Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 20:13, реферат
Проект (Project) представляет собой комплексный системный процесс, направленный на изменения всех областей жизни людей. Понятие проекта в развитых странах и в бывшем СССР существенно различается.
Проект в традиционном понимании означает:
• замысел, идею, намерение;
2 – состояние данного параметра ненадежно – угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;
1 – состояние данного компонента внешней среды отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние определяется как угроза для организации.
Таким образом, нормативные значения инновационной позиции будут находиться в диапазоне от 1 до 3 т.е. от слабой и удовлетворительной позиции до нормальной. Также существует градация от 1 до 5 с более подробной разбивкой.
Расчет и анализ этих показателей позволяет повысить обоснованность стратегии развития организации (или инновационного проекта по повышению конкурентоспособности организации).
Любую организацию, в том числе и инновационную, можно рассмотреть со следующих позиций:
а) экономической – изучается налогообложение, льготы на проведение НИОКР, инвестиционный климат на федеральном уровне, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов.
б) технической, при этом изучаются и анализируются: технико-технологические альтернативы; размер (масштаб, объем) инноваций; сроки реализации; доступность и достаточность финансовых, трудовых и материально-технических источников; ёмкость рынка для реализации результатов инноваций; затраты на инновации с учетом непредвиденных факторов; график выполнения работ по инновациям;
в) коммерческой, которая предусматривает анализ маркетинга, источники и условия получения ресурсов, условия выполнения работ по инновациям и реализацию результатов;
г) экологической, которая занимает особое место в анализе инноваций, так как взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены. Задачей экологического анализа инноваций является установление потенциального ущерба («помощи») окружающей среде;
д) организационного анализа, цель которого - оценить организационную, правовую и административную обстановку в рамках реализации инноваций.
Также, должна быть проведена идентификация конкурентной позиции организации и определение приоритетных направлений развития инновационной деятельности. Один из эффективных подходов к указанной задаче состоит в анализе рынков товара, на которых действуют бизнес-единицы предприятия. Этот анализ необходим, во-первых, с точки зрения привлекательности рассматриваемых рынков и, во-вторых, с точки зрения преимуществ, которыми на каждом из этих рынков обладает предприятие.
В общем случае задача заключается в классификации каждого рассматриваемого рынка товара по двум независимым измерениям:
1) привлекательность базового рынка,
2) конкурентная сила фирмы.
Различные реализации данного подхода разрабатывались многими исследователями и целыми исследовательскими группами. Среди разработанных методов наиболее известными являются метод Бостонской консалтинговой группы (БКГ), называемый «матрица рост - доля рынка», и метод «матрицы привлекательность – конкурентоспособность», разработанный специалистами фирм «Дженерал Электрик» и «МакКинси».
В матрице БКГ используются два критерия: 1) темп роста целевого сегмента в качестве индикатора привлекательности и 2) доля рынка относительно самого опасного конкурента в качестве индикатора конкурентоспособности. Анализ по методу БКГ исходит из следующих двух фундаментальных посылок:
1. В результате действия эффекта опыта, существенная доля рынка означает наличие конкурентного преимущества в отношении издержек, и наоборот, относительно небольшая доля рынка соответствует повышенным издержкам. Отсюда следует, что самый крупный конкурент будет иметь наивысшую рентабельность при продажах по ценам рынка и для него финансовые потоки будут максимальны.
2. Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в средствах финансирования роста (т.е. расширения производства, интенсивной рекламы и т.д.). И наоборот, товары на рынке с малым темпом роста не нуждаются в большом финансировании.
В соответствии с этими посылками, выделяются четыре группы рынков товара, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям:
а) «дойные коровы» («медленный рост/высокая доля»);
б) «собаки» или «мертвый груз» («медленный рост/малая доля»);
в) «знаки вопроса» или «проблемные дети» («быстрый рост/малая доля»);
г) «звезды» («быстрый рост/высокая доля»).
Суть анализа состоит в определении позиции предприятия в матрице «рост - доля рынка». Положение внутри матрицы подсказывает возможную стратегию: для «звезд» - сохранение лидерства; для «собак» - уход с рынка или низкая активность; для «знаков вопроса» - инвестирование и селективное развитие; для «дойных коров» - получение максимальной прибыли.
По результатам анализа организация может сопоставить различные стратегии, нацеленные на поддержание или восстановление сбалансированности портфеля направлений деятельности.
В частности, появляются возможности:
Как известно, матрица БКГ исходит из двух индикаторов: относительной доли рынка и темпов роста базового рынка. Но привлекательность рынка может зависеть и от других факторов: его доступности, размера, наличия сбытовой сети и др., поэтому рекомендации и выводы, получаемые на основе матрицы БКГ, не всегда приводят к верным результатам. В частности, по отношению к товарам, называемым «собаками», рекомендуется стратегия деинвестирования, т.е. уход с рынка. В то же время, эти товары вполне могут приносить значительную прибыль, если они обладают такими отличительными качествами, что покупатели готовы платить за них повышенную цену, компенсирующую повышенные издержки фирмы. Такая ситуация возникает в том случае, когда одним из конкурентных преимуществ предприятия и его продукции является технологическое лидерство. Необходимость анализа ситуаций, когда нельзя принять в качестве базовых сформулированные выше посылки, приводят к разработке многокритериальных матриц.
Инновационная позиция характеризуется:
1. Индивидуальным и творческим подходом к решению проблем выживания организации. Для руководителя нестандартно мыслящие и действующие сотрудники являются ценнейшим ресурсом.
2. Целенаправленностью и хорошо организованным планированием реализации новых идей и доведении их до конкретных результатов.
3. Гибкостью структуры организации и использованием различных форм совместной работы сотрудников.
4. Рассредоточением принятия решения и компетентности по всей организации.
5. Постоянным обновлением знаний и опыта. С этой целью развиваются внешние контакты и совершенствуются внутренние коммуникации.
Опыт показывает, что в период перехода на инновационные технологии очень важно, чтобы руководство предприятия, используя различные методы, в том числе власть, добивалось быстрого освоения новой технологии.
Объединяющим инструментом, определяющим инновационную позицию организации, является система сбалансированных показателей.
В ССП могут выделяться такие показатели, характеризующие инновационную составляющую:
Компания, имеющая какую-либо экономически выгодную технологию в зависимости от своих возможностей, может избрать следующие стратегии поведения: внедрить новую технологию в собственное производство; продать новую технологию; организовать совместно с партнерами новое производство; использовать для рекламных целей; не внедрять, не продавать новую технологию, а сохранить в тайне.
Соответственно, как бы успешно ни функционировала организация, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. В таких условиях ни одна компания не сможет сколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу. В связи с этим инновационная деятельность становится главным условием выживания коммерческой организации в условиях рынка. Целенаправленное осуществление инновационной деятельности дает ей существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает, в конечном счете, прибыльность своей деятельности.
Информация о работе Характерные типы проектов. Классификация монопроектов