Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

1_Avtosokhranennyy.docx

— 69.02 Кб (Скачать файл)

 

После окончания гражданской  войны новая экономическая политика предполагала ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.

 

В период перехода к крупному машинному производству (индустриализации) и коллективизации на селе во второй половине 20-х гг. государственное  управление вновь стало преобладать.

 

Кооперативы в любой  отрасли деятельности положительно зарекомендовали себя как организационно-экономическая  формация в СССР, методика перехода к ним причинила крупный материальный ущерб сельскому хозяйству. Фактически политика коллективизации проводилась  организационно-административными  методами управления в ущерб экономическим  и социально-психологическим.

 

Если в период Великой  Отечественной войны (1941 – 1945) непосредственное управление предприятиями со стороны  государства было вызвано чрезвычайными  обстоятельствами, то после войны  продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной  собственности на средства производства и землю.

 

Управление продолжало осуществляться сверху вниз фактически до начала 90-х гг., т.е. до признания  многообразия форм собственности.

 

В 70–80-е гг. развитие экономики страны тормозили затратные  методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат. Темпы экономического роста в 80-е гг. в среднем снизились  по сравнению с 60-ми гг. в два раза, а по сравнению с довоенными годами и двумя послевоенными пятилетками  – в три раза.

 

В 1986 г. М.С. Горбачев начал  проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. Однако в  течение первых лет перестройки  продолжалась затратная система  управления экономикой, что приводило  к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами  общественного производства, росту  дефицита государственного бюджета, росту  выпуска в обращение денег, разбалансированию  потребительского рынка. Все это  дискредитировало плановую систему  экономики и способствовало ее развалу.

 

Негативную роль здесь  сыграли идеи программы «500 дней», целью которой была ликвидация плановой системы и создание условий для  рыночного регулирования экономики  путем стихийных цен, образующихся под воздействием спроса и предложений.

 

В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов  РСФСР с обращением к депутатам  и народу, в котором предложил  принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых  форм управления на всех уровнях.

 

С января 1992 г. правительство  перешло от плана к рыночному  регулированию на основе либерализации  цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

 

Правовой основой  для свободы предпринимательства  явилась Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая  многообразие форм собственности, государственную  поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

 

Принципиально новым  подходом к управлению на местах (в  городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов  государства.

 

 Свобода экономической  деятельности открывает новые  возможности для совершенствования  менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность  управления организацией зависит  в значительной степени от  внешних факторов и, прежде  всего, государственного менеджмента.

 

 

 

 

9.    Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента.

Управление производством  носит двойственный характер. С одной  стороны, управление выражает объективный  процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает как потребность  производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с  другой — производственные отношения  сторон в процессе создания стоимости. Стороны - это работодатель и наемный  работник, которые вступают друг с  другом в отношения собственности. В соответствии с этим управление производством рассматривается  в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое направление раскрывается содержание управления и состав его элементов.

Социально-экономический  аспект заключается в том, что  собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и  в интересах объединенных для совместного труда работников и общества в целом.

Различают общие и специфические  законы управления. К общим законам  управления относятся: закон специализации  управления; закон интеграции управления; закон экономии времени.

Здесь же мы дадим краткую  характеристику трех названных законов.

Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических  процессов, технических средств, высокой  степени организации производства и труда, информационных систем. Для  управления таким производством  необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические  аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом  в области каждого из этих направлений.

Свойственные рыночной экономике  риск и неопределенность ситуации требуют  от менеджеров самостоятельности и  ответственности за принимаемые  решения, способствуют поиску оптимальных  организационных и научно-технических  решений.

Закон интеграции управления. Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте  вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных правленческих действий на различных  этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия  в свою очередь могут объединяться в различные организационные  формы рыночной экономики. Пределы  этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они  способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.

В качестве интегрирующих  факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания  жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.

Интеграция осуществляется путем установления временных и  постоянных связей на всех уровнях  проявления функции управления и  информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние  внутренние и внешние переменные.

Закон экономии времени. Закон  экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.

Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции  менеджера на потребности рынка  и мобилизации внутренних и внешних  переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса  в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное  влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон  экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона  или страны в целом.

 

 

 

 

10      1.Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией. 
2.Полномочия иответственность. Полномочия — это право распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.. 
3.Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции. 
4.Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя. 
5.Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. 6.Подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения 10.2.противоречий в интересах — задачей руководителя является их примирение. 
7.Вознаграждение персонала, т. е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим. 
8.Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. 
9.Скалярная цепь (иерархия). Скалярная цепь — это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей низового звена). Скалярная цепь определяет подчинение работников. 10.Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место — для всего и все на своем месте».  
11.Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.  
12.Стабильность рабочего места дня персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным. 
13.Инициатива. Проявление предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием». 
14.Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия, Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

 

 

 

 

 

11.      Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.

 

Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы  и доведения до исполнителей. По виду и направлению деятельности функции различают общие, конкретные и специальные.

 

Общие (основные) функции управления:

осуществляются в каждой организации  и на каждом уровне управления;

присущи управлению любой организации;

разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;

относительно самостоятельны и в тоже время тесно взаимодействуют.

 

К таким функциям, в частности, в  менеджменте относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

 

Конкретные (специфические) функции  управления – представляют собой  результат разделения управленческого  труда. Такие функции включают в  себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части.

 

Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной  по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Общие и  конкретные функции управления тесно  связаны и представляют собой  разные срезы поля управления.

 

Специальные функции являются подфункциями конкретной функции (например, специальной  функцией управление основным производством  является оперативно-календарное планирование основного производства).

 

Функции управления, отражающие управленческую деятельность в хозяйственных организациях в условиях рыночной экономики, называются функциями менеджмента.

 

 

 

12,    Основными функциями управления организацией являются:

1.организация управления — это совокупность приемов, методов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением объектов и другими управляющими системами во времени и в пространстве (создание наиболее благоприятных условий для достижения целей);

 

2. нормирование – следует  рассматривать, как процесс разработки  научно обоснованных расчетных  величин, устанавливающих количество  и качество оценки развитых  элементов, используемых в процессе  производства и управления. (воздействие на поведение объекта строгими нормами, дисциплинирует разработку);

 

3. планирование – деятельности  организации занимает центральное  место среди всех функций, так  как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач;

 

4. координация – деятельности  организации осуществляется в  целях обеспечения согласованной  и слаженной работы участвующих  в процессе выполнения плановых  заданий производственных и функциональных  подразделений предприятия и  цехов;

 

5. мотивация – оказывает  влияние на коллектив в форме  побудительных мотивов к эффективному  труду общественного воздействия,  коллективных и индивидуальных  поощрительных мер.;

 

6. контроль – проявляется  в форме воздействия на коллектив  людей посредством выявления,  обобщения, учета, анализа результатов  производственной деятельности  каждого цеха и доведения их  до руководителей, подразделений  и служб управления с целью  подготовки управленческих решений;

7. регулирование – деятельности  организации непосредственно сочетается  с функциями контроля и координации.  В результате воздействия внешней  и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.

 

 

13    Процесс управления — это осуществление взаимосвязанных действий определенного типа по формированию и использованию ресурсов организации для решения стоящих перед ней задач. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает только те функции и действия, которые связаны с формулированием задач, с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением работников к осуществлению необходимой производственной и других видов деятельности.

Функции управления:

1) планирование — выбор целей и плана действий по их достижению;

2) организация — распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;

3) руководство — побуждение  исполнителей к осуществлению  за планированных действий и достижению поставленных целей;

4) контроль — сравнение  реально достигнутых результатов  с теми, которые были запланированы.

 

Типология процесса управления строится на основе распреде-ления отдельных операций по этапам в зависимости от конкретных условий, возможностей управления, целей и ситуаций. Знание различных типов процессов управления помогает наиболее рационально его построить и тем самым добиться повышения качества управленческого решения, экономии времени на его разработку, рациональной специализации работ, внесение строгости в разработку решения или его нахождение в условиях недостаточной информации.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"