Характеристика школы научного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 14:40, реферат

Краткое описание

Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя.

Содержание

Введение
Основная часть
Возникновение управленческой мысли
Классификация научных школ менеджмента

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

*Подход к менеджменту ситуационный;

*Подход к менеджменту процессный.

 

3.Школа научного менеджмента

Основателем научной школы, получившей впоследствии название школы научного, был американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу ТейлорТейлор Ф.У.. В наши дни его часто называют «отцом научного менеджмента». Именно Ф. Тейлор впервые предложил использовать разнообразные научные методы для изучения процессов труда и управления им, а также для повышения его эффективности и результативности.

 

Если «донаучный менеджмент» (примерно с 1845 по 1900 гг.) состоял в поисках управления фабриками и людьми на них работающими, причем это делалось относительно бессистемно, то первый этап его осмысленно зафиксированного формирования связывают с собранием Американского общества инженеров-механиков в 1886 г. На нем Генри ТауномТаун Г. был прочтен доклад «Инженер в роли экономиста». В докладе-презентации была высказана мысль, чтобы инженеров должно интересовать нечто большее, чем техническая эффективность, а именно подсчет затрат, доходов и прибылей. На презентации присутствовал тот, чьи идеи заложили принципы и направления развития американской промышленности. Это был Фредерик Уинслоу Тейлор — «отец научного менеджмента».

Соратниками, единомышленниками и последователями Тейлора были: Фрэнк ГилбретГилбрет Ф.Б., Лилиан ГилбретГилбрет Л.Э.М., Генри ГанттГантт Г.Л., Гаррингтон ЭмерсонЭмерсон Г., Генри ФордФорд Г. и др.

 

Фредерик Уинслоу ТейлорТейлор Ф.У. (Frederick Winslow Taylor, 1856—1915) родился 20 марта 1856 г. в г. Джермантаун, штат Пенсильвания, США (рис. 3.1Рис. 3.1. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915)). Получил образование во Франции и Германии, затем в академии Экстера в г. Нью-Хэмпшир. В 1874 г. окончил Гарвардский юридический колледж, но из-за ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии. В 1878 г. получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе. Был лекальщиком и механиком, а с 1882 по 1883 гг. — начальником механических мастерских.

Параллельно учась по вечерам, в 1883 г. он получил техническое образование (степень инженера–механика) в технологическом институте Стивенса. В 1884 г. Тейлор стал главным инженером. В этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда. Оформил патентами около 100 своих изобретений и рационализаций. С 1890 по 1893 гг. Тейлор, будучи главным управляющим Мануфактурной инвестиционной компанииМануфактурная инвестиционная компания (Филадельфия) в Филадельфии и владельцем бумажных прессов в Мэне и Висконсине, впервые в истории менеджмента организовал собственное дело по управленческому консультированию. С 1898 по 1901 гг. — консультант Вифлеемской сталелитейной компанииВифлеемская сталелитейная компания (Пенсильвания), шт. Пенсильвания.

В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров-механиков, а в 1911 г. учреждает Общество содействия научному менеджменту (позднее оно получило название Общества Тейлора).

 

Фрэнк Банкер ГилбретГилбрет Ф.Б.(Frank Bunker Gilbreth, 1868—1924) родился 7 июля 1868 г. в Фэйрфилде, штат Мэн, США (рис. 3.2Рис. 3.2. Фрэнк Банкер Гилбрет (1868—1924)). Учился в академии Филипса в Эндовере, затем в бостонской школе грамматики Райса. По окончании школы работал учеником каменщика, изучил строительное дело, начал разрабатывать методы сокращения потерь рабочего времени. С 1907 по 1913 гг. сотрудничал с Ф. Тейлором и Г. Ганттом в разработке «научных методов управления», его вклад заключался в создании «науки о движении». В 1912 г. открыл собственную консультационную фирму, чтобы сконцентрировать внимание на «технике управления».

В 1917 г. находясь на службе в американской армии в звании майора, применял свою науку движений. В апреле 1985 г. открыл в Бостоне собственную строительную фирму. Разработал специальные технологические карты, в которых отражалась последовательность всех совершаемых операций с деталями (базовые движения) и прохронометрировал мельчайшие операции путем часов с циферблатом.

 

Лилиан Эвелин Моллер Гилбрет Гилбрет Л.Э.М. (Lillian Evelyn Moller Gilbreth, 1878—1972) родилась 24 мая 1878 г. в Окленде, штат Калифорния, США (рис. 3.3Рис. 3.3. Лилиан Эвелин Моллер Гилбрет (1878—1972)). После домашнего обучения и занятий в городской школе Окленда поступила в Калифорнийский университет, где в 1900 г. получила степень бакалавра, а позднее степень магистра по английской литературе. Готовясь к защите докторской диссертации «Психология менеджмента», в 1903 г. она совершила путешествие по Европе. Позже получила должность профессора менеджмента. В октябре 1904 г. вышла замуж за Фрэнка Гилбрета.

Лилиан Гилбрет — преподаватель и специалист по промышленной психологии, оценившая необходимость хороших человеческих отношений на рабочем месте. После смерти мужа участвовала вместо него на I Международном конгрессе по проблемам управления в Праге, продолжала управлять фирмой, писать научные работы, преподавать в Университете Пардье, помогать общественным организациям. Получила свыше двадцати почетных званий и специальных благодарностей. Лилиан Гилбрет положила начало области управления, которая теперь называется «управлением кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка персонала.

 

Генри Лоуренс Гантт Гантт Г.Л. (Henry Gantt, 1861—1919) — американский инженер (рис. 3.4Рис. 3.4. Генри Лоуренс Гантт (1861—1919)). Он интересовался не отдельными операциями, а производственными процессами в целом. Согласно Гантту, «основные различия между наилучшей сегодняшней и прежними системами состоят в способах планирования распределения задач, а также способах распределения поощрений за их выполнение». Гантт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Он разработал целую систему плановых графиков (графики Гантта), позволяющих осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее.

К числу организационных изобретений Гантта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Такая система оплаты работников резко повышала их заинтересованность в выполнении и перевыполнении высокой нормы (при невыполнении запланированной нормы работники оплачивались по часовой ставке). Гантт изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков (задач) и точек (завершающих задач), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте.

 

Генри Форд Форд Г. (Henry Ford, 1863—1947) — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей, впоследствии расположенных по всему миру (рис. 3.5Рис. 3.5. Генри Форд (1863—1947)). В начале эпохи автомобилестроения завод Форда выпускал самые дешевые автомобили под лозунгом «автомобиль для всех». Компания «Ford Motor Company»Ford Motor Company существует и в наши дни. Генри Форд известен также тем, что, основываясь на идеях Ф. Тейлора, впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространенному заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда.

 

Основные идеи и методы школы научного менеджмента сформировались в период с 1885 по 1920-е гг. Впервые начало формироваться представление о менеджменте, как необходимом элементе производства. Стала очевидной возможность применения научных методов в управлении предприятиями.

 

Основоположники школы научного менеджмента полагали, что проводя наблюдения, замеры и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться повышения его эффективности.

Поэтому на первом этапе развития школы проводился анализ содержания различных видов работ и определения их основных компонентов. С помощью хронометров и кинокамер наблюдались и замерялись движения рабочих при выполнении ими типовых операций, время их выполнения, величины грузов и т.п. Количественной оценке подвергалось все, вплоть до размеров лопат и объемов перебрасываемой руды. Предполагалось, что на основе результатов замеров и анализа удастся сформировать идеальный технологический процесс ручного труда без лишних движений и потерь времени. Кроме того широко использовался аппарат формальной логики.

В своей книге «Принципы научного менеджмента» Фредерик Тейлор изложил пять принципов повышения производительности труда.

  • первый принцип: надо изучить задачу и проанализировать движения, которые требуются для ее выполнения;
  • второй принцип сводится к описанию каждого движения, составляющих его усилий и измерению времени, затраченного на каждое из них;
  • третий принцип призывает устранить все лишние движения;
  • четвертый принцип: оставшиеся движения последовательно соединяются так, чтобы работник тратил на них минимум физических и умственных усилий и, естественно, времени;
  • пятый принцип: необходимо изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения задачи.

 

Научный менеджмент не пренебрегал изучением человеческого фактора:

  • систематически использовалось стимулирование работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда;
  • формировались новые нормы и формы оплаты;
  • предусматривались перерывы в работе;
  • признавалась важность правильного подбора и обучения людей.

 

Выдержки из книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления»

 

...У Вифлеемской Стальной  Компании было пять чугунно-плавильных  печей, продукт которых переносила  специальная артель рабочих бессменно  уже в течение многих лет. Эта  артель к рассматриваемому моменту  состояла из 75 человек. Мы высчитали, что эта партия нагружала вагоны  со средней производительностью  около 12,5 тонн на одного рабочего  в день. Мы были очень удивлены, когда, в результате теоретического  изучения вопроса, пришли к выводу, что первоклассный носильщик  чугуна должен был бы в течение  дня перенести от 47 до 48 тонн вместо 12,5.

 

...Наша обязанность заключалась  в достижении того, чтобы эти 80000 тонн чугуна в болванках были  погружены в вагоны со скоростью  в 47 тонн на человека в день  вместо 12,5 тонн, с каковой скоростью  в то время фактически производилась  работа.

 

...Наш первый шаг заключался  в производстве тщательного научного  отбора среди рабочих. Имея дело с рабочими, при нашем типе организации необходимо следовать непоколебимому правилу: говорить и иметь дело одновременно только с одним рабочим, так как каждый рабочий обладает своими специальными способностями и недостатками и так как мы вообще имеем дело не с массами людей, а стремимся развить каждого отдельного индивидуума до наивысшей доступной ему степени производительности и благосостояния.

 

...Нашим первым шагом  было найти подходящего рабочего  для начала. Мы заботливо наблюдали  и изучали этих 75 человек в  течение трех или четырех дней, пока не выбрали четырех рабочих, казавшихся нам физически способными  переносить чугунные болванки  со скоростью 47-ми тонн в день. Затем, мы подвергли каждого из  этих людей тщательному изучению. Мы выяснили личную историю  каждого из них так далеко  назад, как это только было  возможно, и путем расспросов  установили основные черты характера, привычки и стремления каждого  в отдельности. В конце концов, мы выбрали одного из этих  четырех, как наиболее подходящего  человека для того, чтобы с  него начать ....Этого человека мы назовем Шмидтом.

 

...Шмидт приступил к  работе, и в течение целого  дня, в порядке правильных интервалов  времени, получал приказания от  человека, стоявшего над ним с  часами в руках: «Возьмите болванку  и идите. Теперь сядьте и отдохните. Теперь идите, теперь отдохните», и т. д. Он работал, когда ему  приказывали работать, и отдыхал, когда ему велели отдохнуть, и  к половине шестого пополудни  он погрузил в вагоны свои 47,5 тонн.

 

...В течение всего этого  времени он получал в среднем  несколько более 1 доллара 85 центов  в день, тогда как ранее он  никогда не получал в день  свыше 1 доллара 15 центов, что было  господствующей нормой заработной  платы в то время в Вифлееме. Он получал, таким образом, на 60% больше  платы, чем другие рабочие, которые  не работали в порядке урочной  работы. Вслед за ним мы, продолжали выбирать отдельных рабочих, одного за другим, и обучали их переносить чугунные болванки со скоростью в 47,5 тонн в день, покуда вся работа по переноске чугуна не была переведена на эту скорость и вся эта партия рабочих не стала получать на 60% больше платы, по сравнению с другими рабочими на том же заводе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое применение в многообразных направлениях. Но все эти направления отличает стремление соединить научное исследование организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования: достижения стабильности экономического развития, преодоления социально-экономических конфликтов.

Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества продукции и обеспечение ее конкурентоспособности повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это побуждает искать новые формы управления, развивать потенциальные способности персонала, обеспечивать его мотивацию к трудовому процессу.

Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. Очевидно, что и сейчас многие успешные компании и индивидуальные предприниматели для эффективного управления работой своих предприятий используют принципы, разработанные представителями различных школ менеджмента. Но каждому из них всегда необходимо помнить, что в условиях современной экономики перехода к рыночным отношениям важнейшим факто-ром успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

Информация о работе Характеристика школы научного менеджмента