Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:45, шпаргалка
Теоретические основы менеджмента
Ф. Тейлор, научная организация труда и научный менеджмент. Реализация механистического подхода к росту производительности труда. А. Файоль и наука администрирования. М. Вебер и «рациональная бюрократия», Р. Дэвис и рациональное планирование. Э. Мэйо и эксперименты в Хоуторне. Ч. Бернард: формальные и неформальные структуры в организации. А. Маслоу – структура потребностей и мотивов. Д. Макгрегор – теории «Х» и «У» в управлении.
Эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточный для достижения целей, но не вызывающий у подчиненных непокорности. Баланс власти руководителей и подчиненных.
Власть рук-ля над подчиненными власть подчиненных над рук-ми
Зависимость подчиненных от рук-ля зависимость рук-ля от подчиненных
Формы власти:
1) Власть основана на
2) власть основа на
3) Экспертная власть – влияние на личность через специализированные знания, разумную веру в преобладание другой личности посредством имеющихся знаний. Врачи – это разумная вера. Гадалки и экстрасенсы – слепая вера.
4) Харизма или эталонная власть - строится на слепой вере в силу качеств и способностей лидера, влияние целиком личностное.
5)Законная власть – та форма власти, на которой орг-ия держится.
7. Лидерство в современной организации
Подходы к лидерству. Подход к лидерству с позиции личных качеств. Поведенческие подходы к лидерству. Стили лидерства. Континуум стилей Р. Лайкерта. Двумерная трактовка стилей лидерства и управленческая решетка Блейка-Мутон. Ситуационные подходы. Ситуационная модель руководства Ф. Фидлера. Подход "путь-цель" Митчелла-Хауса. Теория жизненного цикла руководителя Херси-Бланшара. Модель принятия решений руководителя Врума-Иеттона.
Лидерство – словесный социально-
Лидерство – проявление психологического влияния, неформальной власти. Руководство – официальное лицо в организации, наделенное властными полномочиями и отвечающее за выполнение всех функций управления. Лидер – член группы, играющий в ней ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей.
Лидерство — это способность оказывать влияние, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.
• Предпринято много попыток составить, на основе исследований и опыта, список качеств лидера. Типичный перечень качеств лидеров включает следующие черты. Лидер проявляет высокую выдержку в напряженных ситуациях; поощряет участие подчиненных в принятии решений; постоянно задает себе вопросы (т. е. старается анализировать ошибки и отдает себе отчет в том влиянии, которое они оказывают);
признает, что живет в мире конкуренции, и понимает «законы конкурентной борьбы»; тактично выражает неприязнь; сдерживает эмоции при победе; не расстраивается из-за поражения; понимает необходимость ограничений и «непопулярных решений»; отождествляет себя с группой; ставит реальные цели. Другой список включает в себя следующие качества хорошего лидера: мудрость, честность, мужество, интерес к людям, лояльность, творческое воображение и глубокий интерес к осуществляемой деятельности.
Формальное лидерство рассматривается как приоритетное влияние определенного лица на членов организации, основывающееся на руководящем полномочии данного лица в общественной иерархии. Руководство – это всегда формальное лидерство. Неформальное лидерство – субъективная способность, готовность и изменение человека выполнять роль лидера, а также призванное за ним право на руководство со стороны группы. Неформальный лидер далеко не всегда является руководителем по статусу.
Теории лидерства. Среди теорий лидерства выделяют:
Концепцию физических качеств (высокий рост, вес, сила). Она не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.
Концепцию интеллигентности (Гизели), которая предполагает наличие позитивных личностных качеств и способностей: интеллигентность, инициативность, уверенность в себе, привязанность к сотрудникам, решительность, зрелость, мотивационные способности.
Концепции харизматического лидера (М. Вебер, В.М. Гасе, Б. Шамир, Р.И. Хозе, А.М. Тур). Отношение к харизматическому лидеру основано на вере в него, почитании руководящей личности, деятельность человека исполняется под влиянием харизмы лидера вдохновенна. Решающая харизматическая способность – влияние на восприятие. мира и ценность членов коллектива.
Поведенческий подход к лидерству (К. Левин, М. Бейкенбил, Ф. Фидлер, Лейкерт). Полученные данные явились основанием для различных классификаций стилей руководства или стилей поведения лидеров. Основное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на поведении руководителей. Недостатком этой теории является предположение о существовании одного эффективного стиля лидерства.
Ситуационная теория Ф. Фидлера.
Ф. Фидлер выделил три критические величины ситуации, которые на самый эффективный стиль лидерства: влияние должности; структура задач; взаимоотношения между лидерами к членам группы.
Разновидностью ситуационной теории является и мотивационная концепция Т. Митчела и Р. Хауса. Другое название этой модели – "Путь – цель". Эта модель дает возможность понять, каким образом поведение лидера действует на мотивацию подчиненных, а также на удовлетворенность и производительность их труда.
Теория П. Херси и К. Блашора. Она принадлежит к ситуационной модели лидерства и носит название "теория жизненного цикла". С позиций этих авторов эффективность стиля лидерства зависит от "зрелости" исполнителей. Зрелость исполнителей предполагает способность нести ответственность за свое поведение и желание достигнуть поставленной цели.
Модель принятия решений Врума–Йеттона. Фокус модели – на принятие решений. От руководства ожидается структурирование и выделение показателей проблемы, наличие информации, определение к задачам подчиненных.
Классификации лидерства по процессуальному подходу к типологии лидерства:
Ю. Хемфилл выделяет следующие типы лидеров:
пробный, который проявляется в начале деятельности группы, когда еще не определены функциональные роли;
успешный лидер – тот, за которым охотно следуют члены группы;
эффективный – тот, который вовлекает членов группы во взаимодействие и помогает группе в решении задач.
Кеттел Р.Б. рассматривает а) фокусированное лидерство, когда все члены группы сплотились вокруг одного лица; б) рассеянное, когда разные лидерские функции выполняют разные люди.
Следует отметить, что эффективное лидерство должно носить стратегический, адаптивный характер в связи с деятельностью лидеров–руководителей в условиях быстро меняющегося мира.
Типология лидерства по психоаналитическому подходу: "Вожак". "Тиран". "Организатор". "Соблазнитель". "Герой". "Дурной пример". "Кумир". "Изгой". "Козел отпущения".
В зависимости от преобладающих функций, выделяют следующие виды лидеров: лидер–организатор; лидер–борец; лидер–дипломат; лидер–утешитель.
По содержанию лидерской деятельности в социальных группах обычно выделяют три типа лидеров (иногда их называют "ролями" лидера). Деловое лидерство. Эмоциональное лидерство. Информационное лидерство.
Л.И. Уманский определяет шесть типов лидеров по исполняемым ролям: организатор, инициатор, генератор эмоционального настроя, эталон ("звезда"), мастер, эрудит.
В управлении персоналом используется классификация в зависимости от того, как их воспринимается группа: "один из нас"; "лучший из нас"; "хороший человек"; "слушатель".
Лидерство различают и по силе влияния на членов группы: "беспрекословный лидер"; "небеспрекословный лидер".
В зависимости от направленности влияния, лидерства рассматриваются как конструктивное, деструктивное и нейтральное.
Как же определяются лидерские качества? Исследователь лидерства Стивен Кови определяет пригодность к лидерству с помощью следующих 8 критериев:
вера в других;
8. Организационные отношения и структуры.
Организационные отношения. Типология организационных структур. Реорганизация структур управления как реорганизация структур власти и перераспределения властных полномочий в системе менеджмента. Жизненный цикл организации, характеристика его стадий. Организационные задачи управления. Задачи слияния, поглощения, разделения. Задачи распределения и перераспределения управленческих функций, властных полномочий и ресурсов. Задача формирования корректирующих организационных механизмов.
Организационные отношения – воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении.
Элементы организации – составные неделимые части, которые лежат в основе конкретной организации, или ее первичные компоненты, которые достаточны для появления организации как нового целостного явления.
Организационные отношения могут складываться на уровне:
Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и т.д. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т.д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.
Создание благоприятной
Город со множеством организаций также имеет внешнюю и внутреннюю среду. Методология деятельности специалиста по организации зависит от интеграции (сложности) организации.
Организационные отношения могут
быть вертикальными (по уровням управления)
и горизонтальными (по выполняемым
функциям). Принята следующая
К структурным организационным отношениям относятся воздействия, взаимодействия и противодействия.
Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю – это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему – это воздействие от объекта к субъекту.
Взаимодействие – это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.
Противодействие – это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.
Организационные отношения складываются в процессах организации: производства в целом или его отраслей; труда на предприятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации.
В основе организационных отношений лежит порядок, т.е. принятый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают алфавитными , номерными, должностными, сложившимися, ведомственными, особыми (при чрезвычайных ситуациях), уставными, по законодательству и др.