Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа
Сегодня важно проанализировать основные тенденции изменения характера функций управления, а также место функции управления на современном предприятии, которое рассматривается как сложная системное образование со множеством функционирующих подсистем. Цель данной работы – это рассмотрение сущности менеджмента с точки зрения его функционального содержания, выполняемых им функций. Для выполнения цели были поставлены и решены следующие задачи: рассмотрение методической основы содержания менеджмента, изучении функций управления и их характеристики, рассмотреть появление новых функций управление и результативность функционального разделения в системе менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА» 4
2. «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА» 8
3. «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ МЕНЕДЖМЕНТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Основополагающим условием и определяющим признаком существования и эффективного функционирования сложных систем выступает управление в самом широком смысле этого слова.
Целенаправленное, эффективное и в значительной степени рациональное достижение целей управления организацией зависит от его функционального спектра. Выделение функций управления занимает одно из важнейших мест в теории менеджмента.
Переход к
рыночным отношениям, реформирование
собственности и появление
Процессы глобализации и информатизации, активизация внешнеэкономических отношений привели к значительным изменениям в целях, задачах, методах и функциях управления. Резко изменилось отношение к собственности, разрушились десятилетиями устанавливавшиеся длительные хозяйственные связи. Потребовалась адекватная трансформация производственных отношений применительно к конкурентным условиям деятельности предприятий. В связи с этим методы и функции управления предприятиями стали одной из наиболее актуальных и востребованных исследовательских тем.
Сегодня важно проанализировать основные тенденции изменения характера функций управления, а также место функции управления на современном предприятии, которое рассматривается как сложная системное образование со множеством функционирующих подсистем.
Цель данной работы – это рассмотрение сущности менеджмента с точки зрения его функционального содержания, выполняемых им функций. Для выполнения цели были поставлены и решены следующие задачи: рассмотрение методической основы содержания менеджмента, изучении функций управления и их характеристики, рассмотреть появление новых функций управление и результативность функционального разделения в системе менеджмента.
Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции: получение, создание нового знания; структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий; организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).
Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.
Основами методологии
Конкретными основами методологии менеджмента являют
- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;
- системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;
- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);
- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;
- исследование операций – это методология применения математических
количественных методов для обоснования
решений задач во всех областях целенаправленной
человеческой деятельности. Методы и модели
исследования операций позволяют получить
решения, наилучшим образом отвечающие
целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию
операций является такой набор значений
переменных, при котором достигается оптимальное (
- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;
- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;
- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;
- психология, которая изучает
- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;
- социальная психология – отрасль психологи
- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,
- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право.
В системе методологии
Основными общими методами проведения исследований в
менеджменте являются: эксперимент;
Научную базу менеджмента составляет широкий спектр конкретных методов, разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных выше.
Изучения процесса управления с точки зрения его функций - это ключ к раскрытию его содержания управленческой деятельности, позволяющий наряду с прочими сформировать структуру и организацию системы управления. В самом общем виде категория «функция управления» выражает содержание управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Это категория широко используется в теории и на практике. Функций управления определяют специфику деятельности, направленной на организацию мероприятий по управлению объектом - социально-экономическими процессами. Смысл функции управления зависит от контекста, в котором рассматривается управленческая деятельность. В любом случае функции управления всегда выражают содержания управленческого воздействия, т.е. сущность управленческих отношений. Функции управления – это проявления его сущности в действии.
Возникновение
функций управления – результат
кооперации и разделения управленческого
труда, позволивши существенно увеличить
его продуктивность. Степень разделения
общественного труда всегда являлась
ведущим фактором развития общества.
«Величайший прогресс в развитии
производительной силы труда и значительная
доля искусства, умения и сообразительности,
с какими он направляется и прилагается,
- явилось… следствием разделения труда
» писал в свое время А.Смит.
Для простого труда было достаточно
общего управления. Однако в процессе
развития производства простое кооперативное
звено специализируется, что создает
условия и предпосылки для
выделения специализированных видов
управленческой деятельности- функции
управления. Такая специализация
создает условия для
Один из первых исследователей функций управления А. Файоль, анализируя деятельность предприятий, впервые разделил весь комплекс работ по руководству промышленной компанией на 6 основных групп и определил в числе группы административных операций 5 наиболее важных функций: предвиденье, планирование, организацию координацию, контроль. Исходная концепция А. Файоля (1916 г.) выдержала длительную проверку временем и до настоящего времени в силу своей фундаментальности занимает доминирующие позиции в учебной и научной литературе. Вместе с тем она многократно подвергалась попыткам существенного изменения и совершенствования, что обычно приводило к росту числа предлагаемых функций, и реже - к замене одних функций на другие либо к их сокращению с целью упрощения и обобщения. Так, например, последователи А. Файоля по административной школе управления Л. Гьюлик и Л. Урвик предложили концепцию (1937) из 7 функций (планирование, организация, управление кадрами, руководство, координация, учет и бюджетирование), а разработанная В. Хилем концепция (1968) содержала всего 4 функции более укрупненного формата, включая формирование политики и цели, планирование, организацию и управление кадрами.
Наряду с
этим Ч. Барнард в работе "Функции
администратора" (1938) минимизирует состав
функций до трех: определение целей
организации с учетом изменяющихся
требований внешней и внутренней
среды и формирование позволяющих
решить поставленные задачи ценностей
организации и ее внутренней культуры;
создание системы коммуникаций, то
есть иерархической и подотчетной
структуры, а также систем для
передачи информации - как в вертикальном
направлении, так и между всеми
индивидами и подразделениями; разработка
соответствующего набора стимулов для
привлечения и удержания
В американской школе управления наиболее распространено признание четырех основных функций управления, к которым относятся: планирование, организация, стимулирование, контроль.
Российская школа управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, прогнозировании, планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, коммуникацию, принятие решения.
Общее признание в теории управления получило следующие основные положения:
- выделение в управлении отдельных функций- это объективный процесс, обусловленный развитием производства и усложнением его управления;
- естественно-научной основой формирования и развития функций управления является разделение общественного труда вообще и в сфере управленческой деятельности в частности;