Характеристика менеджера, его основные роли и качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы можно считать определение ролей и качеств менеджера, из которой следуют следующие задачи:
• рассмотрение сущности понятия «менеджер»;
• характеристика ролей и качеств менеджера.

Содержание

Введение 3
1.Характеристика менеджера: сущность, компетенция 5
2.Основные роли менеджера 9
3.Основные качества менеджера 12
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

хар-ка менеджера, его основные роли и качества.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные качества менеджера

Существует три группы таких  качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять  давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Работа менеджера чрезвычайно  тяжела, и поэтому одним из его  важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно заранее формировать  у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность.

Принятие управленческих решений  требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и  готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно  бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное  отношение к жизни и работе; создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет – в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых  любому менеджеру – профессиональные. Это компетентность, т. е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью.

От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и  ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся  на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности  находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к  окружающим независимо от того, кто  они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера  схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно  отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует  от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается  в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством  менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей  уверенностью, стремлением действовать  путем логического внушения, личного  примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося себя в жертву и не становясь «работоманом» (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, то есть общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

Важная черта менеджера – реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Руководить людьми без уверенности  в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Хороший руководитель должен уметь  обеспечивать сопричастность сотрудников  к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в  увлекательную игру, отыскивая нестандартные  подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности.

Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные характеристики, роли и качестваменеджера. Осталось сказать, что человек не рождается с набором перечисленных выше качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни.

В нашей стране профессия «менеджер» по-прежнему остается одной из самых  популярных и, что даже более важно, одной из наиболее востребованных. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы. По сравнению с другими видами труда имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средств.

Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально  продуктивными. У них особый предмет  труда - информация, преобразуя которую  они принимают решения.

В процессе работы менеджеру приходится выполнять множество функций:

  • оценка результатов работы;
  • организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;
  • ознакомление с новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;
  • ведение переговоров.

Многие качества влияют на эффективность деятельности менеджера - не только профессиональные, но и  личные  психологические  характеристики.

Каждая из таких характеристик  определенным образом  и  в  определенной  мере влияет на результаты деятельности менеджера, а затем  и  компании  в  целом.

Менеджер должен уметь все –  и общаться, находить  общий  язык  со  всеми,  и знать специфические сферы деятельности своего предприятия, и многое  другое.

   И только  образованный  менеджер  и  психологический   лидер  может  стать достойным управляющим крупного предприятия.

 Формированию нужных качеств могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения. Однако главное состоит в том, чтобы у менеджера было желание самосовершенствоваться и он понимал, что необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Андреева Н.М. Первые 100 дней молодого менеджера. – М.: Вершина, 2006.
  2. Вересов В. В. Психология управления. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент (человек, стратегия, организация, процесс): Учебник. - М.: Гардарика, 2002.
  4. Калашникова Л. Компетенция управленца - важный ресурс эффективной работы организации// Служба кадров и персонал. - 2008. - № 9.
  5. Литягин А. Семинар «Оценка эффективности персонала». - М.: Кадровый клуб, 2002.
  6. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. /Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 330 с.
  7. Марченко И. Стили управления// Служба кадров и персонал. - 2007. - № 5.
  8. Карпов А. В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2004.
  9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь/ 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 495.
  10. Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой и А. Привалова. 3-е изд. – М.: Дело, 2000.
  11. Шипунов В.Г., Кишкель E.H. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 2000.

 

Интернет-ресурсы

http://www.e-xecutive.ru

1 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь./ 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

2 Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. /Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С.115.

3 Там же. – С. 115.

4 Место оценки персонала в системе кадрового менеджмента. // Человек и труд. - 1997. - №6.


Информация о работе Характеристика менеджера, его основные роли и качества