Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:29, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является анализ межличностных конфликтных отношений и путей их разрешения. Для достижения данной цели в курсовой работе требуется решение следующих задач:
1) рассмотреть специфику межличностного конфликта;
2) провести анкетирование и обработать его результаты;
3) проанализировать межличностный конфликт и его разрешения.
.
Введение .............................................................................................................
3
1
Характеристика межличностного конфликта
4
1.1
Исследование субъектов конфликта в соответствие с методикой
4
Томаса
1.2
Стратегические графики оппонентов
7
2.
Способы разрешения межличностных конфликтов....................
8
Заключение
9
Список использованных источников
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(ФГБОУ ВПО ИрГУПС)
Институт дополнительного профессионального образования
Кафедра Менеджмент
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
КР.470100.080505.65.1168-2013.
Выполнил студент гр. И-10-УП-2к Магдажинова Н.В. «08» апреля 2013 г |
Проверил ст. преподаватель Перфильева А.И. ----------- « » _________г |
Иркутск 2013
Содержание
. |
Введение .............................. |
3 |
1 |
Характеристика межличностного конфликта |
4 |
1.1 |
Исследование субъектов конфликта в соответствие с методикой |
4 |
Томаса |
||
1.2 |
Стратегические графики оппонентов |
7 |
2. |
Способы разрешения межличностных конфликтов.................... |
8 |
Заключение |
9 | |
Список использованных источников |
10 | |
Приложение А Тест Томаса |
11 |
Введение
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Целью данной курсовой работы является анализ межличностных конфликтных отношений и путей их разрешения. Для достижения данной цели в курсовой работе требуется решение следующих задач:
1) рассмотреть специфику межличностного конфликта;
2) провести анкетирование и обработать его результаты;
3) проанализировать межличностный конфликт и его разрешения.
Объектом и предметом исследова
В первой главе данной курсовой работы, будет проведено исследование субъектов конфликта и дана характеристика конфликтной ситуации. Во второй главе будут разработаны предложения по успешному выходу из конфликтной ситуации.
1. Характеристики конфликтной ситуации
Исследование конфликтов выступает важнейшей предпосылкой их предупреждения и разрешения. Один из весьма перспективных методов исследования системно-ситуационный анализ конфликтов.
Сущность ситуационного метода исследования конфликтов заключается в выборе конфликтной ситуации в качестве единицы анализа изучаемого явления.
Конфликтная ситуация — это наименьшая целостная неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами. Применение ситуационного метода в интересах исследования конфликтов имеет особенности. Они определяются спецификой объекта исследования, который более сложен по сравнению с деятельностью.
Конфликты, так же как деятельность, могут исследоваться по элементам и по единицам. Изучение конфликтов с помощью единицы, в качестве которой выступает конфликтная ситуация, предполагает следующий подход:
- устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта.
- определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия.
- выделяются фазы в развитии конфликта.
После этого проводится системный анализ конфликтной ситуации. Анализируются: социальная среда, объективная обстановка, в условиях и под воздействием которых развивается конфликт; объект конфликта, функциональные связи между его структурными элементами также входят в конфликтную ситуацию; временные границы конфликтной ситуации определяются промежутком времени, в течение которого не происходит качественных изменений в объекте конфликта, составе его основных участников и характере их взаимодействия. Как только хотя бы одни из этих трех компонентов качественно изменился, начинается развитие новой конфликтной ситуации.
Для проведения
ситуационного анализа
Использование системно-ситуационного метода при изучении конфликтов позволяет выявить такие закономерности развития конфликтов, которые другими
методами установить затруднительно.
В данной работе
рассматривается конфликтная
Таблица 1 – Характеристика конфликтной ситуации
№ п/п |
Признак |
Конкретный конфликт |
1. |
Конфликтная ситуация |
Межличностные противоречия бывших супругов |
2. |
Зона конфликта |
Условия и уровень жизни |
3. |
Локализация конфликта |
Конфликт возник в суде. Продолжается на протяжении двух лет |
4. |
Субъекты конфликта |
Бывшая семейная пара |
5. |
Инициаторы конфликта |
Инициатор конфликта, бывшая супруга |
6. |
Предпосылки конфликта |
Реальные события |
7. |
Конфликтогены |
Установление графика общения детей с отцом |
8. |
Инцидент |
Бывшая супруга запрещает детям встречаться с отцом |
9. |
Объект и предмет конфликта. |
Расхождение взглядов бывших супругов на общение детей с отцом |
Продолжение Таблицы 1
№ п/п |
Признак |
Конкретный конфликт |
10. |
Контекст конфликта (политические, правовые, моральные характеристики) |
Моральные характеристики |
11. |
Цели конфликта |
Цели конфликта видимые: нацеленность на сотрудничество, достижение взаимной выгоды, стремление к компромиссу. |
12. |
Средства конфликта |
Манипуляция |
13. |
Механизм возникновения конфликта |
Конфликтная ситуация + инцидент |
14. |
Прямые результаты конфликта |
Результаты компромисса: договоренность о графике встреч детей с отцом |
15. |
Последствия конфликта |
Альтернативное решение, полностью удовлетворяющее интересы обоих сторон |
16. |
Способы и формы разрешения конфликта |
Сторонам конфликта предлагать разные варианты графика встреч детей с отцом. Работникам социальных органов провести беседу с бывшей супругой о том, что нельзя препятствовать встречам детей с отцом. Узнать мнение детей о сложившейся ситуации. |
Продолжение Таблицы 1
№ п/п |
Признак |
Конкретный конфликт |
17. |
Способы профилактики конфликта |
Предварительная договоренность, открытость, честность. |
18 |
Органы и службы, обеспечивающие урегулирование и решение конфликта |
Органы опеки и попечительства. Мировые судьи. |
2. Проведение и обработка результатов анкетирования
2.1 Анализ результатов анкетирования
С целью разрешения возникающих конфликтов, управления конфликтной ситуацией необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидуумов, какие из них являются наиболее продуктивными, какие деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение в конфликтных ситуациях. Для этих целей использовалась методика Томаса. Респондентам предлагалось пройти тест для определения стиля поведения, личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Вопросник состоял из двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитав каждое высказывание, нужно было выбрать то (обвести кружком А или Б), которое в большей степени соответствует тому, как респондент обычно поступает и действует. Результаты вопросника отражают частоту проявления каждого типа поведения:
Противоборство для супруга = 4, для супруги =6;
Сотрудничество для супруга = 8, для супруги = 5;
Компромисс для супруга = 6, для супруги = 7;
Избегание для супруга = 6, для супруги = 7;
Уступчивость для супруга = 5, для супруга = 4.
Стратегический график респондента женского пола (см. рис.6): вершины графика приходятся на такие виды конфликтного поведения, как компромисс и избегание; избегание конфликта является слабой стратегией; «пропастей» в графике нет, респондент владеет всеми стратегиями поведения.
Рисунок 6 – Стратегический график респондента женского пола
Стратегический график респондента мужского пола (см. рис.7): вершина графика приходятся на такой вид конфликтного поведения, как сотрудничество; стратегия сотрудничества является сильной; «пропастей» в графике нет, респондент владеет всеми стратегиями поведения.
Рисунок 7 – Стратегический график респондента мужского пола
3 Предложения по разрешению межличностного конфликта
Существует несколько способов разрешения конфликтов:
В данном межличностном конфликте самым наилучшим способом будет являться сотрудничество. Для предотвращения конфликтной ситуации предложены варианты решение проблемы.
Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон. К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.
Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом.
Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта. Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно.
Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.
Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами. Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас. Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почувствуете себя неловко, можно отступить. Гибкое и творческое отношение к ситуации - одно из условий управления конфликтом.
Управление конфликтом доступно тому, кто умеет управлять собой. Научиться этому можно только через личный опыт, в процессе внутреннего роста.
Заключение
В ходе написания данной курсовой работы была поставлен цель анализ межличностного конфликта и пути его разрешения. Были реализованы следующие задачи:
- рассмотреть специфику межличностного конфликта;
- провести анкетирование и обработать его результаты;