Функции менеджмента. Содержание и механизм действий основных функций менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 07:13, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Вложенные файлы: 1 файл

USR_3_po_menedzhmentu.docx

— 27.03 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

Управляемая самостоятельная работа

По дисциплине : «Менеджмент»

На тему: «Функции менеджмента. Содержание и механизм действий основных функций менеджмента»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса

Группы ЭОП-41

Жук Д.А

Проверила:

Курбеко И.А

 

 

 

 

 

Барановичи 2013

ВВЕДЕНИЕ 

 

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую  перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма  к демократии, в экономике - от административно-командной  системы к рынку. Такие изменения  в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения  нас самих.

Важная часть этого  изменения, как показывает мировой  опыт - постижение науки и искусства  менеджмента.

Менеджмент - современная  система управления предприятием, действующая  в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится  к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в  управлении социально-экономическими системами. Менеджмент - это самостоятельный  вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования  материальных и трудовых ресурсов.

Система менеджмента - это  совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного  обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях автоматизированных систем управления, а также правового  обеспечения.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация  и контроль.

 

 

 

  1. Планирование как функция менеджмента

 

Планирование - это процессы решения определенных комплексов задач, результаты которых направлены на заблаговременное принятие и оценку взаимосвязанной  совокупности решений по достижению такого состояния в будущем, которое  желательно, но от которого нельзя ожидать, что оно наступит само собой.

Планирование основано на: а) предсказании того, что может произойти  с организацией, если не предпринимать  планового вмешательства; б) определении  условий деятельности организации, соблюдение которых обеспечит достижение намеченных целей; в) выявлении возможностей, предоставляемых внешней средой, которые организация может использовать для достижения своих целе

Стратегическое планирование - это долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на конечные результаты.

Стратегия - это набор  правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Размещение ресурсов указывает  на выбор руководством организации  предпочтительных сфер деятельности и  выделение на их развитие ограниченных ресурсов. В силу своей ограниченности и жесткого регулирования использования  ресурсов организация вынуждена  перераспределять имеющиеся ресурсы  между различными сферами деятельности.

Формирование миссии и  системы целей представляет процесс  проектирования предприятия или  процесс его развития. Миссия может не меняться длительное время.

Тактическое планирование

Тактическое планирование имеет следующие особенности:

а) небольшие периоды времени (от одного года до пяти лет);

б) узкий спектр плановых заданий (количественно понятие «узкий» установить сложно);

в) результатом являются средства и их распределение между плановыми заданиями;

г) планы вырабатываются на уровне руководства среднего звена;

д) основными компонентами являются тактика и политика.

Тактика - это краткосрочные  стратегии, согласующиеся с долгосрочной стратегией и соотнесенные с конкретными действиями.

Оперативное планирование

Текущее (оперативное) планирование представляет собой процесс разработки конкретной документации по обеспечению  производства необходимыми ресурсами, выпуску продукции соответствующего ассортимента с целью своевременного удовлетворения потребностей заказчика.

 

    1. Организация как функция менеджмента

 

Структура организации должна отвечать ее стратегии. Формирование структуры идет от общего к частному и включает следующие этапы:

1. Выделение блоков, обеспечивающих  основные направления деятельности  организации в соответствии с  горизонтальным и вертикальным  разделением труда. На этой  базе определяются линейные и штабные полномочия.

2. Определение соотношения  основных полномочий, делегирование  отдельных полномочий и формирование  цепи команд, обеспечивающей оптимальную специализацию исполнителей.

3. Определение должностных  обязанностей исполнителей.

Структуры организаций многообразны. Это обусловлено многообразием  самих организаций, условий их функционирования, решаемых ими задач. Значимость и  сложность проблемы привлекала многочисленных исследователей, обосновывающих различные типы структур.

Основными видами адаптивных (организационная структура обусловлена  в первую очередь стратегией организации, а также воздействиями внешней  среды), или органических, структур являются проектная (временная структура, объединяющая специалистов различных  профилей для решения конкретной задачи) и матричная (конкретные исполнители  имеют двойное подчинение - линейному  и функциональному руководителю).

Крупные организации часто  имеют структуру конгломератного  типа, в которой с учетом специфики  организации переплетаются различные  типы структуры.

 

  1. Мотивация как функция менеджмента

 

Мотивация - это процесс  побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних  движущих сил для достижения целей организации.

Воздействие на мотивационную  структуру человека может осуществляться на двух уровнях.

1. На первом уровне  имеющаяся структура рассматривается  как данная, т.е. известно, что  побуждает человека совершать  определенные действия, какие мотивы  деятельности для него наиболее  значимы. Управленческое воздействие  направлено именно на данные  мотивы для обеспечения желаемой  реакции исполнителя. На этой  базе строятся в основном системы материального стимулирования.

2. На втором уровне  управленческое воздействие направлено  на изменение самой мотивационной  структуры. При этом развиваются  одни мотивы и ослабляется влияние других. Инструментами воздействия на мотивационную структуру являются воспитание и образование. Результат мотивационного воздействия - обеспечение желательного отношения исполнителя к деятельности. Это отношение раскрывается через ряд характеристик:

  • готовность затратить определенные усилия, задействовать свой потенциал для достижения целей организации;
  • старание, стремление выполнить работу добросовестно, наилучшим образом;
  • настойчивость в достижении конечного результата;
  • направленность на достижение своей цели или целей организации

Мотивационный процесс включает следующие этапы:

1. возникновение у человека  потребности, т.е. ощущения необходимости чего-либо;

2. поиск путей устранения  потребности - ее удовлетворения, подавления или игнорирования.  Для удовлетворения потребности  необходимо выполнить определенные действия;

3. определение целей (направления)  деятельности. Здесь оценивается  объем предстоящей деятельности, величина ее результата, размер  вознаграждения за достижения  результата и степень удовлетворения  потребности ожидаемым вознаграждением;

4. деятельность по достижению целей;

5. получение вознаграждения;

6. устранение потребности  (ее полное, частичное удовлетворение  либо отсутствие удовлетворения). Создание эффективной системы управления мотивационным процессом затрудняют следующие факторы:

1. неочевидность методов,  действующих в конкретной ситуации;

2. сложность и противоречивость системы потребностей;

3. различие мотивационных  структур отдельных моделей;

4. неадекватная оценка (недооценка  либо переоценка) людей - участников мотивационного процесса.

Первым требованием к  организации мотивации является обеспечение единства двух мотивов - поощрения исполнителей за эффективную  деятельность и обеспечение их ответственности  за использование возможностей для  достижения целей организации.

 

  1. Контроль как функция менеджмента

 

Контроль - это процесс  измерения и оценки фактической  траектории развития организации и  сопоставление ее с плановой траекторией, позволяющей достичь цели. Основными стадиями процесса контроля являются:

1. задание нормативной  траектории или базы для сравнения,  а также основных временных  этапов (периодичности контроля);

2. выявление фактических  значений измеряемых параметров (характеристик);

3. сравнение фактических  значений контролируемых параметров  с базовыми (плановыми) значениями; анализ масштабов и причин отклонений;

4. обоснование необходимости  корректировок плановой траектории (базы сравнения);

5. осуществление мероприятий,  обеспечивающих обоснованные корректировки.

Контроль начинается с  формулировки миссии организации, определения ее целей, структуры. Результаты контроля используются при принятии оперативных решений до полного завершения процесса. При этом, во-первых, определяется фактическое состояние организации и сопоставляется с плановым. Во-вторых, оценивается отклонение от намеченного пути, в том числе по времени, включая отставание либо опережение развития по сравнению с плановой траекторией.

Основными видами контроля являются:

1. предварительный контроль  осуществляется на стадии разработки  планов и формирования организационной  структуры. Контролируется точность  выполнения определенных правил, процедур, инструкций по разработке  планов, формированию структуры  организации. Объектами предварительного  контроля являются: человеческие  ресурсы, материальные ресурсы,  финансовые ресурсы, фактор времени.

2. текущий контроль включает  проверку руководителем результатов  работы его непосредственных  подчиненных. Главная задача такого  контроля - своевременное выявление  отклонений фактической траектории (состояния) от плановой (абсолютные  и относительные значения) и обеспечение обратной связи.

3. информация, полученная в ходе заключительного контроля используется в будущих периодах - при повторении сходной ситуации и решаемых задач. При изменении ситуации, решении новых задач также необходимо учитывать уже накопленный опыт. Указанная информация должна быть учтена в организации мотивации исполнителей. Процесс контроля включает три основные стадии: установление стандартов, или базы сравнения; сопоставление фактических данных с базой; действия по итогам сопоставления. Эффективность контроля может быть определена как отношение эффекта (результата) контроля к затратам на его проведение. Общие затраты включают расходы на измерение, сравнение фактических данных с базовыми и реакцию на выявленные отклонения. Поэтому тотальный контроль, особенно при устаревшем оборудовании, низкой культуре труда, слабой его мотивации будет иметь низкую эффективность. Поэтому проводится в основном выборочный контроль качества сырья, материалов и полуфабрикатов. Количественные параметры контролируются на основе текущего учета, инвентаризации. Полученная на этой фазе информация должна быть доведена до ее потребителей. Ими могут быть руководители, сами работники, аналитические службы, собрания акционеров, налоговые органы, система статистического учета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В проделанной работе были освещены следующие функции:

1. Планирование, которое  дает конкретную формулировку  целей организации, средств их  достижения, сроков и этапов выполнения. Оно способствует ясному видению  стратегии предприятия, возникающих  проблем, что дает возможность  своевременной корректировке целей и задач.

2. Организация - не менее  важная функция менеджмента, которая  способствует бесперебойному функционированию  предприятия. Правильно подобранная  организационная структура позволяет  сэкономить время и денежные  средства организации, способствует  рациональному ведению хозяйственной деятельности.

Информация о работе Функции менеджмента. Содержание и механизм действий основных функций менеджмента