Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:10, контрольная работа
Менеджмент - совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.Еще в 50-60-е гг. прошлого века в Европе и США доминировало представление о менеджменте как об универсальной дисциплине, имеющей единый, нерасчлененный объект.
Коммуникационный менеджмент ис
Механистический менеджмент - система управления, в которой все доведено до автоматизма. Царствуют формализованные отношения. Бюрократическая структура. Видимо, чаще всего механистический менеджмент встречается в государственных учреждениях.
Преобразующий менеджмент - менеджмент реорганизации, или система управления изменениями. Он управляет крупными изменениями, обеспечивает реализацию новых целей, принципов организации и методов управления, включает менеджеров особого типа - лидеров организации.
Проблемно-ориентированный мене
Прогностический менеджмент, наоборот, предполагает активную деятельность по прогнозированию возможных ситуаций, последствий, решений. Суть прогностического управления - в непрерывном опережающем отражении процессов развития и конечного состояния управляемой системы, а также в выявлении возможных путей и средств достижения желаемых состояний этой системы. Прогнозирование позволяет перейти от реактивного управления, базирующегося лишь на реакциях системы на текущие проблемы, к проактивному управлению, своевременно упреждающему угрозы и распознающему новые возможности будущего развития. Прогностическое управления наиболее адекватно рыночным условиям хозяйствования. Оно позволяет обеспечить устойчивость предприятий даже в условиях высокого уровня внешних и внутренних рисков.
Проектный менеджмент - такое управление, в котором непрерывный процесс как бы разбивается на отдельные конечные проекты, имеющие начало и конец. За каждым проектом закрепляется проектный менеджер, несущий ответственность за этот «кусок работы». При этом процесс управления становится обозримым и прозрачным.
Пульсирующий менеджмент. Под ним понимается менеджмент, работающий с нечеткими объектами, а также горизонтально организованный менеджмент, менеджмент переходного периода. Он реализует фактический переход от избыточной бюрократизации управления к общественному системообразованию.
Раскрепощенный менеджмент - технология управления, базирующаяся на свободном, осознанном, раскрепощенном сознании и поведении менеджеров, не боящихся ошибиться, сделать что-нибудь не так. Следует отметить, что в России страх - явление почти генетическое. Жесткая система наказаний, которая была характерна для нашего общества на протяжении достаточно длительных исторических периодов, заметно поубавила смелости в неординарных и смелых поступках.
Рациональный менеджмент базиру
Сигнальный менеджмент - имеет основной целью установление критических параметров-сигналов - реализация которых предупреждала бы управленцев о недопустимых отклонениях в управляемых объектах и процессах. Сигнал - аналог желтого света светофора, предшествующего красному. Когда светит зеленый свет- все в порядке.
Следует отметить, что из опыта
общения с современными лидерами
бизнеса становится понятной высокая
степень актуальности сигнального
менеджмента. Многие предприниматели
озабочены разработкой
Ситуационный менеджмент - делает акцент на изучении и использовании в дальнейшей практике как можно более широкого спектра различных типовых ситуаций. В обучении этот метод называется «кейс-стади». До 70% времени занимают кейс-стадии в учебных процессах западных вузов, готовящих современных менеджеров. В России тоже стала создаваться база данных по деловым ситуациям. Получают развитие деловые игры при подготовке управленцев. Но находится этот процесс пока в самом начале.
СЭЛФ-менеджмент - другими словами, самоменеджмент. Лишь личностное развитие управленца может привести к развитию участка бизнеса, за который он отвечает в своей деятельности. Должна быть синхронность самоменеджмента и менеджмента организации.
В монографии В.С. Петрухина «Менеджмент 21 века» утверждается, что сэлфменеджмент - это менеджмент будущего. Самомотивация человека на труд связана с самоутверждением и самореализацией. Это естественно. Это внутренний инстинктивный возбудитель активности человека, движитель прогресса. Самомотивация - свойство свободного человека. Существуют определенные технологии, как разбудить в себе свой глубинный потенциал, развить самомотивацию.
Эффективный менеджмент - это управленческая деятельность, которую по общепринятым меркам следует назвать успешной. Как утверждает Джон Биллсберри в своей книге «Эффективный менеджер» Открытого университета Великобритании, «все люди разные, имеют разные потребности и по-разному участвуют в работе организации. Это разнообразие значительно усложняет работу менеджера, поскольку он должен продумывать последствия своих действий для людей, имеющих разные приоритеты».
Между тем, «разнообразие» - это огромная самостоятельная ценность, и только понимание этого факта позволит сделать менеджмент в действительности эффективным. Баланс различных интересов, целей, подходов - вот что лежит в основе конечного эффекта деятельности.
В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляющем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза, облечения в новые формы и проч., позволяющих более эффективно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с созданием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются информацией и есть все возможности для ее эффективного осмысления и усвоения.
Центральная задача в управлении знаниями состоит в том, чтобы облегчить выявление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передового опыта, творческих возможностей. Это важно, и потому, что в перспективе все крупные организации должны делиться на малые самоуправляемые структуры, которые из-за относительно небольшого собственного информационного и интеллектуального потенциала должны будут добывать и ассимилировать чужие знания.
Все перечисленные виды управления в практике тесно переплетены и взаимообусловлены, что существенно усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей видового разнообразия систем управления ведет к повышению их потенциала и эффективности.
В целом же, можно констатировать факт, что разнообразие видов менеджмента связано, прежде всего, с разнообразием направлений использования и особенностей реализации процесса управления и что дифференциация менеджмента имеет объективный характер.
2. Анализ состава видов менеджмента
Охарактеризуем типичное для начала ХХI века состояние менеджмента как сферы знания и практики. Перечень выявленных в данном исследовании видов менеджмента послужил основой исследования взаимосвязи видов менеджмента. Так как средой настоящего исследования является сфера экономики, остановимся на видах менеджмента, использующихся в экономике. Тем самым выделяется первый признак классификации видов менеджмента (отношение к экономике).
К видам менеджмента, используемым в экономике, были отнесены 239 вида менеджмента. При этом подразумевается, что составными частями экономики являются коммерческие и некоммерческие организации.
Далее основной интерес будет вызывать менеджмент бизнес-организаций, где под бизнесом подразумевается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Так как «экономика» - довольно обширное понятие, для более точного учета разнообразия ее составных частей, определяющих спектр видов и направлений деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, вторая группа видов менеджмента, разделяемых по критерию «Отношение к экономике», названа «Виды менеджмента, используемые (а не связанные) с экономикой». Как показал анализ, виды менеджмента можно разделить на группы по следующим признакам: 1. Объект управления. 2. Субъект управления. 3. Технология управления. 4. Стиль управления. 5. Национально-культурные особенности управления. 6. Цель управления.
Первые три критерия
классификации характеризуют
1) Стиль управления в целом является следствием национально-культурных особенностей управления. Под стилем управления, как правило, понимают способ делового общения руководителя с подчиненными, характер отношений между ними в процессе исполнения служебных обязанностей, определяемый форматом распорядительного воздействия и мерой жесткости проявления единоличной воли руководителя.
В настоящей работе стиль управления будет рассматриваться не только по отношению к внутренней среде бизнеса, но и по отношению к внешней среде, где следует говорить не об отношениях руководителя с подчиненными, а об отношениях между бизнес-единицами. Такое толкование стиля оправдано общим определением понятия «стиль» - (1) основная своеобразная форма выражения, возникающая в той или иной сфере человеческой деятельности или (2) «метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения». В отношениях руководителя с подчиненными можно выделить авторитарный, демократический, механистический и конфиденциальный стили управления. В отношениях участников бизнес-процесса может использоваться атакующий, инактивный, интуитивный, креативный, пульсирующий, стихийный или нерегулярный менеджмент и др.
В настоящее время национально-культурные особенности управления и их научное сравнение в рамках сравнительного менеджмента только получает свое развитие на фоне широкомасштабных интеграционных процессов в Европе, Азии и Северной Америки. Выделены и описаны американский и японский виды менеджмента, формируется сравнительный менеджмент, в начале своего развития находится научная концепция русского менеджмента.
В современном периоде
представляется более целесообразным
пренебречь связью стилей управления
и национально-культурными
2) Целями управления
могут быть, например, преодоление
экономического кризиса
Цели управления определяются субъектом управления. По этой причине можно было бы говорить о необходимость включения критерия «Цель управления» на второй уровень классификации по субъекту управления. Это не сделано потому, что соотношение целей и субъектов управления имеет матричный характер. Каждый из субъектов управления волен свободно выбирать ту цель или тот спектр целей управления, которые поставлены на определенном этапе развития бизнеса.
Среди критериев классификации видов менеджмента первого уровня наиболее развитую и устойчивую структуру имеет критерий «Объект управления». Исторически первым объектом управления являлся процесс (деятельность).
По характеру протекания процесса можно выделить детерминированные и стохастические процессы. Менеджмент, ориентированный на управление стохастическими процессами, оперирует вероятностным подходом к анализу, прогнозированию и планированию деятельности. Это типично, например, для инвестиционного менеджмента, управления кредитами, чрезвычайными ситуациями, сроками проектов в отличие от, например, научного менеджмента, операционного менеджмента, организационного менеджмента, управления сбором налогов и пошлин, использованием персоналом рабочего времени и др.
Целый спектр современных видов менеджмента нацелен на отдельные личности: персонифицированное управление, сэлф-менеджмент (самоменеджмент), управление клиентами и др. Группы лиц являются объектами управления в общем менеджменте, социальном управлении, управлении кадрами, управлении командой и пр. Неодушевленные предметы - объекты управления представлены в практике современного менеджмента предметами труда, орудиями труда, прочим имуществом, обеспечивающими ресурсами (финансовыми и информационными). Особо следует отметить бурную дифференциацию объектов этого уровня в рамках информационных ресурсов: управляют базами данных, данными, контентами сайтов, списками адресов, рабочим столом компьютера, жизненным циклом информации, памятью, сетями, и пр. Очевидно, что в ближайшее время такая же участь ожидает все ресурсы, на которые будет направлено инновационная технология будущего.
Довольно широк спектр видов менеджмента, направленный на нематериальные предметы. Наиболее динамично развиваются виды менеджмента, связанные с человеческими ресурсами. Это, например, управление конфликтами, управление здоровьем, управление стрессом, гневом, идеями, талантами. Общей тенденцией в этом направлении является сближение с личностью сотрудников, позитивной влияние на потенциал исполнителей и руководителей. В этом направлении ожидается еще большая дифференциация. Иными нематериальными объектами управления являются цели, безопасность и др.