Функциональное содержание менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня важно проанализировать основные тенденции изменения характера функций управления, а также место функции управления на современном предприятии, которое рассматривается как сложная системное образование со множеством функционирующих подсистем. Цель данной работы – это рассмотрение сущности менеджмента с точки зрения его функционального содержания, выполняемых им функций. Для выполнения цели были поставлены и решены следующие задачи: рассмотрение методической основы содержания менеджмента, изучении функций управления и их характеристики, рассмотреть появление новых функций управление и результативность функционального разделения в системе менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА» 4
2. «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА» 8
3. «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ МЕНЕДЖМЕНТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая новая.docx

— 57.65 Кб (Скачать файл)

-       движущей силой трансформации функций управления на всех этапах общественного развития  была и остается необходимость повышения эффективности  управленческого труда и управляемой системы.

Важно отметить, что функции управления объективно обусловлены  управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки  управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями. Выбор и совершенствования организационной структуры управления, организация  управления и особенно разделение управленческого труда, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. осуществляются в зависимости от состава  и содержания  функций управления. В совокупности  функции управления представляют собой содержание процесса управления и отображают   характер труда персонала управления. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действии. 

Таким образом, функции управления – это специфические виды управленческой деятельности, обособившей в процессе разделения управленческого труда, выражающей его содержание в действии и направленные  на достижения поставленных целей.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

В кабинетах многих менеджеров висят  плакаты со словами Анри Файоля: "Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать". В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления, которым  посвящена настоящая глава.

Француз Анри Файоль (1841-1925) более 30 лет  управлял горно-металлургическим синдикатом. В 1916 г. в Бюллетене общества горной промышленности был опубликован  его основной труд "Основные черты  промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль", который затем неоднократно переиздавался на различных языках. Вместе с Фредериком Тэйлором, Генри  Фордом и рядом других специалистов Анри Файоль работал над созданием  научной теории управления. Таким  образом, научный менеджмент появился сравнительно недавно - в начале ХХ века. Бурное развитие этой научной  дисциплины продолжается. Так, лишь в  последние годы выявилась важная роль контроллинга - современной концепции  системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное эффективное  существование.

Выделенные А.Файолем пять функций  менеджмента дают основу для анализа  работы современного управляющего.

К первичным функциям управления относят:

  1. Планирование - определение целей деятельности и развития организации, тактики и стратегии их достижения, индивидуальных действий каждого участника процесса управления. Планирование должно быть непрерывным, для того, чтобы обеспечить поступательное развитие организации и постоянную корректировку намеченных планов в силу их вероятностных характеристик.
  2. Организация - создание структуры органов, обеспечивающих достижение намеченных целей, распределение индивидуальных заданий между каждым членом организации, делегирование им полномочий, прав распоряжение ресурсами и ответственности за результаты труда.
  3. Мотивация - обеспечение заинтересованности работников в выполнении соответствующих заданий и делегированных им обязанностей с использованием как негативных стимулов: жесткий контроль, давление, угрозы, наказания, так и позитивных: похвала, продвижение по службе, вознаграждения, базируясь на выявлении и учете потребностей сотрудников организации.
  4. Контроль - процесс обеспечения достижения целей организации без отклонений, имеющий три подфункции:

а) установление стандартов или норм - для сравнения с фактическим  состоянием дел. Стандарт – это конкретные цели, которые должны быть выполнены  за фиксированный отрезок времени (стандарт качества, производительности);

б) измерение достигнутого по отношению  к стандарту - учет и анализ, выявляет проблемы или отклонения, причины  их возникновения;

в) действия по устранению серьезных  отклонения, корректировке планов и  стандартов - регулирование.

К связующим функциям управления относят:

  1. Управленческие решения - разработка предварительных вариантов действий, выбор руководителем наиболее приемлемого, с его точки зрения, варианта достижения целей организацией из множества альтернатив.
  2. Коммуникации - процесс обмена информацией между двумя и более людьми или организационными структурами, предполагает: фильтрацию, отбор, кодирование, установление обратной связи, декодирование, защиту информации.

К интегрирующим функциям управления относят руководство и лидерство - каждодневное оперативное влияние руководителя на подчиненных с использованием личного авторитета и властных полномочий, координация их деятельности для достижения целей организации. 

Менеджер, руководствуясь прошлым  опытом, внешней информацией, разрабатывает  систему стратегических, тактических  и оперативных целей функционирования и развития организации, что осуществляется в процессе реализации функции планирования. Одновременно устанавливаются конкретные, адресные, жестко увязанные по времени  стандарты, по которым оценивается  нормальный ход процесса управления, то есть реализуется подфункция  «регламентирование» функции контроля.

Для выполнения разработанной системы  целей менеджер использует структуру  органов и должностей, распределяет между ними ресурсы, функции и  полномочия, стимулирует работников, то есть реализует функции организации  и мотивации.

Необходимо отметить, что все  вышеперечисленные мероприятия  проводятся не одномоментно, а носят  непрерывный, постоянный характер и  выполняются через ежедневное руководство, найм и увольнение, инструктирование, оперативный контроль, влияние авторитетом. Так реализуются функции «руководство и лидерство».

Воздействие функций управления на объект управления (производство, исполнителей) осуществляется посредством принятия и реализации различных управленческих решений в форме приказов, распоряжений, инструкции, проектов, норм и нормативов, программ. Результаты этого воздействия  через функцию коммуникации по каналам  обратных связей передаются органам  управления для оперативного учета  и анализа на наличие отклонений полученных результатов от планов и  стандартов, поиска причин выявленных отклонений. В итоге разрабатывается  комплекс мер по устранению выявленных причин отклонений, то есть реализуется  подфункция «регулирование» функции  контроля.

Информация о конечных результатах  реализации целей через системы  коммуникации поступает в субъект  управления и используется в качестве базы для выработки новых целей, иначе говоря, в качестве отправной точки нового цикла управления организацией.

Менеджмент не может обойтись без  применения научных методов. Они  помогают при формировании и развитии познавательной базы, имеют особенно большое значение в управлении производством, эффективны при планировании и контроле, играют важную роль в ходе принятия решений, поддающихся алгоритмизации.

В связи с наличием различных  подходов к менеджменту актуальна  проблема их оценки. Прежде всего возникает  вопрос: могут ли существовать различные  теории менеджмента, по-разному трактующие сущность и содержание процесса менеджмента, или речь идет об отдельных разделах единой теории менеджмента, решающих определенные проблемы и применяющих разные методы исследований.

Различные подходы к менеджменту  не являются самостоятельными, независимыми теориями, а представляют собой результат  интеллектуального разделения труда  при изучении и разработке процесса управления и поэтому в своей  совокупности составляют логически  упорядоченную теорию.

Существует несколько подходов при оценке систем менеджмента: функциональный, программно-целевой, линейный, технологический  и т.д.

Программно-целевой подход предполагает обособление специальных групп  работников различного профиля для  решения крупных задач на определенном этапе деятельности производственного  коллектива. Такие задачи возникают  в связи с подготовкой и  освоением производства новой продукции, освоением новой технологии, реконструкцией предприятия, перестройкой его организационной  структуры. В этих и подобных условиях практикуется формирование временных  творческих коллективов, бригад или  групп, составляемых из числа работников специализированных - подразделений  научно-технической подготовки производства, опытного, экспериментального и основного  производств. Для руководства программой назначается руководитель, в подчинение которого на время проведения работы выделяется специальная оперативная группа. В состав такой группы могут входить работники функциональных служб, обеспечивающие планирование, координацию выполнения работ и контроль за использованием выделенных ресурсов.

Линейный (пообъектный) подход заключается  в том, что линейные руководители закрепляются за определенным объектом — участком, звеном, цехом, производством. Эта форма разделения труда непосредственно  обусловлена производственной структурой предприятия и сменностью работы. При этом должно быть обеспечено четкое разграничение функций, прав и ответственности  линейных руководителей в их взаимосвязи  как по горизонтали, так и по вертикали  — от бригадира и мастера до руководителя предприятия.

Технологический подход служащих предполагает его расчленение по видам работ  и операций с соответствующей  специализацией работников. Так, деятельность руководителей состоит в основном из организационно-административных работ, которые органически сочетаются с выполнением аналитических  работ, что связано с подготовкой  и принятием наиболее важных решений, имеющих принципиальное значение для  функционирования управляемого объекта.

Сущность функционального подхода  к менеджменту заключается в  том, что потребность рассматривается  как совокупность функций, которые  нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций  создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций  и выбирается тот из них, который  требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу  его полезного эффекта.

В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая  система совершенствуется путем  доработки существующей системы  по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в заданной области, замечаниям и предложениям потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца и за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень.

Для комплексного понимания и наилучшей  реализации менеджмента необходимы разнообразные знания, получаемые при  использовании всех известных подходов. Каждый из них в определенной мере способствует объяснению и совершенствованию  управления. Только интеграция, синтез достижений отдельных научных дисциплин  в сочетании с практическим опытом могут дать целостное представление  о менеджменте и помочь при  разработке его теории.

Проблема в том, чтобы найти  способ, позволяющий использовать достижения многих научных дисциплин, обобщить опыт менеджеров и на этой базе разработать  теорию менеджмента. Эта цель достижима  только на основе применения системного подхода.

Несмотря  на различные подходы к выделению  функций управления, тем не менее  можно упорядочить основные характеристические особенности в их классификациях:

- в качестве структурных инвариантов выступают функция планирования, функция организации, функция контроля;

- координация, мотивация, регуляция рассматриваются (каждая в отдельности), или как самостоятельные функции управления или они выступают как условия, процессы реализации управленческих функций;\

- практически все функции управления носят односторонний характер, характер воздействия; в их составе фактически отсутствуют функции, отражающие ответные действия (реакцию) субъектов, на которые направлено управление;

- называется различное число основных функций управления; вместе с тем сохраняется тенденция их глобализации, т.е. просматривается стремление "собрать" многочисленные управленческие категории в сравнительно небольшое число функций управления.

В этой связи  основным направлением совершенствования  функций управления можно назвать  создание обратной связи, реализация которой  обеспечивала бы наиболее оптимальную  взаимосвязь руководителя и исполнителя  во всем ее функциональном многообразии.

Другим направлением совершенствования функций может  стать устранение жестких границ между функциями, снятие разграничений, поскольку в одном и том  же виде управленческой деятельности могут реализовываться несколько  функций, что говорит об их тесном взаимопереплетении.

Основные  функции менеджмента формируют  фундамент работы всех менеджеров в  мире и прекрасно подходят для  решения повседневных задач. Однако они не в состоянии отразить новую  реальность трудовых отношений и  новое партнерство между менеджерами  и сотрудниками. Для этого необходим  новый набор управленческих функций, основанный на старых. Мы предлагаем ряд  новых функций менеджмента, перечисленных  ниже.

Предоставление  относительной свободы. При предоставлении своим подчиненным свободу действий, вы не перестаете ими управлять. Меняется только способ этого управления. Менеджеры все так же создают общую картину, устанавливают цели организации и определяют общие ценности. В то же время они должны создавать корпоративную инфраструктуру - тренинги, команды и т.д. - которая бы давала людям больше свободы.

Информация о работе Функциональное содержание менеджмента