Характеристика менеджера, его основные роли и качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы можно считать определение ролей и качеств менеджера, из которой следуют следующие задачи:
• рассмотрение сущности понятия «менеджер»;
• характеристика ролей и качеств менеджера.

Содержание

Введение 3
1.Характеристика менеджера: сущность, компетенция 5
2.Основные роли менеджера 9
3.Основные качества менеджера 12
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

хар-ка менеджера, его основные роли и качества.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

3

1.Характеристика менеджера: сущность, компетенция

5

2.Основные роли менеджера

9

3.Основные качества менеджера 

12

Заключение

17

Список использованной литературы

19

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы видится в том, что - менеджер одна из самых популярных профессий этого века. В древнем мире лидерами были самые старые, чуть позже - рожденные в богатых семьях голубых кровей, а теперь - те, кто хочет, может и умеет управлять, двигать прогресс и бизнес вперед.

Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют организации и управляют ими.

Этим искусством должна владеть  определенная категория людей —  менеджеры, чья работа состоит в  организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Они обеспечивают условия производительного и эффективного труда занятых в организации работников для получения ими результатов, соответствующих целям.

Стандартное определения понятия  «менеджер» сводится к тому, что человек является менеджером, если он отвечает за других людей и за их работу. Однако, такое представление о менеджере выглядит ограниченным. Основная ответственность менеджера направлена вверх, то есть на предприятие, составную часть которого он представляет. Кроме того, отношения менеджера с руководством предприятия и с коллегами-менеджерами не менее важны в его деятельности, чем отношения с подчиненными, работой которых он руководит и за которых он несет ответственность.

Менеджер становится организатором, основная обязанность которого - координировать деятельность различных групп. Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях. 
Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный  вести за собой подчиненных, используя  свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции. 
   В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты. 
В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение. 
       В-шестых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, человечностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

Выполняя свои профессиональные задачи, любой специалист должен четко представлять, что входит в сферу его обязанностей.

Предметом  контрольной работы является всесторонняя характеристика менеджера.

Объектом выступает деятельность менеджера в организации.

Целью работы можно считать определение  ролей и качеств менеджера, из которой следуют следующие задачи:

    • рассмотрение сущности понятия «менеджер»;
    • характеристика ролей и качеств менеджера.

Контрольная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика менеджера: сущность, компетенция

Для начала исследования необходимо дать определение понятию «Менеджер».

Современный экономический словарь  гласит: «Менеджер (от англ. manage - управлять) - специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм».1

Управление – это профессия.

Так же, как и в любой другой профессии, качество управления определяется не только умением менеджера учиться  и знаниями, которыми он обладает. Результат  деятельности менеджера в значительной степени зависит от его личностных характеристик, врожденных способностей, качеств и навыков. И все же умение учиться и приобретать знания может усилить способность человека лучше выполнять свою работу.

Начальной точкой является стремление к улучшению. Это то, что побуждает менеджеров профессионально выполнять свою работу; это то, чего ожидают от них их руководство и их компании. Это исходное положение также служит основой для системы мотивации, выплаты премий и продвижений по карьерной лестнице.

Стать профессиональным менеджером –  это осознанное решение, являющееся личным выбором. С моей точки зрения, хорошие управленцы обладают тремя  основными качествами: способностями, уверенностью в себе, стремлением  вкладывать усилия в проведение изменений. Грамотные менеджеры согласятся с приведенным выше определением, потому что именно таким образом они управляют областями, которые находятся в зоне их ответственности.

Первое, - менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений; 

Второе, - менеджер должен уметь предвидеть вероятность последствия (как положительного, так и отрицательного) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;  

Третье, - менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, т.е. правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;  

Четвертое, - менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект для конкретных ситуаций, тем самым обеспечить достижение целей организации самым эффективным путем.

Кроме профессионализма и компетенции, менеджер должен обладать знаниями закономерности различия личности.2

В социологии и психологии личность определяется как совокупность качеств  человека, приобретаемых им в социокультурной  и производственной средах в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, слагается тремя подструктурами – биологической, психологической и социальной.

К биологической подструктуре личности менеджера относят возрастно-половые  свойства, особенности конституции  человека, тип высшей нервной деятельности и задатки. Психологическая подструктура личности охватывает такие образования психики, как типы темперамента, способности и характер. Социальная подструктура личности – это направленность личности (как её стержневое качество) и все виды опыта человека (сенсорный, ментальный и социальный).3

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых  - организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации. 
Все эти работы характеризуются высоким разнообразием формы самих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне организации, быстрой сменой событий, людей и действий.

 Из вышесказанного можно  сделать вывод: быть менеджером - значить разделять ответственность  и за успехи, и за просчеты предприятия. Человек, от которого нельзя ожидать такой ответственности, - не менеджер. Менеджеры отличаются от других специалистов именно этой ответственностью за работу всего предприятия. Разница между менеджером рыночных исследований с аппаратом в 50 человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не во вкладе и уж тем более не в функции.

Функции менеджера и ситуации, в  которых они реализуются, различны. Менеджер руководит работой одного, нескольких или многих сотрудников, он управляет фирмой или ее функциональным подразделением, имея определенную самостоятельность для принятия решений. Менеджер - это, прежде всего наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции.4

Менеджмент призван обеспечить надежное взаимодействие человека и  системы, суть которого состоит в  том, что менеджер, являясь центральной  фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведения человека в системе и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.

Являясь субъектом осуществления  управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Задачи и функции менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, которых приятно называть менеджерами. Специфика решаемых задач предполагает преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда.

 

 

 

 

 

    1. Основные роли менеджера

Определение роли менеджера содержит несколько ключевых моментов:

Во-первых - область ответственности. Когда менеджер назначен управлять какой-либо областью (подсистемой или всей системой), организация ожидает безпроблемной работы этой области и ее положительного вклада в достижение цели всей компании. При разработке концептуального решения, направленного на достижение улучшений, важно четко определить область ответственности. Во многих методологиях по достижению улучшений полномочия того, кто внедряет эту методологию, ограничены, и, следовательно, существует опасность того, что будет достигнута только малая доля ожидаемых или возможных результатов.

Во-вторых - показатели уровня деятельности. Каждая область и каждая подсистема вносит определенный вклад в достижение цели организации. В любой организации существуют формализованные или неформализованные показатели уровня деятельности, а если их не существует, то они должны быть разработаны для того, чтобы способствовать проведению улучшений. Необходимость иметь формализованные показатели для всех ключевых областей побуждает все больше и больше компаний использовать систему сбалансированных показателей (ССП) для оценки уровня деятельности по ключевым показателям результативности (KPI). Переход к системе сбалансированных показателей установил важность влияния показателей уровня деятельности области или подсистемы на формирование правильного поведения и на выбор направления усилий локальных менеджеров. Мы можем ставить под сомнение обоснованность или необходимость того или иного KPI, но мы, несомненно, поддерживаем саму идею создания управленческой культуры, связанной с показателями уровня деятельности областей ответственности или подсистем.

В-третьих - улучшение. «Каждое улучшение является изменением, но не каждое изменение является улучшением». Это широко известное утверждение. «Улучшение» означает продвижение системы на пути к ее цели. KPI вводятся для обеспечения связи между долгосрочной стратегией всей системы и краткосрочными локальными действиями и решениями, принимаемыми на уровне каждой из подсистем. С помощью KPI высшее руководство определяет желаемый уровень деятельности. Во многих случаях KPI представляет собой некий индикатор с четко определенными границами, показывающий, является ли уровень деятельности хорошим, удовлетворительным или неудовлетворительным. Когда индикатор сообщает о неудовлетворительном уровне деятельности, от менеджеров ожидают принятия мер по улучшению ситуации для повышения уровня деятельности хотя бы до удовлетворительного и затем дальнейших шагов и усилий для достижения хорошего или даже отличного уровня.

По определению роль менеджера  призывает его постоянно улучшать уровень деятельности системы, за которую  он отвечает. Это означает приверженность тому, чтобы никогда не прекращать усилия, направленные на поиск лучших способов обеспечения более гладкой работы системы для достижения более высокого уровня деятельности.

В данном вопросе можно определить роль менеджера как:

1. роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;

2. информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;

3. межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин". Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как

    • высокое чувство долга и преданностью делу; 
      честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
    • умение выражать свои мысли и убеждать;
    • уважительное отношение к персоналу;
    • способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.

В зависимости от позиции менеджера  в организации, характер реализуемых  функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает  решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

Информация о работе Характеристика менеджера, его основные роли и качества