Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 14:40, реферат
Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя.
Введение
Основная часть
Возникновение управленческой мысли
Классификация научных школ менеджмента
Заключение
Список литературы
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
Южно-Казахстанская Фармацевтическая Академия
Кафедра: Общественное здравоохранение №2
СРС
(реферат)
Тема: Характеристика школы научного менеджмента
Выплнила: Ерсултанова Ж.
Группа: 206 ОЗР
Приняла: Абдиева Б.М.
Шымкент 2015
План
Введение
Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства. Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивался и бизнес. Во времена рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Например, во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства. Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. С переходом к рыночным отношениям, базирующимся на экономических методах управления, потребовались, с одной стороны, знания и использования традиционных подходов к управлению, когда во главу угла ставится контроль над людьми, обеспечение стабильности и эффективности производства, создание вертикальной структуры управления и достижение запланированных результатов. С другой - изучения и применения новых подходов к управлению, предполагающих использование инициативы и творческих способностей людей, поиск новых взглядов, норм и ценностей, открытый доступ к информации, адаптацию организаций к изменившимся условиям внешней среды и ориентацию на максимальные результаты их деятельности.
Современный термин «менеджмент» происходит от английского слова management — управление, руководство, администрирование, лидерство. По мнению ряда ученых, этимологиюЭтимология (греч. etymología, от étymon — истинное значение слова и lógos — слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи (Большая Российская энциклопедия, 2001). слова «менеджмент» трудно установить с предельной точностью, его подлинное значение можно попытаться определить, лишь выявляя его исторические корни.
Так, например, по мнению некоторых ученых, в основе термина «менеджмент» может лежать латинское слово «manceps», означавшее «предприниматель», «подрядчик». Изначально в Древнем Риме так назывался откупщик государственных доходов, а слово «mancipium» обозначало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности.
Согласно другим исследованиям, слово «менеджмент» заимствовано из латинского «manus» — рука (manus age — делать руками). Первоначально в латинском языке оно обозначало искусство управления лошадьми, позже — управление колесницей и умение владеть оружием.
По мнению американского социолога Энтони ДжеяДжей Э., автора книги «Менеджмент и Макиавелли», менеджером называли того, кто назначался собственником выполнять какие-либо управленческие функции в его отсутствие, осуществлять надзор за производственными процессами.
В наши дни слово «менеджмент» употребляется для обозначения особой профессиональной деятельности — высокоэффективного управления организациями. Ключевым словом в определении понятия «менеджмент» является — именно «управление», а под организациейОрганизация в самом общем случае понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
При этом менеджментом принято называть такое профессиональное управление организацией, которое обеспечивает высокую результативность и эффективность ее работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Управление как сфера человеческой деятельности появилось давно. Во все времена совместная работа больших или малых групп людей, так или иначе, требовала управления, а именно: планирования, распределения обязанностей между работниками, объяснения каждому исполнителю его выгоды или необходимости участия в общем деле, контроля за работой со стороны старших и т.п.
Если задуматься и подключить воображение, то можно увидеть основные признаки управленческой деятельности, например, в охоте племени древних людей на мамонта. Действительно, прежде чем приступать непосредственно к охоте, кому-то нужно было решить — кто, когда и с каким оружием пойдет на охоту — т.е. составить план. Кому-то, например вождю племени, нужно было распределить между охотниками конкретные обязанности: несколько человек копают ловчую яму, другие ищут и загоняют мамонта и т.п. При этом требовалось достаточно точно согласовать последовательность всех действий и обеспечить взаимодействие групп охотников, т.е. организовать и скоордировать их работу.
А почему охотники были готовы участвовать в таком трудном и опасном мероприятии? Да потому, что, отказавшись от него, они, скорее всего, не получили бы своей доли мяса. Кроме того, молодые охотники, возможно, стремились продемонстрировать свою силу, смелость и готовность к самостоятельной жизни. Разве нельзя назвать это признаками мотивации? И наконец, при подготовке и в ходе самой охоты, а также в процессе дележа добычи кому-то приходилось контролировать все происходящее и делать выводы. Вряд ли свою долю получал охотник, решивший отсидеться в безопасном месте, пока другие добывали пропитание для своего племени. Налицо — функция контроля.
А вот, например, изречения древнекитайского философа КонфуцияКонфуций, которые и сегодня могут использоваться в качестве рекомендаций руководителям (рис. 1.1Рис. 1.1. Конфуций (ок. 551 г. до н.э. — 479 г. до н.э.)).
Вспомним теперь Древнюю Грецию. Уже тогда в греческом языке существовало слово «demagogia», обозначавшее искусство управления людьми, народом, страной (demos — народ, ego — веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления — умения с помощью слова повести за собой массы людей. Большие массы людей, имевших статус свободных граждан, принудить силой к чему-либо было практически невозможно.
Считается, что именно древнегреческий мыслитель Сократ первым высказал мнение о том, что искусству управления необходимо обучать (рис. 1.2Рис. 1.2. Сократ (ок. 469 г. до н.э. — 399 г. до н.э.)).
Он считал ошибочным распространенное тогда мнение о том, что величайшее из знаний — искусство управления государством — дается человеку само собой. Кроме того, он утверждал, что особенно нуждаются в обучении искусству управления люди одаренные, имеющие способности к управлению, потому что именно им чаще всего присущи неукротимость и необузданность, и без знаний эти люди могут причинить государству вред. Если же их обучить искусству управления, они окажут государству неоценимую пользу.
По мнению Сократа, хороший правитель — это мудрый правитель, обладающий знанием добра и зла и опирающийся в своей деятельности на это знание. Высшей добродетелью является добродетель политическая, к которой относится искусство управления государством. Основа благополучия государства состоит в нерушимости законов, в повиновении граждан и правителей этим законам. Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством необходимо одно и то же знание о единой добродетели. «Не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьми человек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством. При всей своей специфике эти знания и умения — части единой добродетели, и их не следует смешивать с занятиями ремесленника, сапожника, медика, музыканта, поскольку навыки и мастерство последних вообще не относятся к сфере добродетели». Таким образом, Сократ первым поставил вопрос о разделении управленческого и исполнительского труда.
Дальнейшее развитие управленческие идеи Сократа получили в трудах Платона (427 г. — 348 г. до н. э.) и Аристотеля (384 г. — 322 г. до н. э.) (рис. 1.3Рис. 1.3. Платон (427— 348 гг. до н. э.)). Платон, ученик Сократа, первым высказал идеи о необходимости горизонтального разделения труда: «человек не может работать одновременно и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть нет возможности. Каждый должен делать то, что умеет лучше всего. В государстве люди зависят друг от друга, и каждый выполняет свою работу на благо других людей».
Аристотель — греческий философ, ученик Платона, не соглашался со своим учителем по многим вопросам, в том числе и принципах идеального государственного устройства (рис. 1.4Рис. 1.4. Аристотель (384— 322 гг. до н.э.)). Знаменитое высказывание философа: «Платон мне друг, но истина дороже» — отражает его взгляды, независимые от идей наставника. Аристотель считал, что основой государства должна быть частная собственность, поскольку она коренится в природе человека. Философ был против обобществления имущества в государстве. Свои воззрения на государственное устройство отразил в работах «Государство» и «Афинская полития».
Таким образом, управление совместной деятельностью людей существовало практически с момента появления человеческого общества. Можно утверждать, что на протяжении всей истории человечества развивались также и знания об управлении, формировались принципы, способы, методы управления людьми, предприятиями и целыми странами.
2.Классификация научных школ менеджмента
Знания об управлении формировались, в основном, эволюционным (постепенным) путем. Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют «управленческими революциями»Революция управленческая.
Однако, как вы помните, менеджментом мы называем не любую управленческую деятельность, а профессиональное управление хозяйственными организациями, обеспечивающее их эффективное функционирование и развитие. При этом в наши дни менеджмент представляет собой сложную, многогранную и очень интересную науку. Поэтому, в этом учебном материале речь пойдет не об истории управления, как сферы человеческой деятельности вообще, и даже не об истории развития знаний об управлении, а об основных этапах становления научного менеджмента научный, заложившего теоретические основы профессионального управления. Другими словами, вы познакомитесь с развитием теории и становлением научных школ менеджментаШкола менеджмента научная.
Научная школа менеджмента — это совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя, лидера) школы выдвинутую им программу исследований.
Основной силой, поднявшей научный интерес к управлению, была промышленная революция промышленная — это переход от аграрной экономики к индустриальному производству. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что эти изменения начались во второй половине XVIII века и продолжались до второй четверти XIX века. Характерной чертой промышленной революции был стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.
Пожалуй, практики оказали не меньшее влияние на судьбу только еще рождающейся молодой науки, чем теоретики. Непосредственным источником «научного менеджмента» и тейлоризма XX века надо считать деятельность так называемых основоположников «научного менеджмента» XVIII—XIX веков — периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту.
Интенсивные систематические исследования в сфере управления, проводимые с применением научных методов, начались в США в 1885 году под руководством американского инженера и ученого Фредерика Уинслоу ТейлораТейлор Ф.У.. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 году его книги «Принципы научного менеджмента» [Frederick Winslow Taylor, «The Principles of Scientific Management»].
Начиная с этого периода и по настоящее время ведутся разнообразные исследования в области менеджмента, появляются новые научные направления, теории и концепции, публикуются научные труды, учебники и руководства для практикующих менеджеров.
В наши дни существуют несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента. Для правильного понимания идей и направлений развития научных школ менеджмента мы воспользуемся следующей классификацией.
Классическое направление менеджмента:
*Школа научного менеджмента;
*Школа административная;
*Школа бюрократическая.
Гуманитарное направление менеджмента:
*Школа человеческих отношений;
*Школа поведенческих наук.
Современные направления менеджмента:
*Школа количественных методов;
*Подход к менеджменту системный;
Информация о работе Характеристика школы научного менеджмента