Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

Перечень вопросов к государственному экзамену.doc

— 2.35 Мб (Скачать файл)

 

34. Этнокультурные особенности  управления персоналом

 Специфика европейского, американского и восточного подхода к управлению персоналом. Значение этнокультурных характеристик в деятельности организации. Краеугольные камни этнокультурных противоречий. Менеджер по персоналу как эксперт в области этнокультурных коммуникаций. Этноцентризм. Трудовая ментальность. Специфика отечественного менталитета.

 

Кадровая политика в американских фирмах строится на более или менее одинаковых принципах.

Общими критериями по подбору кадров являются образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе.

Руководящие кадры в фирме назначаются.

Особе внимание уделяется обеспечению фирмы квалифицированными рабочими кадрами таких профессий, как наладчики, инструментальщики, ремонтный персонал. Существует нехватка квалифицированного персонала в нижнем звене: старших мастеров и мастеров. Это обусловлено высокими требованиями и ответственностью, недостаточным моральным и материальным стимулированием, нежеланием квалифицированных рабочих занимать должности мастера, повышением требований к этой работе в области техники и человеческого фактора.

Внедрение автоматизации в производстве внесло существенные изменения условий труда персонала:

- замена жестких перечней профессий  и должностных инструкций более  широкими, приемлемыми и удобными  для работников;

- уменьшением объема работы  в центральных службах и сокращением административного аппарата;

- переход на гибкие формы  оплаты труда;

- объединение инженеров, ученых  и производственников в сквозные (от конструирования до изготовления  изделий) коллективы – проектно-целевые  группы.

Большое значение в разработке кадровой политики имеют принципы и требования, предъявляемые к работникам, принимаемым на работу.

Американские фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям  и профессиональным навыкам.

Фирмы ориентируются на узкую специализацию  менеджеров, инженеров и ученых. Американские специалисты, как правило, профессионалы в узкой области  знаний, и поэтому продвижение  их по иерархии управления происходит только по вертикали, что означает, к примеру, что финансист будет делать карьеру только в этой области. Это ограничивает возможности продвижения по уровням управления, обуславливает текучесть управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую.

При приеме на работу все кандидаты  проходят тестирование для выявления профессиональной подготовки. Обычно каждая фирма разрабатывает свои критерии отбора и порядок найма работников. После приема на работу проводится процедура введения в должность, когда работника знакомят с его обязанностями по инструкциям, соответствующим его узкой специализации, деятельностью фирмы в целом и ее организационной структурой.

В американских фирмах увольнение персонала, включая менеджеров, всегда сопровождается серией оценочных и воспитательных приемов, за исключением экстремальных ситуаций (воровство, мошенничество, очевидное нарушение порядка).  Оценка каждого работника проводится один или два раза в год. Результаты проведенной оценки обсуждаются работниками и его начальником и подписываются ими. Они содержат перечень недостатков в работе и путей их ликвидации, а также, в случае необходимости, предупреждение об увольнении или о том, что дальнейшее пребывание в должности зависит от улучшения работы.

Окончательное решение об увольнении работника принимает руководитель на два-три уровня выше непосредственного начальника. Если увольняемый является членом профсоюза, то причины увольнения обсуждаются с представителями профсоюза в соответствии с трудовым соглашением. Работник в любом случае может обжаловать решение об увольнении на более высоком уровне руководства или через суд. В некоторых фирмах имеются комиссии по трудовым спорам, которые разбирают жалобы работников в связи с увольнением. В состав таких комиссий входят как представители администрации, так и рабочие.

В большинстве фирм в современных условиях преобладает тенденция к сокращению числа работников функциональных служб в процессе реорганизации фирмы в целом.

В Японии существует своя специфика  в управлении персоналом, которая  основывается на следующих особенностях: наем работников пожизненный или на длительный срок; повышение зарплаты с выслугой лет; участие работников в профсоюзах, которые создаются на фирме.

Можно выделить следующие основные принципы японского типа управления:

- переплетение интересов и сфер  жизнедеятельности фирм и работников, высокая зависимость работника от своей фирмы, предоставление ему значительных социальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы;

- приоритет коллективного начала  перед индивидуальным, поощрение кооперации людей внутри фирмы, в рамках разного рода небольших групп, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов;

- поддержание баланса влияния  и интересов трех основных  сил, обеспечивающих функционирование  фирмы: управляющих, специалистов и инвесторов (акционеров);

- формирование партнерских связей  между фирмами – деловыми партнерами, в том числе между поставщиками  и покупателями продукции.

Таким образом, система управления персоналом в Японии предполагает гарантии занятости, подготовку новых работников, оплату труда в зависимости от стажа работы, гибкую систему зарплаты.

Гарантированная занятость обеспечивается в Японии в определенной степени  системой пожизненного найма, которая  распространяется на работников до достижения ими 55-60 лет. Эта система охватывает примерно 25-30% японских рабочих, занятых в крупных фирмах. Однако в случае ухудшения финансового положения японские фирмы все равно проводят увольнения; по поводу гарантий занятости официальных документов нет. Тем не менее, считается, что гарантированная занятость, предоставляемая японскими фирмами своим работникам, лежит в основе тех успехов, которых им удалось добиться в области повышения производительности труда в качестве продукции, в обеспечении лояльности работников по отношению к своей фирме.

В японских фирмах придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке  фирмы. Поэтому при повышении  квалификации руководитель отдела или  подразделения выбирает для освоения, новую сферу деятельности, в которой он раньше не работал.

Фирмы в качестве критерия применяют  совмещение профессий, способность  работать в коллективе, понимание  значения своего труда для общего дела, умение решать производственные проблемы, увязывать решение различных задач, писать грамотные записки и чертить графики.

Обычно кандидаты проходят предварительную  проверку способности работать в  полуавтономных коллективах.

В большинстве фирм прием на работу предполагает знакомство работника  с описанием предполагаемых рабочих функций, прав и ответственности. Если конкретная работа, под которую принимается работник, не включена в годовой план, то необходимо ее обоснование, в соответствии с которым предлагаемая должность должна быть квалифицирована отделом кадров для ее включения в существующую систему оплаты труда.

Подбор кадров начинается после  того, как предложения по новой  должности утверждены высшим руководством. Отдел кадров помогает руководителю подразделения, где объявлена вакансия, подобрать кандидатуры работников. Обычно он подготавливает короткий список кандидатов, которые подходят по квалификации к данной должности. В некоторых фирмах обязательным считается включение в список кандидатов работников других подразделений своей фирмы. Набор кандидатов со стороны осуществляется через рекламу, личные связи, профессиональные фирмы по найму, имеющие электронные базы данных. Кандидаты, включенные в список, обычно проходят через серию интервью с будущими руководителями (на два-три уровня вверх), коллегами и, при необходимости, с подчиненными. Результаты интервью обобщаются и дополняются рекомендациями. Окончательный выбор делает непосредственный руководитель.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

35. Исследования  в современном менеджменте

Исследования  и их роль в научной и практической деятельности человека. Объект и предмет исследования. Методология исследования. Организация исследования. Результативность исследования. Система управления как объект исследования в условиях изменяющейся внешней среды. Взаимодействие между управляющей и управляемой системой. 

 

Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

Организация исследования - порядок  проведения, основанный на распределении  функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

Ресурсы исследования - комплекс средств  и возможностей (па-пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических  систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Тип исследования - принадлежность его  к определенному типу, отражающему  своеобразие всех характеристик.

Потребность исследования - степень  остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию  ее содержания, истоков и последствий.

Эффективность исследования — соразмерность  использованных ресурсов па проведение исследования и результатов, полученных от него.

 

36. Методология  исследования систем управления

Разработка гипотезы и концепции  исследования систем управления. Концептуальная модель в исследовании. Понятийный аппарат и определения. Методы функционального и морфологического анализа систем управления. Исследование и проектирование информационных потоков в системах управления.

 

Гипотеза — это вероятностное  знание, объяснение, понимание. Существует принцип: конечная научная ценность гипотетического знания не зависит от степени обоснования гипотезы в момент оценки. Но выбор гипотез тем не менее возможен в соответствии с критерием наибольшей вероятности объяснения исследуемой проблемы или вариантов ее решения.

Каждое из исследований может ориентироваться при этом на определенный класс зависимостей, на реальный подход в поиске и определении этих зависимостей. По этому критерию можно выделить:

  • механистический подход, признающий только причинно-следственные связи явлений;
  • метафизический подход, который отдает приоритет связям движения, но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному;
  • организмический подход, акцентирующий те связи, которые действуют в живых организмах, это главным образом связи функциональные;
  • диалектический подход, основанный на связях, рождаемых противоречием.

Всю совокупность методов  исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований.

Эмпирические методы построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. В эмпирических методах существуют две группы методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации; вторая предполагает искусственное создание ситуаций, для изучения особенностей поведения системы. Эти особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и в экстремальных, они проявляются в полной мере.

Методы наблюдений могут быть разделены на методы прямого и косвенного наблюдения. Прямое наблюдение — это наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций; косвенное наблюдение — это наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях и дифференциации временного режима наблюдений (выбор специальных отрезков времени).

Мыслительно-логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.

 

37. Моделирование  как метод исследования

Типы моделей и принципы их построения. Моделирование в исследовании систем управления. Логический аппарат исследования систем управления. Приемы анализа  и обоснования. Состав методов исследования систем управления: разнообразие, критерии выбора, проблемы использования.

 

 

 Использование на практике методов моделирования  хозяйственных ситуаций позволяет  вырабатывать экономически эффективные  стратегии и тактически верные управленческие решения. При этом количественный анализ и математическая формулировка экономических законов служат переходной ступенью от их качественной трактовки к разработке моделей эффективного развития. 

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"