Характеристика и особенности применения базовых стратегий в деятельности предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 03:43, контрольная работа

Краткое описание

Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических действий на рынке стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосрочной перспективе, оцениваемой в 3-5 лет.

Содержание

1.Теоретический вопрос.
Изложите характеристику и особенности применения базовых стратегий в
деятельности предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса.______________3
2.Теоретический вопрос.
Изложите основы отраслевого и конкурентного анализа с учетом
специфики ресторанно-гостиничного бизнеса.___________________________18

3.Написать эссе по теме: «Система целей и критерии их классификации
на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса в современных экономических условиях».____________________________________________21

4.Список литературы ________________________________________________25

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего

 

профессионального образования

 

Российский государственный торгово-экономический  университет

 

РГТЭУ

 

Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг

 

Кафедра

 

Менеджмент в сфере  услуг

 

Дисциплина

 

«Стратегический менеджмент на предприятии РГБ»

 

Контрольная работа № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил

Москва 2013

Содержание

 

1.Теоретический вопрос.

Изложите характеристику и особенности применения базовых стратегий в

деятельности предприятия  ресторанно-гостиничного бизнеса.______________3

 

2.Теоретический вопрос.

Изложите основы отраслевого  и конкурентного анализа с  учетом

специфики ресторанно-гостиничного бизнеса.___________________________18

 

3.Написать эссе по теме: «Система целей и критерии их классификации

на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса в современных экономических  условиях».____________________________________________21

 

4.Список литературы ________________________________________________25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Изложите характеристику и особенности применения базовых стратегий в деятельности предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса.

 

Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических действий на рынке стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосрочной перспективе, оцениваемой в 3-5 лет.

Конкурентный анализ включает два основных этапа:

  • определение главных конкурентных сил в отрасли;
  • формулирование основных вариантов конкурентных стратегий.

 

Признанным лидером  разработки конкурентного анализа  является профессор Гарвардской  школы бизнеса М. Портер, автор  основных моделей по определению  главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.

 

1.1. Конкуренция

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению, рынок - это организованная структура, в  которой существуют производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться).

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.

Аналогично определяется конкуренция между потребителями  как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти  других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в  конкурентной борьбе для улучшения  своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

 

Сущность конкуренции, условия её существования

Термин «конкуренция»  вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом. «Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».

Конкуренция – соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, услуг. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

а) Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих  права юридического лица), поставляющих товары и услуги на рынок;

б) Свобода вхождения  предприятия на рынок и выхода из него;

в) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

г) Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

 

Функции конкуренции.

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  • предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
  • предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
  • Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

 

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции.

 

 Руководящий принцип  "оптимальной интенсивности конкуренции"  в качестве целей политики  в области конкуренции предполагает, что:

  • технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
  • предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

 

Масштаб интенсивности  конкуренции определяется тем, как  скоро преимущества в прибыли  теряются в результате успешного  воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит  от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим  принципом оптимальной интенсивной  конкуренции благоприятные условия  для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда  имеют дело с "широкой" олигополией  с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

 

 

 

В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

  • качество конкуренции;
  • само существование конкуренции;
  • цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
  • предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
  • защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
  • ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики .

 

1.2. Пять сил конкуренции по М.Портеру

 

Доля рынка, уровень прибыли  фирмы определяются тем, насколько  эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам (рис.1):

  • проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;
  • угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);
  • компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;
  • воздействию продавцов (поставщиков);
  • воздействию покупателей (клиентов).

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Пять сил конкуренции

 

 

 

 

 

 

1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:

  • экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;
  • дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает практическую непревзойденность этих торговых марок);
  • потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании с экономией на опыте и масштабе создает, в частности, серьезные препятствия для новых инвестиций в российскую туристскую отрасль;
  • издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;
  • необходимость создания новой системы каналов распределения
  • политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.

 

 2. Товары-заменители.

Обострить конкуренцию  может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию  производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.

Препятствиями на пути товаров-субститутов  могут стать:

    • проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;
    • рекламные атаки на потребителей. Так, производители шоколадных конфет и батончиков, чувствуя угрозу со стороны субститутов - сухих смесей для легких завтраков, разворачивают агрессивную рекламную кампанию своих изделий;
    • и производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;
    • улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.

Информация о работе Характеристика и особенности применения базовых стратегий в деятельности предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса