Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:26, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании отечественного и зарубежного подходов к основным функциям управления персоналом, а также их проблем и тенденций.
Задачи:
- изучить управление персоналом за рубежом: сущность и функции;
- выделить функции управления персоналом в зарубежных организациях: проблемы и тенденции;
- рассмотреть управление персоналом в России: функции и особенности;
Введение………………………………………………………………………… 3
1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД К ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……………....................................................................... ……..5
1.1.Управление персоналом за рубежом: сущность и функции…………… 5
1.2. Функции управления персоналом в зарубежных организациях:
проблемы и тенденции …………………………………………………………16
2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………………………22
2.1. Функции управления персоналом в России: функции и особенности….22
2.2. Функции управления персоналом в России: проблемы и тенденции….26
Заключение…………………………………………………………………….....30
Библиографический список……………………………………………………..31
Государственное образовательное учреждение высшего образования
«КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ»
Факультет управления
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОДЫ) ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Исполнитель:
студентка 320 группы
Ивахно Анастасия Алексеевна
Научный руководитель:
к. полит. н., доцент
Чарина А. М.
Сыктывкар 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД К ФУНКЦИЯМ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……………...............
1.1.Управление персоналом за рубежом: сущность и функции…………… 5
1.2. Функции управления персоналом в зарубежных организациях:
проблемы и тенденции ……………………………………………………
2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К
2.1. Функции управления персоналом в России: функции и особенности….22
2.2. Функции управления персоналом в России: проблемы и тенденции….26
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..31
Введение
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях построения инновационной экономики в Российской Федерации значительно возрастает вопрос о решении проблем связанных с обеспечением хозяйствующих субъектов грамотным кадровым потенциалом. В контексте обозначенной проблемы руководители современных российских предприятий все более ясно осознают важность необходимости реализации инновационных методов в области политики управления персоналом.
Управление человеческими ресурсами представляет собой функцию управления, направленную на обеспечение эффективного использования сотрудников, принимающих участие в реализации проекта.
На современном этапе развития экономики России одной из главных проблем является работа с персоналом. Существует множество подходов к рассмотрению этой проблемы. Но наиболее общие тенденции заключаются в формализации методов и процедур отбора кадров, разработке научных критериев их оценки, научном подходе к анализу потребностей персонала.
Главной задачей в области управления персоналом является способность менеджера создать условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей и найти в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека в целях решения стоящих задач.
Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальностью использования на разных уровнях управления и в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента выделяет сферу (вид) процесса управления по выработке средств воздействия на персонал и методов активизации его деятельности для достижения общих результатов социально-экономической системы.
Цель курсовой работы состоит в исследовании отечественного и зарубежного подходов к основным функциям управления персоналом, а также их проблем и тенденций.
Задачи:
- изучить управление персоналом за рубежом: сущность и функции;
- выделить функции управления персоналом в зарубежных организациях: проблемы и тенденции;
- рассмотреть управление
- изучить функции управления персоналом в России: проблемы и тенденции.
Проблеме управления персоналом посвящено немало содержательных работ, как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Среди них следует выделить работы Башмарин И.В., Волгин А.П., Волков М.П., Дмитриев Ю.П., Иванова-Швец Л.Н., Кибанов А.Я., Хачатуров А.Е., Шлендер П.Э и других. Но решение проблемы всё ещё не может быть доведено до завершения в силу быстро изменяющихся экономической, социальной и политической ситуации в стране, и, как следствие, изменений в организациях, функционирующих на её территории.
Объект исследования – отечественный и зарубежный подходы к изучению функций управления персоналом. Предмет исследования – проблемы и тенденции основных функций управления персоналом.
В работе использованы методы сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза.
1. Зарубежный подход к функциям управления персоналом
1.1.Управление персоналом за рубежом: сущность и функции
В современных условиях даже очень опытный руководитель не всегда оказывается в состоянии без применения специальных средств и методов объективно сопоставить преимущества и недостатки вариантов решения в области управления персоналом и выбрать из них наилучший. В целях повышения эффективности управления персоналом предприятия необходимо изучить зарубежные стили и методы управления персоналом.
Известно, что хорошо организованное управление компанией — залог ее успешной деятельности. Существуют различные школы менеджмента: американская, европейская, японская. У каждой из них свои особенности, связанные с национальными традициями страны. Так, например, определенные трудности возникли при попытке экспорта японского менеджмента за границу. Столь естественный для служащих этой страны дух фирмы — семьи, когда японские менеджеры интересуются у своих подопечных подробностями их жизни, выходящей за рамки служебных обязанностей, европейцы и американцы, ставшие сотрудниками зарубежных филиалов японских фирм, восприняли как вмешательство в частную жизнь.
В принципе, вопрос о том, какой менеджмент лучше: японский, американский или европейский, не совсем правомерен. Поиски оптимальной модели могут идти только по пути взаимной адаптации и взаимного обогащения. Компании, способные воспринимать новые формы и идеи, отказаться от чего-то традиционного, но мешающего развитию, получают преимущества.
Для Японии абсолютно не характерно следующее обстоятельство. Обычно уход сотрудника из компании означает его полную изоляцию от бывших коллег, разрыв с ним всех дружеских связей. Были прецеденты, когда принимавшие предложения других фирм сотрудники через какое-то время возвращались, и их брали на должности не ниже тех, которые они занимали в этой фирме раньше. Вместе с тем, все положительные черты японского менеджмента, такие, как ориентация на команду, взаимопомощь, гибкость, неформальные определения рамок обязанностей и работы, взаимозаменяемости в «Сони» сохраняются. Подобное сочетание позволяет фирме успешно выступать как на внутреннем японском, так и международном рынках.
В японских компаниях есть два отдела, которые по своим функциям и структуре не имеют точных аналогов в западных организациях.
Один из них — так называемый отдел общих вопросов («сому-бу»). Он занимается юридическими вопросами, внутренними отношениями, отношениями с акционерами, государственными учреждениями, торговыми ассоциациями и родственными компаниями, документацией.
Другой — отдел кадров («дзин-дзибу»), часто представляющий собой ответвления «сому-бу» и выделяющийся из него, когда компания достигает определенного размера. Он функционирует как центральное подразделение по всем кадровым вопросам.
Руководство кадрами в Японии — больше, чем просто одна из множества функций, характерных для любой деловой организации, по значимости оно стоит в том же ряду, что и управление производством, сбытом и финансами. В нем проявляются корпоративная философия и своеобразная организация труда в частном секторе, которую можно обозначить термином «промышленная семейность»1.
Промышленная семейность означает, что коммерческое или промышленное предприятие рассматривается не только как экономическое образование, но и (что еще важнее) как сообщество работающих здесь людей. Для большинства из них любая организация в определенной степени олицетворяет образ человеческой семьи.
Свой нынешний и будущий общественный статус, равно как и возможности физического и духовного развития, во многом, а иногда и полностью, работники связывают со своей компанией, которая берет на себя заботу о людях, включая сферы, не связанные со службой. Такая философия предпринимательства находит свое выражение в норме (по экономическим причинам она не всегда реализуется) долгосрочной занятости и том большом значении, которое придается стажу.
Ни один член «семьи» при увольнении из компании не должен быть оставлен без заботы о его будущем, даже в тяжелые времена.
Со старшими членами «семьи» обращаются более почтительно, чем с младшими, потому что длительный стаж указывает на верность компании и большой опыт — рабочий и жизненный.
Чтобы сплоченность в группе сохранялась и усиливалась, в ней должна постоянно поддерживаться гармония («ва») на всех уровнях. Вместо вердикта «вы правы, а он не прав» всегда следует искать компромисс.
Собрания персонала проводятся не столько для принятия решения или информации о нем, сколько для поощрения участия в делах компании. Неформальные и частые контакты существенно помогают достижению консенсуса. В этом контексте руководитель в большей степени поддерживает гармонию, чем тянет за собой или подталкивает группу.
Поскольку от судьбы корпорации зависит судьба каждого, необходимо равное обращение со всеми. Равное — не значит одинаковое. В стране существуют социально принятые нормы, дифференцирующие людей по уровням формального образования, стажу, возрасту, посту и даже и полу.
Все это учтено в стандартной системе зарплаты, которая охватывает всех постоянных работников. В японских компаниях обычно существует различие между двумя уровнями управления кадрами — уровнем компании и индивидуальным уровнем.
На уровне компании отдел кадров — центральное подразделение, занимающееся формальными аспектами управления кадрами. Кроме того, он всеми возможными способами помогает осуществлению этого руководства на индивидуальном уровне, на котором все и каждый — начальники, подчиненные и коллеги — должны заниматься личными и неформальными аспектами работы с кадрами, другими словами, гармонизацией межличностных отношений на местах. Центральное положение отдела кадров организационно не зафиксировано. Его устанавливают сами работники. Обычно они исходят из того, что их наняли работать на благо компании, а не выполнять определенную работу, что свидетельствует о преобладании групповой ориентации над индивидуальной. Они знают, что их будут переводить с одной работы на другую, из одного отдела в другой, это будет изменять их статус в подразделенческой подгруппе и тот контроль, который подгруппа над ними осуществляет. Неизменным остается их членство в компании. В этом смысле они чувствуют постоянный контроль со стороны отдела кадров1.
Организационная структура японской компании отражает ее корпоративную философию. На Западе, где главное — экономическая эффективность, компания строится по признаку функционального разделения труда и поэтому тяготеет к горизонтальной структуре, так как каждое подразделение работает независимо, в соответствии со своей специализацией. В Японии же, где упор делается на личностные аспекты, структура базируется на взаимопомощи и иерархии и потому она, скорее вертикальна.
Основные подразделения компании — отделы («бу»), секции («ка») и подсекции («какари»). Следует отметить, что здесь имеется четкое различие между «белыми воротничками» (конторскими работниками) и «синими воротничками» (работниками физического труда). «Дзиндзи» означает кадровое руководство работниками умственного труда, необъединенными в союзы, а «рому» относится к «синим воротничкам», объединенным в союзы. Отдел кадров отвечает за сбор данных о деятельности работника, уровне зарплаты, условиях труда и т.д. в родственных и других компаниях. Информацию получают в процессе личных контактов с коллегами из других компаний, а также посещая специализированные государственные учреждения и такие организации как Министерство труда, Японский центр производительности, секретариат торговой ассоциации и в особенности Японскую федерацию ассоциации нанимателей.
Планирование рабочей силы, тесно связанное с планированием деятельности корпорации, до сих пор является в Японии исключением.
В соответствии с нынешними условиями бизнеса считается достойным следующее:
Обычно в компаниях тщательно следят только за одним долгосрочным показателем — сбалансированной структурой рабочей силы. На это есть две причины. Первая — экономическая: каждый год определенное число работников уходит в отставку по достижении возрастного предела (когда они получают наивысшую зарплату). Это значительно сокращает расходы на зарплату, так как их заменяют неопытные выпускники школ, получающие меньше всех в компании. Вторая причина объясняется тем, что поддержание определенной возрастной структуры облегчает продвижение по службе.
Находясь в постоянном контакте с другими отделами и зная их ежегодные потребности, отдел кадров составляет прогнозы рабочей силы по всей компании на следующий бюджетный год. Для этого он должен рассчитать максимальное число новых выпускников, которые будут наняты, и их первоначальную зарплату. Отдел кадров прогнозирует предполагаемые расходы на оплату труда. Наконец, он выдвигает собственные бюджетные требования, из которых наибольших затрат требует набор рабочей силы, обучение и специальные расходы.