Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:26, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании отечественного и зарубежного подходов к основным функциям управления персоналом, а также их проблем и тенденций.
Задачи:
- изучить управление персоналом за рубежом: сущность и функции;
- выделить функции управления персоналом в зарубежных организациях: проблемы и тенденции;
- рассмотреть управление персоналом в России: функции и особенности;
Введение………………………………………………………………………… 3
1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД К ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……………....................................................................... ……..5
1.1.Управление персоналом за рубежом: сущность и функции…………… 5
1.2. Функции управления персоналом в зарубежных организациях:
проблемы и тенденции …………………………………………………………16
2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………………………22
2.1. Функции управления персоналом в России: функции и особенности….22
2.2. Функции управления персоналом в России: проблемы и тенденции….26
Заключение…………………………………………………………………….....30
Библиографический список……………………………………………………..31
Исходя из этой концепции все системы управления нацелены на пробуждение разнообразных способностей работников с тем, чтобы они были максимально использованы в процессе производства, а человек стремился к процветанию фирмы.
В последнее время в США и европейских странах с учетом японского опыта разработаны различные модели управления, в центре внимания которых находится человек. Как правило, такие модели содержат следующие блоки:
-персонал организации;
-тщательный учет знаний и способностей работников при назначении их на ключевые должности в фирме;
- стиль и культура деловых взаимоотношений в данной организации;
- долгосрочные цели развития фирмы.
Стратегические концепции управления кадрами в промышленно развитых странах рассматривают работников как решающий фактор сохранения конкурентоспособности и нацелены на подготовку кадров в соответствии с изменяющимися требованиями рынка и с учетом введения новых технологий. По мнению многих зарубежных исследователей, главными моментами в работе с персоналом должны стать:
-ресурсная ориентация, т.е. использование индивидуальных способностей работников в соответствии со стратегическими целями организации (в первую очередь для овладения новыми технологиями);
- интеграция стремлений, потребностей и запросов работников с интересами организации.
При разработке концепций управления персоналом проводятся различные текущие и ретроспективные исследования. Так, в США были фундаментально проанализированы многочисленные публикации по вопросам управления кадрами. В качестве главных направлений были выбраны подход к управлению персоналом, зависит от случайных факторов смены научно-технических концепций и спроса на рынке готовой продукции, новые направления управления персоналом в многонациональных компаниях и деятельность персонала, занятого отбором работников, их подготовкой, повышением квалификации и совершенствованием оплаты труда.
Исследования показали, что стратегия управления персоналом при разработке новой продукции и наращивании объемов ее выпуска должна быть разною.
Методы материального стимулирования высококвалифицированных работников зависят не только от сложившихся на фирме традиций, но и от наличия объективных норм и оценок качества труда. При отсутствии таковых (например, при стимулировании разработчиков новой техники) повысить производительность труда не удается. Различными исследованиями выявлено, что в интернациональных компаниях женщины гораздо быстрее, чем мужчины, адаптируются к условиям работы в чужой стране. При свертывании производства и временном увольнении работников производительность труда лиц, имеющих устойчивой производственной этикой, повышается. Временное освобождение положительно действует и на других работников. При этом выявлено, что при дифференциации заработка многое зависит не только от мастерства работника, но и от его начальника и взаимоотношений работника и его начальника.
Основной вывод различных исследований проблем управления персоналом состоит в том, что внимание к кадрам и методам управления их совместной деятельностью повышается в условиях высокоавтоматизированных технологий. Стратегическими направлениями в этой области становятся максимальное использование технических возможностей, гуманизация труда и всестороннее развитие инициативы сотрудников. При этом необходимо исходить из таких концепций:
-социальные инновации важны так же, как и технологические;
-капитал нужно инвестировать не только в передовую технологию, но и в подготовку и обучение кадров;
-координация активности сотрудников должна обеспечиваться через средства коммуникации и взаимопонимания;
-проблемы должны решаться совместными усилиями коллектива, должен преобладать кооперативный стиль работы.
Кадровая политика на предприятиях будущего, по мнению западных специалистов, должна строиться на следующих принципах: полное доверие сотруднику и предоставление ему максимальной самостоятельности; в центре экономического управления должны быть не деньги, а человек и его инициатива; результат деятельности предприятия определяется степенью сплоченности коллектива; максимальное делегирование функций управления сотрудникам, развитие мотивации работников. В связи с разработанными стратегическими концепциями управления персоналом предъявляются и новые требования к формированию качеств у будущих менеджеров по кадрам, в частности целенаправленности, масштабности, коммуникативности, способности анализировать и решать комплексные проблемы, синтезировать решения в условиях неопределенности и ограниченности информации.
Например, в Китае в теории и практике управления персоналом существует ряд актуальных проблем:
— дефицит квалифицированных специалистов. Так, в Пекине IT-компании испытывают недостаток в 20 тысяч программистов. Рынок профессиональных менеджеров в стране все еще формируется и недостаточно развит;
— в высокотехнологичных компаниях текучесть персонала значительно выше, чем на других предприятиях. По результатам опроса 12 компаний технопарка Zhongguancun, где нами проводилось специальное исследование, в 2001 году 27% сотрудников ушли в другие компании или уехали за границу. Лица, желающие создать свою компанию, составляли 34%, а лица, желающие ехать за границу, — 18,9%. По нашему мнению, это и хорошо, и плохо, так как создает проблемы для компаний;
— проблема мотивации к труду руководителей и управления их поведением особенно актуальна на государственных предприятиях;
— проблема создания резервов руководящих кадров и повышения эффективности деятельности управленческой команды в компаниях, а также создания гармоничных и долгосрочных отношений между работодателями и профессиональными менеджерами;
— в Китае встречаются факты нарушения трудового законодательства и остро стоит проблема его совершенствования.
Например, с нарушениями законодательства нанимают и увольняют персонал, продлевают рабочее время без дополнительной оплаты труда и т.д.
Рассмотренные выше проблемы — наиболее острые но, далеко не все проблемы управления персоналом в современном Китае.
2. Отечественный подход
к функциям управления
2.1. Управление персоналом в России: функции и особенности
Концепция управления персоналом – система теоретически методологических взглядов на понимание и определение сути, содержания, целей, заданий, критериев, принципов и методов управления персоналом и разработка механизмов их реализации в условиях конкретной организации. Общая концепция конкретизируется через кадровую политику и кадровую работу. Основная цель управления персоналом:
- формирование высококвалифицированного, ответственного за порученное дело персонала с современным экономическим мышлением и развитием чувства профессиональной гордости;
- обеспечение социальной эффективности коллектива.
Управление персоналом как целостная система выполняет такие функции:
- организационная – планирование потребностей и источников комплектования персонала;
- социально-экономическая – обеспечение комплекса условий и факторов, направленных на рациональное закрепление и использование персонала;
- воспроизводительная – обеспечение развития персонала.
Следовательно, управление персоналом – это и наука, и искусство эффективного управления людьми в условиях их профессиональной деятельности. Это система принципов, методов и механизмов оптимального комплектования, развития и мотивации и рационального использования персонала. Управление персоналом должно отвечать концепции развития предприятия, защищать интересы работников и обеспечивать соблюдение законодательства о труде при формировании, закреплении (стабилизации) и использовании персонала.
Следовательно, задание возводится к:
- обеспечение предприятия в нужном количестве и качестве персонала на текущий период и на перспективу;
- создание равных возможностей эффективности труда и рациональной занятости работников
- стабильной и равномерной загрузки на протяжении рабочего периода;
- удовлетворение потребностей персонала;
-обеспечение соответствия трудового потенциала работника, его психофизиологических данных к требованиям рабочего места;
- максимальной возможности выполнения разных операций на рабочем месте1.
Таким образом, управление персоналом – область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления организации.
Управление персоналом – многогранный и исключительно сложный процесс, который характеризуется своими специфическими особенностями и закономерностями. Управлению персонала свойственная системность и завершенность на основе комплексного решения проблем, их воссоздания.
Системный подход предусматривает учет взаимосвязей между отдельными аспектами проблемы для достижения конечных целей, определения путей их решения, создания соответствующего механизма управления, которое обеспечивает комплексное планирование и организацию системы. Система управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, которые отличаются функциональными целями, действуют автономно, но направленные на достижение общей цели. Система организационно закрепляет определенные функции за структурными единицами, работниками, а также регламентирует потоки информации в системе управления.
Система управления человеческими ресурсами постоянно развивается и совершенствуется. На каждом этапе развития общества она должна приводиться в соответствии с требованиями развития производительных сил, внося коррективы в отдельные ее элементы. Управление персоналом обеспечивается взаимодействием управляющей и управляемой системы.
Управляющая система (субъект) – это совокупность органов управления и управленческих работников с определенными масштабами своей деятельности, компетенцией и спецификой исполняющих функций. Она может изменяться под воздействием организующих и дезорганизующих факторов. Управляющая система представлена линейными руководителями, которые разрабатывают комплекс экономических и организационных мероприятий по воссозданию и использованию персонала.
Управляемая система (объект) – это система социально-экономических отношений по поводу процесса воссоздания и использования персонала. Управление персоналом являет собой комплексную систему, элементами которой являются направления, этапы, принципы, виды и формы кадровой работы. Основными направлениями является набор и сохранение персонала, его профессиональная учеба и развитие, оценка деятельности каждого работника с точки зрения реализации целей организации, которая дает возможность скорректировать его поведение.
При всем разнообразии организаций, которые есть в современном обществе и видов деятельности, которыми они занимаются, в работе с человеческими ресурсами решают одни и те же задания, независимо от их специфики.
Во-первых, каждая организация привлекает нужное количество работников. Способы подбора зависят от характера и условий работы организации. Во-вторых, все без исключения проводят учебу своих работников, чтобы объяснить задание и привести их навыки и умения в соответствии с требованиями задания.
В-третьих, организации осуществляют оценку результатов деятельности каждого работника. Формы оценки являются разнообразными, как и типы организаций.
И наконец, каждая организация в той или другой степени вознаграждает своих работников, то есть компенсирует затраты времени, энергии, интеллекта, какие они тратят для достижения поставленных целей. Названные функции существуют в любой организации, но они могут выражаться в разных формах и разной мере развития1.
Следовательно, чтобы успешно развиваться, организация должна управлять набором, учебой, оценкой, вознаграждениями персонала, то есть создавать, совершенствовать методы, процедуры, программы организации этих процессов. В совокупности и единстве методы, процедуры, программы являют собой систему управление персоналом.
Главными элементами системы управления являются люди, которые одновременно выступают объектом и субъектом управления. Способность человеческих ресурсов одновременно выступать как объектом, так и субъектом управления – основная специфическая особенность управления. Следовательно, социально экономическая система являет собой единство управляющей и управляемой систем, а механизм управления – это совокупность отношений, форм и методов влияния на формирование, распределение и использование трудовых ресурсов в государстве. Система управления персоналом в организации состоит с комплекса взаимоувязываемых подсистем (элементов).
Подсистема – это выделенные за функциональными элементами или организационными признаками части системы, каждая из которых выполняет определенные задания, работает автономно, но направлена на решение общей цели.
Система подсистем имеет многостепенную структуру, с большим количеством направлений деятельности.
Традиционно выделяют подсистемы, что отвечают основным функциям управления человеческими ресурсами.
Таким образом, система управления персоналом организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом и которая включает подсистему общего и линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций. При этом наибольший эффект и качество системы управления персоналом достигаются в том случае, когда применяется система методов в комплексе. Применение методов позволяет взглянуть на совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов.