Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:45, шпаргалка
Теоретические основы менеджмента
Ф. Тейлор, научная организация труда и научный менеджмент. Реализация механистического подхода к росту производительности труда. А. Файоль и наука администрирования. М. Вебер и «рациональная бюрократия», Р. Дэвис и рациональное планирование. Э. Мэйо и эксперименты в Хоуторне. Ч. Бернард: формальные и неформальные структуры в организации. А. Маслоу – структура потребностей и мотивов. Д. Макгрегор – теории «Х» и «У» в управлении.
10. Принцип прямоточности:
11. Принцип ритмичности:
12. Принцип пропорциональности:
13. Принцип синхронизации (
19. Разновидности
организации: хозяйственная
Хозяйственные организации: определение, классификация. Основные единичные и групповые организационные формы организаций. Производственно-хозяйственной системы (ПХС) – определение, элементы, системные признак и признаки, организационно-правовые формы. Структура ПХС: понятие, условия и законы формирования. Участники деятельности ПХС и их интересы. Эволюция взглядов на ПХС как объекты организации. Современные теории и концепции ПХС.
Хозяйственные организации - это организации, созданные для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Подобного типа организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.
К хозяйственным организациям относятся:
• Юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций).
• Неюридические лица всех форм, в том числе структурные подразделения, филиалы и представительства организаций.
Юридическим лицом признается организация, которая:
1) зарегистрирована в
2) имеет расчетный счет в банке;
3) имеет в собственности,
4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
5) может от своего имени
6) выполняет возложенные
7) имеет самостоятельный баланс или смету;
8) может быть истцом и
Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица.
Хозяйственные организации могут
иметь следующие формы
Хозяйственные организации обычно разделяются на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.
Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:
- по времени действия: бессрочные и временные;
- по сезону активного действия:
летние, зимние и т.д. Этот статус
дает возможность набирать
- по масштабу производства: единичное, серийное, массовое;
- по специализации производства:
специализированные и
- по номенклатуре выпуска
20. Разновидности
организации: социальная
Социальная организация как социальная система: определение, цели, функции, структура, происхождение. Классификация социальных организаций. Модели социальных организаций. Формальные и неформальные организации. Социально-экономические системы как виды социальных организаций – определение, эволюция, типология.
Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями.
Таким образом, существует социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является второй целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.
Социальные организации играют существенную роль в современном мире.
Их особенности:
- реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
- формирование единства
- сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Социальные организации
В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.
21. Организационные изменения
Концепция организационных изменений. Модель последовательности событий, предшествующих переменам. Процесс изменений. Сопротивление переменам. Формы проявления сопротивления работников переменам. Тактические приемы преодоления сопротивления изменениям. Типы организационных изменений. Стадии изменений. Основные принципы управления изменениями.
Организационное развитие: концепция, основные характеристики, направления, стратегии изменения, методы и меры по обеспечению поддержки организационных изменений.
Организационные изменения - это формирование нового организационного устройства, адекватного характеру изменений внешней среды. Организационные изменения сопровождаются сломом привычных и разделяемых сотрудниками ценностей, норм и шаблонов действия, а также традиционных способов принятия решений, которые становятся препятствием в адаптации организации к темпу и направлениям рыночных изменений.
Изменения — это крайне трудный и болезненный процесс. Чем более глубокие и радикальные изменения происходят в организации, тем выше вероятность сопротивления им.
Причины сопротивления могут быть экономическими, организационными, личностными, социальными, политическими и др.
Причины сопротивления изменениям:
- чувство неопределенности будущего положения вследствие недостатка информации, пессимистичной оценки перспектив;
- ощущение угрозы социальным отношениям;
- нежелание изменять сложившиеся трудовые навыки.
Формы сопротивления изменениям могут быть различны, например, неприкрытая оппозиция и возмущение, жалобы, равнодушие, снижение интенсивности труда, уход с работы и др.
Большое влияние на то, в
какой мере руководству удается
устранить сопротивление
Проведение изменений должно завершиться установлением статус-кво в организации. Поэтому важно не только устранить сопротивление изменениям, но и добиться, чтобы оно было поддержано сотрудниками организации и стало реальностью.
Одним из основных методов
снижения уровня и распространенности
сопротивления изменениям со стороны
сотрудников организации
22. Система законов организации
«Закон», «закономерность», «зависимость» как общенаучные категории. Законы организации и их взаимодействие.
Типология законов организации:
-общие (синергии, самосохранения,
развития, онтогенеза и филогенеза,
равновесия, соответствия разнообразия
управляющей системы
-частные (закон непрерывности, наименьших, ритмичности в движении производственных фондов, состязательности кадров управления),
-специфические (
Специфические законы социальной организации.
Закон – это зависимость, которая зафиксирована в законодательных документах; является общепринятой нормой для большой группы людей или организаций; получила признание и поддержку авторитетных ученых.
Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения.
Трехуровневый подход к постановке и проведению исследования и построения системы законов организации.
Первый уровень составляют основополагающие законы, определяющие сущность организации. Они выделяют, и раскрываю методические основы, фундамент построения любой организации, выражая главное содержание, являются квинтэссенцией ее теоретического понимания и практического построения и применения. Это значение обуславливает особое, определяющее место и ведущую роль таких законов: законы синергии, самосохранения, развития.
Второй уровень
Третьим уровнем классификации выделяются группы законов взаимосвязей и взаимодействия, вскрывающие и представляющие важнейшие феномены построения, функционирования и развития организации.
Законы организации по важности делятся на:
- основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития);
- менее важные (информативности-
Закон синергии. Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше.
Закон самосохранения. Каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).
Закон развития. Каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Закон информированности –
Закон единства анализа и синтеза.
Каждая материальная система (живой
организм, социальная организация и
др.) стремится настроиться на наиболее
экономный режим функционирован
Закон композиции и пропорциональности
гласит, что каждая материальная система
стремится сохранить в своей
структуре все необходимые
Закон онтогенеза относится к группе
категорий взаимодействия, и отражает
важнейшие положения самой
23. Принципы организации
Сущность и содержание принципов организации. Процедура формирования освоения и применения принципов организации. Классификация принципов организации: цели, формы, содержания, взаимосвязи, взаимодействия. Принципы статической организации. Принципы динамической организации. Принципы рационализации организации.