Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 20:45, курсовая работа
Существует большое количество определений понятия «менеджмент». И это справедливо, так как на любой стадии развития мы имеем дело с менеджментом различного типа - технологическим, финансовым, корпоративным, функциональным и т.д.
Введение
Существует большое количество
определений понятия «
В данном курсе, в самом
общем виде, менеджмент следует представлять
как науку и искусство
Прежде чем рассматривать вопросы, связанные непосредственно с управлением людьми (в дальнейшем - персонал, кадры и т.д.), следует рассмотреть само понятие менеджер и его роль в системе производственных отношений.
В общем виде менеджер должен обладать следующими особенностями:
- во-первых, это субъект управления, действующий в некоторой организации;
- во-вторых, это профессиональный
управляющий, представитель
На менеджеров возлагается также ответственность за оценку работы сотрудников, определение необходимого вознаграждения за конечные результаты работы, организацию и контроль за деятельностью обособленных трудовых групп и коллективов, разрешение конфликтных ситуаций и выработку компромиссных решения и т.д.
Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) немыслима без обращения к персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.
1. Организационная структура системы управления персоналом
Организационная структура
системы управления персоналом - это
совокупность взаимосвязанных подразделений
системы управления персоналом и
должностных лиц. Подразделения - носители
функций управления персоналом - могут
рассматриваться в широком
Структура управления организацией или организационная структура - одно из ключевых понятий развития управления. Оно тесно связано со стратегическими целями, функциями, процессом управления и распределения полномочий между работающими в организации. В рамках структуры протекает весь управленческий процесс: движение потоков информации, принятие управленческих решений, в котором участвует весь персонал. Структура необходима, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Ученые, теоретики определяют
структуру как «совокупность
управленческих звеньев, расположенных
в строгой соподчиненности и
обеспечивающих взаимосвязь между
управляющей и управляемой
Ключевыми понятиями структур управления в этом ракурсе являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами структуры управления могут быть как отдельные работники, так и службы, выполняющие функциональные обязанности и операции. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые подразделяют на вертикальные и горизонтальные (линейные и функциональные).
На протяжении десятилетий на отечественных предприятиях господствовал технократический подход к хозяйствованию, когда во главу угла ставились производственные планы, бюджеты, структуры, административные распоряжения. Кадровая политика была прерогативой государственных органов и идеологических механизмов. Руководители предприятий не имели достаточных полномочий для подчинения кадровой работы интересам производства. Монополизм в сфере труда приводил к сужению трудовой мотивации и низкой производительности.
Традиционная модель управления
организацией в командно-административной
системе была ориентирована на действия
вышестоящих органов и
- стабильное функционирование
и «вечное» существование
- жесткое построение внутренних
структур и выполнение
- производство плановой продукции;
- гарантированный сбыт
при относительно сложном
При централизованной системе управления фонд заработной платы являлся частью национального дохода, ежегодно предусматриваемой в бюджете отдельной строкой. В руках государства находились все рычаги управления оплатой труда: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, различных доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях. За расходованием планового фонда заработной платы был установлен жесткий контроль. В случае отступления от правительственного типового положения об оплате труда, за нарушение сроков выплат заработной платы, перерасход денежных средств руководитель предприятия нес персональную ответственность.
В этом механизме государственного регулирования особая роль отводилась взаимоувязыванию выплат фонда заработной платы с выполнением государственных плановых заданий. Ранее действовавшее законодательство о труде и механизм рассмотрения на предприятиях трудовых споров обеспечивали трудящимся определенный уровень социальной защиты.
Внутренняя структура
организаций характеризовалась
наличием многочисленных технических
и конструкторских
Однако сплошное «огосударствление» воспроизводства трудовых ресурсов к концу 70-х годов стало тормозом для развития производительных сил. Централизованная организация заработной платы с элементами ее уравнительности перестала выполнять свою стимулирующую роль.
Между тем, исследователи и практики свидетельствуют, что традиционный управленческий инструментарий становится все менее эффективным. Это обусловлено тем, что производственная и коммерческая деятельность все более усложняется, и предприятия для своего выживания и развития должны искать методы адаптации к изменениям среды. К выявленным недостаткам линейно-функциональной структуры управления предприятием (когда соблюдается принцип единоначалия и функционального разделения труда) относятся:
1) несоответствие полномочий
и ответственности, прав и
2) трудность или невозможность
полной и достоверной оценки
действий функциональной
3) ограничения в реализации принципа единоначалия, ставящие сам принцип под сомнение;
4) преобладание текущих, оперативных вопросов, имеющих безотлагательный характер и легче формируемых, над перспективными и стратегическими вследствие излишней концентрации полномочий на верхнем уровне управления.
Недостатки управления в
традиционной структуре связаны
с тем, что в существующих организациях,
в основном, указаны вертикальные
связи, а горизонтальные между структурами
затруднены и официально «не прописаны».
Для решения этой проблемы используется
блочный подход проектирования организационной
структуры управления в организациях
с учетом не только вертикальных, но
и горизонтальных связей. Блок-центр
горизонтальных связей наделяется комплексом
координирующих задач и функций,
который, наряду с организацией производства
или торговли, может выполнять
задачи по совершенствованию управления
производством или торговлей
и вместе с информационно-вычислительной
службой составляют блок-центр горизонтальных
связей, находящийся в прямом подчинении
директора предприятия. Такой подход
создает дополнительные объемы работ
для руководителя организации, поскольку
расширяет сферу контроля и тем
самым усложняет его
2. Структурное местоположение кадровой службы
В практике выделяется несколько таких вариантов. Структурное местоположение кадровой службы зависит от степени развития и особенностей организации.
Вариант 1: кадровая служба структурно
подчинена руководителю по администрированию.
Основная посылка этого варианта
состоит в сосредоточении всех центральных
координирующих служб в одной
функциональной подсистеме. Выполнение
задач службой персонала
Вариант 2: служба управления персоналом в качестве штабного отдела структурно подчинена общему руководству организации.
Преимуществом второго варианта
является близость ко всем сферам руководства
организации. Наиболее целесообразна
такая структура для небольших
организаций на начальных этапах
их развития, когда руководство еще
четко не определило статус кадровой
службы. Однако при таком варианте
следует исключить опасность
множественной подчиненности
Вариант 3: кадровая служба в качестве штабного органа структурно подчинена высшему руководству. Данный вариант наиболее приемлем на начальных этапах развития организации, когда первый руководитель пытается таким образом поднять статус и роль кадровой службы, хотя иерархический уровень заместителей руководителя еще не готов к восприятию отдела персонала как подразделения, равнозначного второму уровню управления.
Вариант 4: служба управления
персоналом организационно включена в
руководство организацией. Данный вариант
можно рассматривать как
• определение прав и ответственности подсистем;
• расчет трудоемкости функций и численности подсистем;
• построение конфигурации оргструктуры.
• Этапы структуризации целей и определения состава функций управления были рассмотрены в предыдущем параграфе.
Важным этапом построения оргструктуры управления является предварительное формирование состава ее подсистем. Функции подсистемы оргструктуры может выполнять подразделение (ряд подразделений) или должностное лицо, реализующие определенную цель посредством выполнения функций управления
Состав подсистем системы
управления персоналом, сформированный
на основе системы целей и
2. Функции менеджера
по персоналу службы
2.1 Деятельность менеджера как руководителя
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, который повседневно управляет функциями фирмы с целью сохранения её основных пропорций; это также человек, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека, нанятого на работу, выполняющего кропотливую и методичную работу, но никак не владельца, как некоторые думают. Таким образом, менеджер - профессионально подготовленный руководитель.
Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя.