МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ»»
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Индивидуальное домашнее задание
по курсу «Инновационный менеджмент»
Вариант № 18
Выполнил
студент гр.ТД-Б12
_______________
Филатов А.А
Приняла
_______________
Кузьмина О.Г.
2014
Содержание
Характерные типы
проектов. Классификация монопроектов
Проект (Project) представляет собой
комплексный системный процесс, направленный
на изменения всех областей жизни людей.
Понятие проекта в развитых странах и
в бывшем СССР существенно различается.
Проект в традиционном понимании
означает:
• замысел, идею, намерение;
• изображение, представление,
описание некого объекта как материального,
так и нематериального на бумаге или других
носителях информации.
В развитых странах Запада понятие
проекта шире, чем принято у нас. Институт
управления проектами США (Project Management Institute)
дает универсальное его определение: "Проект
представляет собой некоторую задачу
с определенными исходными данными и требуемыми
результатами (целями), обусловливающими
способ ее решения". Однако здесь не
сказано о средствах реализации проекта,
а способ решения задачи определяется
не только и не всегда результатами (целями)
ее решения. Поэтому проект включает:
• замысел (проблему, задачу);
• в средства реализации (решения);
• результаты (цели).
В широком смысле проект — это
то, что способно что-либо изменить в жизни,
мире. С этой точки зрения результаты проекта
могут быть:
• конкретными (продукция, здание,
сооружение, организация и т.д.);
• абстрактными (планы, методы,
знания, опыт и т.д.).
Рассматривая проект как динамическую
систему, выделяют результаты:
• текущие (документация, технология
и т.д.);
• конечные (продукт, прибыль
и т.д.).
Часто проект и его результаты
представляют как систему целей, следовательно,
проект — система. Другими словами, это
совокупность элементов и связей между
ними, обеспечивающая достижение поставленных
целей.
Проекты различаются по масштабам,
срокам реализации, качеству разработки
и осуществления, размеру используемых
ресурсов, месту осуществления и др. Многообразие
проектов в реальной жизни чрезвычайно
велико, и они могут быть классифицированы
по разным основаниям.
Такими основаниями или признаками
классификации проектов могут быть:
• сфера деятельности, в которой
осуществляется проект и которая определяет
тип проекта;
• состав и структура проекта,
его предметная область, что определяет
класс проекта;
• размеры проекта, количество
участников, степень влияния на окружающий
мир, что определяет масштаб проекта;
• продолжительность реализации
проекта, что определяет длительность
проекта;
• степень финансовой, технологической,
технической, организационной и иной сложности
проекта, что определяет сложность проекта.
Различаются типы проектов:
• организационные,
• экономические,
• социальные,
• технические,
• смешанные.
1. Организационные проекты
обычно связаны с реформированием
предприятий, созданием новой организации,
предприятия, субъекта хозяйствования,
проведением какого-либо мероприятия
(конференции, форума, симпозиума, семинара
и др.).
Их основные отличительные
черты:
• цели проекта определены,
однако они трудноизмеримы количественно,
так как направлены на организационное
улучшение системы;
• срок выполнения и продолжительность
осуществления задаются предварительно;
• ресурсы выделяются по мере
возможности;
• расходы на проект подвергаются
тщательному контролю с точки зрения экономичности
их осуществления, часто требуется корректировка
в процессе реализации проекта.
2. Экономические проекты связаны
с реструктуризацией предприятий, санацией,
приватизацией, совершенствованием налоговой
системы, таможенных правил и т.п. Их особенности
в следующем:
• предварительно намечаются
главные, конечные цели, которые в ходе
реализации проекта могут корректироваться;
• намеченные сроки реализации
проекта и отдельных его составляющих
часто корректируются;
• расходы определяются приблизительно,
но контролируются постоянно и жестко.
3. Социальные проекты
связаны с решением социальных
проблем. Это может быть совершенствование
социального обеспечения, пенсионного
законодательства, ликвидация последствий
природных явлений и социальных
потрясений.
Их специфика:
• цели намечаются в общем, но
по мере разработки проекта, достижения
промежуточных результатов корректируются,
при этом количественная и качественная
оценка проектов нередко затруднена;
• как сроки, так и общая продолжительность
проекта четко не могут быть определены
и носят вероятностный характер;
• расходы на проект в основном
зависят от бюджетных возможностей республиканских
(федеральных) и региональных, местных
органов власти;
• ресурсы на проект выделяются
по мере необходимости, но в рамках возможного.
Проекты этого типа обладают наибольшей
неопределенностью.
4. Технические проекты
связаны с разработкой нового
продукта (конструкции, вида, типа). Их
особенности:
• главная конечная цель проекта
четко определена, хотя по мере реализации
отдельные подцели могут уточняться;
• сроки завершения, продолжительность
проекта четко определяются заранее, их
стараются соблюдать, но не исключаются
и корректировки;
• четкое планирование расходов;
• ограничения при планировании
проекта и его реализации связаны с лимитом
производственных мощностей.
Проекты подразделяются на
классы: монопроект, мульти-проект,
мегапроект.
Монопроект — отдельный проект различного
типа, вида и масштаба.
Монопроекты выступают в качестве
альтернативы мультипроектам. Такие проекты
имеют четко очерченные ресурсные, временные
и прочие рамки, реализуемые единой проектной
командой и представляющие собой отдельные
инвестиционные, социальные и прочие проекты. Монопроекты обычно создаются
ради достижения одной инновационной
цели (создание конкретного изделия, технологии),
осуществляются в жестких временных и
финансовых рамках. Им требуется координатор
или руководитель проекта.
Руководителем такого проекта
выступает педагог – предметник, консультантом
– педагог другой дисциплины.
Такие проекты могут быть, например,
литературно–творческими, естественно-научными,
экологическими, языковыми (лингвистическими),
культуроведческими, спортивными, историческими,
географическими, музыкальными.
Интеграция осуществляется
в данном случае на этапе подготовки продукта
и презентации: например, компьютерная
верстка литературного альманаха или
музыкальное оформление спортивного праздника.
Такие проекты могут проводиться
(с определенными оговорками) в рамках
внеурочной деятельности.
Мулътипроект — комплексный
проект, состоящий из нескольких монопроектов.
Мегапроект — это целевые программы
развития регионов, отраслей. Он включает
несколько мульти- и монопроектов.
По масштабам проекты делятся
на малые проекты и мега-проекты.
Малые проекты невелики по объему,
простые по структуре, имеют мало участников.
Они допускают ряд упрощений при разработке
и реализации:
• координация работ осуществляется
одним лицом;
• члены команды управления
проектом обеспечивают взаимозаменяемость;
• графики реализации проекта
максимально просты;
• каждый член команды четко
знает свои задачи и объем работ;
• реализует проект тот же состав
команды (исполнителей), который и начинал
работу над проектом, осуществлял его
разработку, планирование и проектирование.
Мегапроекты — это целевые
программы. Они содержат множество взаимосвязанных
проектов, объединенных общей целью, ресурсами
и временем осуществления. Такие целевые
программы могут быть международными,
национальными, отраслевыми, межотраслевыми,
региональными, межрегиональными. Их бюджеты
достигают сотен миллионов долларов и
более. Такие программы формируются и
координируются на государственном и
межгосударственном уровнях. Длительность
реализации может составлять 5-7 лет и более.
Управление мегапроектами требует
учета многочисленных факторов и поэтому
очень сложное.
Ему присущи следующие черты:
• наличие большого числа различных
исполнителей, специализирующихся на
разнообразных видах работ, и, следовательно,
необходимость координации их деятельности;
• обязательный учет экономических
и социальных условий реализации проекта
в данное время и в данном месте;
• выделение разработки концепции
проекта в самостоятельную фазу;
• обновление плана проекта
на различных стадиях его реализации;
• учет специфики и уникальности
проекта;
• необходимость разработки
различных планов реализации проекта
— от стратегических до оперативных;
• обязательный учет факторов
риска и вероятностного характера многих
показателей;
• постоянный мониторинг проекта
и постоянное обновление всех его элементов.
По длительности проекты классифицируются
на кратко-, средне- и долгосрочные.
Краткосрочные проекты (до 2
лет) имеют ту особенность, что заказчик
заинтересован в скорейшем завершении
проекта и охотно идет на некоторое увеличение
его фактической стоимости. При этом максимально
сокращается отчетность, выбирается минимальное
число подрядчиков, используются наиболее
простые графики реализации, ответственность
возлагается на одно лицо, изменения в
ходе реализации — минимальные.
Средне- и долгосрочные проекты
таких особенностей не имеют.
Сложность проекта связана
со многими обстоятельствами, среди которых
требование высокого качества исполнения,
ограниченность ресурсов — финансовых,
трудовых, временных и т.д. Практически
все проекты являются инвестиционными,
т.е. требующими инвестирования, вложения
денежных средств.
Оценка инновационной
позиции организации
Нововведения сегодня стали
одним из главных резервов обеспечения
экономического роста фирмы, сохранения
и усиления ее конкурентных позиций на
рынках сбыта.
Стратегическая инновационная
позиция организации определяется при
совместном рассмотрении внутренней и
внешней среды, т.е. инновационного потенциала
и инновационного климата и представляет
собой стратегическое положение организации
в инновационной сфере. Причем уже известны
целевые значения оценки и фактические
сравниваются с целевыми, а результат
сравнительной оценки может послужить
основанием постановки задачи поиска
и выбора инновационной стратегии развития.
Таким образом, анализ и оценка инновационной
позиции организации являются одной из
составляющих этапа стратегического анализа
при выборе и реализации инновационной
стратегии компании.
Оценка инновационной позиции
происходит с помощью различных матриц.
Широкое распространение получил метод
SWOT–анализа – оперативный диагностический
анализ среды организации. Аббревиатура
SWOT расшифровывается так: S – strength (сила),
W – weakness (слабость), O – opportunity (возможность),
T – threat (угроза).
Осмысление возможных ситуаций
осуществляется по матрице SWOT-анализа.
Она строится на двух векторах: состояние
внешней среды (горизонтальная ось) и потенциала
организации (вертикальная ось). Каждый
вектор разбивается на два раздела (уровни
состояния): возможности и угрозы, исходящие
от состояния внешней среды; сила и слабость
потенциала организации. На пересечении
получаем 4 поля (квадранта).
Складываются следующие
группы ситуаций.
I. Поле SO – «сила-возможности».
Для оценки инновационной позиции предприятия
при достижении инновационной цели создания
нового изделия или перехода на новую
технологию это самый благоприятный квадрант
– нет необходимости что-либо срочно изменять
и к чему-нибудь готовиться, надо заниматься
будущим.
II. Поле ST – «сила-угрозы».
Фиксируются те факторы инновационного
климата, которые ограничивают использование
сильных сторон инновационного потенциала.
Предусматриваются специальные меры сохранения
сильных сторон.
III. Поле WT – «слабость-угрозы».
Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем
важнее обратить на него внимание. Снижение
угроз возможно лишь радикальными преобразованиями
состояния организации.
IV. Поле WO – «слабость-возможности».
Руководству в данный момент внешняя среда
не добавляет проблем, следует реализовать
ранее намеченные меры по усилению инновационного
потенциала организации.
Фрагмент матрицы SWOT-анализа
состоит из следующих компонентов: инновационная
позиция и климат.
Количественное выражение
инновационной позиции может вычисляться
либо произведением, либо суммой:
Поз = Пот(Кл1/2); Ипоз = 0,5(Пот +
Кл)
где, Поз - инновационная позиция,
Пот - инновационный потенциал,
Кл - инновационный климат.
Нормативное значение данного
показателя может определяться исходя
из нормативных значений для инновационного
потенциала и климата.
Так, например, инновационный
потенциал может находиться в диапазоне
от 1 до 3:
3 – состояние, совершенно
удовлетворяющее нормативной модели достижения
инновационной цели, классифицируется
как сильная сторона инновационного потенциала;
2 – состояние, требующее
некоторых ограниченных изменений, чтобы
довести до нормативной модели инновационного
потенциала;
1 – состояние требует серьезных
радикальных изменений, классифицируется
как слабая сторона инновационного потенциала.
Уровень инновационного
климата оценивается аналогично инновационному
потенциалу. Значения инновационного
климата предприятия также будут находиться
в диапазоне от 1 до 3:
3 – состояние данного параметра
внешней среды положительно влияет на
инновационную деятельность, что позволяет
полностью использовать имеющийся инновационный
потенциал. Это состояние рассматривается
как возможность для предприятия;