Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 16:02, курсовая работа
Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей. Вместе с тем предстоит еще изыскать и привести в действие нераскрытые резервы эффективной организации управления, более полного использования всех видов ресурсов, задействовать методы стимулирования труда. Решению этих задач может помочь освоение передовых методов управления в развитых странах.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Эволюция японского менеджмента……………………………….……....5
Характерные признаки и особенности японской системы управления...9
Основные принципы поведения в организации………………….……....9
2.2 Особенности управления трудовыми ресурсами…………….……....…..14
2.3 Система управления производством…………………………..…….…....21
2.4 Управление качеством………………………………………………..…….24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы……………………………32
Ряд специалистов кроме фирменного экзамена сдают государственный экзамен. Например, 75 % работников фирмы Tabai Espec прошли государственную аттестацию Министерства труда. Обучение перед государственной аттестацией платное. За обучение платит фирма. Работник, прошедший государственную аттестацию, получает надбавку к зарплате [19].
Результаты аттестации вывешиваются на рабочих местах. Допускается аттестация до трех раз. Работник, не прошедший аттестацию в третий раз, считается профессионально непригодным для работы на данном рабочем месте.
У обучения есть очень важный побочный полезный эффект: изменение в лучшую сторону личного отношения людей к работе по качеству. Считается, что качество на 90 % определяется воспитанием, сознательностью и только на 10 % – знаниями. Учебные программы могут дать лишь эти 10 %, но зато они сообщают импульс изменению отношения работников к качеству, которое в дальнейшем надо поддерживать постоянными усилиями.
Ещё одной особенностью японского управления трудовыми ресурсами является то, что это в высшей степени идеологизированное управление. Механизм идеологизации является сердцевиной японского управления, так как, с одной стороны, именно он, прежде всего, служит той силой, которая поддерживает и воспроизводит японский тип управления, и, с другой стороны, именно он придает японскому управлению ту жизненность и ту силу, которые делают японское управление весьма эффективным. Главная цель идеологического воздействия на работника - выработка у него отношения к организации, в которой он трудится, как в единой семье. Также направлением идеологической работы является воспитание у работников японской фирмы чувства патриотизма по отношению к своей организации, чувства гордости за неё [17].
Организация производства
в Японии, как и в любой другой
стране, отражает её исторические особенности,
культуру и общественную психологию.
Она непосредственно связана
с общественно-экономическим
На сегодняшний день в практике организации производства применяется система «канбан» или JIT (точно в срок) [18].
Цель производственной системы, построенной по методу «точно в срок», – гибкая перестройка производства при изменении спроса. Метод «точно в срок» представляет собой информационную систему, обеспечивающую оперативное регулирование произведенной продукции на каждой стадии производства. На рисунке 1 представлена схема традиционной организации производства, а на рисунке 2 – схема организации производства по методу «точно в срок» [18].
Рисунок 1 – Схема традиционной организации производства
Рисунок 2 - Схема организации производства по методу «точно в срок»
Традиционная система планирования функционирует по принципу «выталкивания» заранее определенной партии деталей или узлов на последующие операции, не учитывая, нужны ли они там фактически в таком количестве и в данное время. Система «точно в срок» построена на прямо противоположном принципе. Ритм работы, объем и номенклатуру находящихся в производстве деталей и узлов определяет не заготовительное звено (первое звено производственной цепочки), а линия общей сборки (последнее звено производственной цепочки). Вход и выход в системе как бы меняются местами: если в традиционной схеме на выходе получается только то, что вошло на входе, то в «канбан» входит в производство только то, что требуется на выходе. С линий общей сборки по всей технологической цепи поступают требования на вход.
На практике это означает, что продукция изготовляется как раз к моменту реализации: готовые автомобили – к моменту продажи, комплектующие детали и узлы – к моменту сборки готового изделия, отдельные детали – к моменту сборки узлов, материалы – к моменту изготовления деталей.
Если система «точно в срок» действует во всей фирме, то становятся ненужными запасы материалов. Они могут быть полностью ликвидированы, что приведет к устранению складских помещений и запасов. С экономической точки зрения запасы материалов играют роль носителей издержек, замороженных денег. Затраты на содержание производственных запасов снижаются, а следовательно, уменьшаются объемы издержек на производство. В результате повышается оборачиваемость капитала.
Работая по методу «точно в срок», в отличие от традиционного подхода, производитель не имеет законченного плана и графика. Он жестко связан не с общим планом, а с конкретным заказом цеха-потребителя и оптимизирует свою работу не вообще, а в пределах этого заказа. Конкретный график работы на декаду и месяц отсутствует. Каждый предыдущий в технологической цепочке исполнитель может знать, что он будет производить, только тогда, когда продукция поступила на последующую обработку. Конкретный график последовательности работы получают только линии окончательной сборки, которые раскручивают клубок информации в обратную сторону. Иначе говоря, графики производства не пересматриваются, а формируются движением карточек «точно в срок». Такой график производства связан с тем, что до снятия карты отбора продукции графика изготовления фактически не было. Производство постоянно находится в состоянии настройки, осуществляется его системная юстировка под изменение рыночной конъюнктуры. На предприятии не ощущаются изменения плана, так как план производства формируется на каждый день.
Система «канбан» была внедрена, в частности, в корпорации Toyota Motor и позволила сократить производственные запасы на 50 %, а товарные – на 80 % [19].
Средний производственный
цикл выпуска одной партии конкретной
модели легкового автомобиля в фирме
Toyota составляет 2 дня, что в 5 раз меньше,
чем в среднем в США. Эта
система позволяет резко
Одним из важнейших компонентов организации и управления производством в Японии является подсистема обеспечения качества, что и будет нами рассмотрено далее.
2.4 Управление качеством
Значительную роль в
становлении и развитии современных
подходов к управлению качеством
сыграли японские ученые. Развитие
японской школы управления качеством
связано с именами Каору
К. Исикава разработал первую причинно-следственную диаграмму – инструмент улучшения качества. Диаграммы К.Исикавы полезны как системный метод нахождения, сортировки и документирования причин изменчивости качества продукции и установления взаимосвязей этих причин.
Помимо диаграммы «причина-следствие» К.Исикава выделяет и другие инструменты контроля качества, подразделяя их на три группы: элементарные, промежуточные и передовые статистические. Наибольшее распространение получили так называемые семь инструментов контроля качества:
1) диаграмма Парето;
2) схема Исикавы;
3) расслаивание (стратификация);
4) контрольные листки;
5) гистограммы;
6) графики (на плоскости)
7) контрольные карты (Шухарта) [1].
Методология Г.Тагути ориентирована больше на целенаправленную оптимизацию продукции и процессов до начала производства, чем на достижение качества посредством управления. Задача обеспечения качества и надежности сдвинута на стадию проектирования. Методология Г.Тагути позволяет эффективно планировать эксперименты с проектируемой продукцией до начала фазы производства. Однако предложенные им приемы могут быть использованы и на производстве в качестве методологии устранения трудностей при выявлении насущных проблем.
Тагути разбивает
1) Проектирование конструкции.
2) Определение параметров (показателей качества).
3) Определение допусков для параметров.
Особенности его метода заключаются в следующем. Качество продукции не может быть улучшено до тех пор, пока не будут определены и измерены показатели качества. На основе методов Тагути вычисляют разницу между идеальным и реальным объектами и стремятся сократить ее до минимума, обеспечивая тем самым улучшение качества [13].
С.Синго разработал бездефектный подход к качественному производству. Подход Синго акцентирует внимание на производстве, а не на менеджменте. Его девиз: «Тот, кто всем доволен, никогда не добьется прогресса». Он полагал, что прогресс достигается благодаря вдумчивой работе над целями, планированию и реализации решений [11].
Главное, на чем сегодня базируется управление качеством в Японии - это совершенная технология в области производства, управления или обслуживания. Во многих японских компаниях активно внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новые материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются статистические методы, используется компьютеризация производства. В настоящее время комплексный подход к управлению качеством в Японии состоит из пяти основных функциональных элементов:
1) Статистический анализ качества.
2) «Тотальный» контроль качества в рамках фирмы.
3) Массовое обучение персонала.
4) Развитие кружков качества.
5) Непосредственное участие высшего руководства в движении за качество [15].
Особенностью создания системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав входит система связи с потребителем и система связи с поставщиками.
В большинстве японских компаний действует практика целенаправленного создания собственной субподрядной сети, которая сотрудничает с заказчиком на долгосрочной основе. При этом, разрабатываются специальные программы, предусматривающие изучение состояния дел у поставщиков в области качества продукции, изучение их производственных возможностей, подготовку и обучение кадров, создание и воплощение других мероприятий, от которых зависит качество поставляемой продукции. При существовании доверительных отношений с поставщиками, основывающихся на совместном поиске возможностей повышения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.
Одной из главных предпосылок успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала, о чем говорилось выше.
Использование компьютерных программ. В последние годы все больше внимания уделяется разработке и внедрению программ деловых игр по качеству с использованием компьютерных технологий. При этом, обучающийся сам принимает решения и старается создать воображаемому предприятию наилучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности продукции.
Кружки качества. Именно
в Японии впервые зародилась практика
существования кружков качества
- содействие совершенствованию и развитию предприятия;
- создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем месте;
- всесторонне развитие способностей работников и, как результат, ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы [7].
Участие в таких кружках - добровольное. Заседание кружков - единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Как правило, такие заседания проводятся еженедельно. Если кружки собираются после работы, то компания выплачивает компенсацию, как за сверхурочное время.
Периодически проводятся
цеховые и заводские
«Пять нулей». На многих японских предприятиях для персонала разработана программа участия в обеспечении качества, получившая название «пять нулей». Она представляет собой свод следующих правил:
- не создавать (условия для появления дефектов);
- не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию);
- не принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии);
- не изменять (технологические режимы);
- не повторять (ошибок) [18].
Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого работника.
Примечательно то, что японская система управления качеством установила и четырехуровневую иерархию качества (рис. 3), в которой угадывается основной принцип будущей концепции TQM – ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей [3].
Рисунок 3 - Японская модель иерархии качества
Таким образом, отличительные составляющие японского подхода к управлению качеством можно представить следующими тезисами:
1) скрупулезное исследование
и анализ возникающих проблем
по принципу восходящего
2) широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии;
3) высокая степень компьютеризаци
4) направленность на контроль качества процессов, а не качества продукции;
5) направленность на предотвращение возможности допущения дефектов;
6) ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях;
Информация о работе Характерные признаки и особенности японской системы управления