Функции контроля и ее значение в организации работы менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение функции контроля в организации работы менеджера, анализ организации контроля на предприятии.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность контроля;
изучить виды, функции и роль контроля;
рассмотреть контроль как процесс и осветить его этапы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ…...............5
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ……..………………………........5
ВИДЫ КОНТРОЛЯ…………………..……………………………….……10
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ………………………………….….....15
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………..24
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………..24
ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая вероника.docx

— 59.00 Кб (Скачать файл)

В то же время желательно избегать чрезмерного контроля над людьми, тем более из недоверия к ним, ибо, кроме пустой траты средств и лишних эмоций, это ничего не дает.

С другой стороны, слабый контроль, а тем более  бесконтрольность являются признаком  безразличного отношения руководства  к людям и делам организации. Нужно иметь в виду, что возможность лишний раз побеседовать с руководителем, установить с ним тесный контакт, обсудить всевозможные проблемы соответствует желанию большинства исполнителей.

Руководитель, для которого контроль наряду с планированием  является главной служебной обязанностью, должен проявлять при его поведении  заботу о людях, поощрять их за любые  позитивные результаты. Это стимулирует  рост производительности и стремление к самосовершенствованию.

Возложение  на то или иное должностное лицо функций контроля требует учета  не только его формального положения  в служебной иерархии, но и личных качеств, склонностей, отношения к  нему коллег и подчиненных. Любой  человек, прежде чем контролировать других, должен научиться контролировать себя.

В целом  на систему управленческого контроля влияют характер деятельности организации, степень ее обособленности, факторы  внешней среды, позиции менеджеров. [8, 41 с.]4

В процессе контроля могут иметь  место объективные и субъективные ошибки. К ним можно отнести:


- контроль по случаю, не упреждающий отклонения, а осуществляемый им вдогонку;

- контроль из предубежденности, недоверия, излишне детализированный, тотальный, порождающий несамостоятельность и иждивенчество;

- контроль для проформы, например присутствия на рабочих местах, и проч.;

- ориентация на прошлый опыт, традиции, стереотипы;

- игнорирование личных особенностей людей;

- смешение факторов и выводов;

- отсутствие информирования контролируемых о результатах. Наглядно ошибки процесса контроля представлены в виде схемы в приложении 2. [1, с. 503]5

 

    1. ВИДЫ КОНТРОЛЯ

 

Выделяют  следующие основные виды контроля.

По типу:

- традиционный  контроль, который фиксирует отклонения от планов заданий и стандартов;

- опережающий контроль, который отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок;

- предпринимательский контроль, который осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.

По видам:

Финансовый  контроль – это:

- контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам;

- контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществление финансовых операций, сделок, юридическим и физическим лицам.

Маркетинговый контроль – процесс измерения  и оценки результатов реализации стратегий и планов маркетинга, эффективности  корректирующих действий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей. Существуют три вида маркетингового контроля: контроль годовых планов, контроль прибыльности и стратегический контроль. Независимо от вида маркетингового контроля, он основывается на широком применении различных показателей эффективности.

Контроль качества – порядок, предполагающий улучшения качества является предотвращение производства бракованной продукции или изделия, с помощью различных методов. Для выявления бракованных материалов и продуктов могут применяться выборочные испытания.

Производственный контроль, который включает в себя шесть функций:

- маршрутизация (последовательность операций);

- загрузка (распределение работ);

- производственные графики (время выполнений операций);

- предварительная оценка стоимости выполнения работ;

- диспетчирование (процесс текущего распределения работы);

- отправка – завершающая деятельность, в ходе которой идет проверка выполнения планов.

По объектам контроль может делится на контроль за:

- состоянием производственного, технического, кадрового потенциала, объем финансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования;

- эффективностью производственной деятельности;

- промежуточными и конечными результатами;

- затратами, потерями и их виновниками;

- достоверностью, качеством, доступностью, полнотой информации;

- сроками исполнения принимаемых решений;

- имиджем организации;

- сохранением коммерческой тайны и т.д. [3, 314 с.]6

По субъектам, которые осуществляют процесс контроля: администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники.

По интенсивности: нормальный или усиленный.

По месту осуществления: летучий и стационарный.

Летучий контроль подразумевает, что его  субъект и объект пространственно разделены и необходимо их специальное соединение (например, выездная проверка).

Стационарный  контроль предполагает, что субъект  и объект едины (исполнитель сам  следит за своей работой).

По целям:

- фильтрующий контроль – призван отделить годное от негодного,

- корректирующий – должен исправить положение дел.

По методам:

- фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта;

- документальный происходит на основе проверок документов;

- оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлением с эталоном.

По стадиям  осуществления.

- предварительный, то есть предшествующий активной деятельности и конкретным результатам. Его задача в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления к работе. Он осуществляется путем анализа наличия и состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами.

В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных – контроль за качеством сырья, чтобы сделать отличный товар. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает на вопрос, когда и каких средств (наличных, безналичных) потребуется организации.

В процессе предварительного контроля возможно выявить  и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет  две разновидности: диагностический  и терапевтический.

Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие  сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке.

Терапевтический контроль позволяет не только выявить  отклонения от нормативов, но и принять  исправительные меры.

- текущий контроль оценивает реализацию внутренних и внешних возможностей организации. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники, а сам он – прерогатива их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние  ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для  достижения этих целей.

Различают две разновидности текущего контроля – стратегический и оперативный  контроль.

Стратегический  имеет в качестве основного объекта  эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей. Он ведется по таким  показателям, как уровень производительности труда, внедрение и использование  достижений НТР, новых методов работы, технологий и проч. Такой контроль предназначен для предотвращения ошибок, а не для их исправления и поиска виновных.

Оперативный (административный) контроль (на практике он сливается с оперативным управлением) проводится одновременно с выполнением  основной работы.

Его разновидностью является контроль производственный, осуществляемый диспетчером или  начальником производственного  отдела.

Объектами здесь являются: оперативная  подготовка производства, движение изделий  в рамках технологического процесса (соблюдение последовательности и сроков выполнения операций, загрузка оборудования, наличие запасов и заделов  на межцеховых складах, выполнение плана  по номенклатуре и отгрузка продукции), уровень текущих затрат, дисциплина и т.д.


На уровне отдельных операций осуществляется операционный контроль (качества, тонности их выполнения).

Сам контроль может быть сплошным (предполагает проверку всех без исключения объектов) и выборочным (если число объектов слишком велико или для проверки требуется разрушать изделие).

Выборочный  контроль требует меньше затрат, но связан с риском случайных ошибок, число которых можно снизить  путем увеличения размера выборки (при соответствующем росте расходов).

- итоговый. Обычно он связан с оценкой выполнения организацией своих решений и результатов практических действий, а так же сильных и слабых сторон организации. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов. [1, 211 с.]7

 

    1. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ

 

В процессе контроля есть три чётко  различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с  ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Первый этап процесса контроля. Установка  стандартов.

Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко, в  сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты – это  конкретные цели, прогресс в отношении  которых поддаётся измерению. Эти  цели явным образом вырастают  из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей  и стратегий организации.

Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, характеризуются наличием:

- временных рамок, в которых  должна быть выполнена работа;

- конкретного критерия, по отношению  к которому можно оценить степень  выполнения работы.

Конкретный критерий и определённый период времени называются показателями результативности (рис. 1.).

Показатель результативности точно  определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют  руководству сопоставить реально  сделанную работу с запланированной  и ответить на следующие важные вопросы: «Что нужно сделать, чтобы достичь  поставленных целей?» и «Что осталось несделанным?»

Рис. 1. Первый этап процесса контроля

Относительно легко установить показатели результативности для таких  величин, как прибыль, объём продаж, стоимость материалов потому, что  они поддаются количественному  измерению. Но некоторые важные цели и задачи организаций выразить в  числах невозможно. Например, повышение  морального уровня, рассматриваемое  в качестве цели, выразить в числовых показателях очень трудно или  зачастую вообще невозможно. Но организации, работающие эффективно, стремятся обойти трудности, связанные с выражением целей в количественном виде. Так, например, информацию о духовном уровне и состоянии работников можно  получить посредством различного рода обследований и опросов. Более того, некоторые из этих не поддающихся  количественному измерению величин  можно представить в численном  виде косвенно, измеряя некоторый  показатель. Малое количество увольнений, например, обычно является проявлением  удовлетворённости работой. Однако существует опасность использования  косвенных проявлений каких-либо величин  вместо прямых измерений. Опасность  состоит в том, что на эти измеряемые косвенные проявления могут оказывать  воздействие и совершенно другие переменные. Например, низкая частота  увольнений может отражать не высокую  степень удовлетворённости работой, а общее плохое состояние экономики. Поэтому, менеджеру необходимо всё  время быть настороже, чтобы отличать симптомы от истинных причин, потому как  в данной конкретной ситуации на результаты его действий будут оказывать  влияние очень многие факторы.

Информация о работе Функции контроля и ее значение в организации работы менеджера