у бизнеса (вступительная статья) // Дениэлс Д., Рабеда Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и и деловые отношения. – М.: Дело, 2004г.
4. Классика менеджмента. – СПб.: Питер, 2001г.
5. Мицберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс Пре. с англ. – Спб.: Питер, 2001г.
6. Пивоваров С.Э., Трасевич Л.С. Международный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007г.
7. Соколенко С.И. производственные системы глобализаций: сети, альянсы, партнерства, кластеры. – Киев. Логос, 2002г.
8. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и методы создания. – М.: 2001г.
9. Barsoux J. – L., Lawrence P. The Making of a French manager // Harvard Business Review, July-August, 1991г.
10. Patson N. Employee participation in Europe: A Case stud in the British and French gas industry. - Aldershot: Ashgate Publishing Limited, 1997г.
11. Sorge A. Управление во Франции//Хиксон Д.Дж. (редактор) управление в Западной Европе: Общество, культура и организация в двенадцати странах. - Берлин, Нью-Йорк: Уолтер де Грюитед, 1993г.
12. Child J. Organization. – London: Paul Chapman Publishing Ltd, 1988г.
1 Классика менеджмента. – СПб.: Питер, 2001. – с. 345
2 Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента. – СПб.: Питер, 1999. – с. 216
3 Мицберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс Пре. с англ. – Спб.: Питер, 2001. – стр. 368
4 Соколенко С.И. производственные системы глобализаций: сети, альянсы, партнерства, кластеры. – Киев. Логос, 2002. – с. 267
5 Пивоваров С.Э., Трасевич Л.С. Международный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – с. 156
6 Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и методы создания. – М.: 2001. – с. 78
7 Barsoux J. – L., Lawrence P. The Making of a French manager // Harvard Business Review, July-August, 1991. – c. 71
8 Евенко Л.И. Учится бизнесу, учиться у бизнеса (вступительная статья) // Дениэлс Д., Рабеда Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и и деловые отношения. – М.: Дело, 2004. – с. 87
9 Patson N. Employee participation in Europe: A Case stud in the British and French gas industry. - Aldershot: Ashgate Publishing Limited, 1997. – с. 70
10 Sorge A. Управление во Франции//Хиксон Д.Дж. (редактор) управление в Западной Европе: Общество, культура и организация в двенадцати странах. - Берлин, Нью-Йорк: Уолтер де Грюитед, 1993. – с. 70ю
11 Барсукс Дж. - L., Лоуренс П. Op. Cit. c. 62
12 Child J. Organization. – London: Paul Chapman Publishing Ltd, 1988. – c. 62