Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:10, шпаргалка
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.
1.Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
2.Функция планирования в менеджменте. Понятие, сущность виды.
3.Функция организации в менеджменте. Типология, содержание, элементы.
4. Функция мотивации. Теории мотивации.
5.Функция контроля. Сущность, типология, этапы.
6.Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Формальные и неформальные группы.
7.Виды власти. Классификация стилей руководства.
8. Факторы эффективности менеджмента
9.Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская и др.
10.Развитие менеджмента в России.
– ростом доходов;
– ростом объемов выпускаемой продукции;
– увеличением единиц используемого оборудования;
– увеличением персонала и т. д.
Развитие организации представляет собой необратимое, направленное и закономерное изменение ее характеристик и параметров.
Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития системы среди других изменений.
Обратимость изменений характеризует процессы функционирования и представляет собой циклическое воспроизведение постоянной системы функций.
Отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа.
Поэтому изменения организации будут являться не проявлением внутренних тенденций развития, а возможностью приспособления, адаптации к изменившимся условиям.
При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры.
3. Содержание корпоративной культуры:
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной корпоративной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой корпоративной культуре:
1. Осознание себя
и своего места в организации
(в одних культурах ценится
сдержанность и сокрытие
2. Коммуникационная
система и язык общения (использование
устной, письменной, невербальной коммуникации,
«телефонного права» и
3. Внешний вид, одежда
и представление себя на работе
(разнообразие униформ, деловых стилей,
нормы использования косметики,
духов, дезодорантов и т. п.), свидетельствующие
о существовании множества
4. Привычки и
традиции, связанные с приемом
и ассортиментом пищи: как организовано
питание работников в
5. Осознание времени,
отношение к нему и его
6. Взаимоотношения
между людьми: влияние на межличностные
отношения таких характеристик
как возраст, пол, национальность, статус,
объем власти, образованность, опыт,
знания. Соблюдение формальных
7. Ценности и
нормы первые представляют
8. Мировоззрение: вера
или отсутствие веры в
9. Развитие и
самореализация работника: бездумное
или осознанное выполнение
10. Трудовая этика
и мотивирование: отношение к
работе как ценности или
4. Синергетический эффект организации.
Синергетический эффект — это результирующий эффект, проявляющийся в значительном возрастании эффективности бизнес-деятельности в процессе взаимодействия, интеграции, слияния разрозненных процессов в мощную, слаженную систему. Иначе говоря, результирующая прибыль после завершения слияния двух бизнес-компаний может превосходить суммарную совокупность прибылей каждой из компаний отдельно, перед объединением.
Поясняя данный принцип, можно привести слова Аристотеля, утверждавшего, что знания усилия и знания нескольких людей могут быть организованы так, что станут взаимно усиливать друг друга — «целое будет превышать сумму отдельных частей».
Иными словами, слаженная совместная работа может и в самом деле привести к удивительным результатам и добиться эффекта, который невозможно было бы ощутить, действуй каждый из участников процесса отдельно от коллег.
Показательный пример, иллюстрирующий явление синергии: обмен яблоками не вызовет этого эффекта, так как яблок все так же остается по одному. В свою очередь, обмен идеями нередко приводит к возникновению синергетического эффекта, ведь в конечном счете идей становится по две.
Синергетический эффект называют иначе эффектом совместного действия или также однонаправленным эффектом. Правда, не всегда все так однозначно, и при суммировании отдельных элементов не всегда проявляется синергия. К тому же, она может оказаться не только суммирующей, положительной, но также и отрицательной, вызывающей крайне негативные последствия.
Так, пришедший на работу замечательный профессионал и спец вполне может быть отторгнут коллективом, и отдача от его деятельности будет ощутимо скромнее, чем предполагалось изначально. Совершенно типичная ситуация: купленное организацией высококлассное оборудование неспособно показать себя в полном объеме, если подготовка персонала недостаточна и обслуживающие сотрудники не имеют необходимой квалификации. Подытоживая сказанное, можно сказать, что для получения положительного синергетического эффекта требуется однонаправленность действий каждого сотрудника организации. Лишь подобные действия приведут в итоге к умножению, увеличению конечного результата. Данный эффект применим в call center, при аутсорсинге персонала.
Следующий пример рассмотрим из области управления персоналом: обмениваясь актуальной информацией и важными знаниями, сотрудники компании должны быть непременно правильно скоординированы управляющим персоналом, тогда на выходе образуется сплоченная доверием и взаимоуважением команда. Подобного результата крайне трудно добиться, выстраивая рабочую систему только на материальной мотивации.
В масштабах бизнес-компаний интеграция активов также позволяет ощутимо нарастить ресурсную базу и производить инвестиции, которые невозможно было бы проводить каждой отдельной компании. Компании, к тому же, получают удобную возможность воспользоваться ресурсами друг друга, что и приводит к результирующему высокому экономическому эффекту.
5. Причины сопротивления организационных изменений:
Организационные изменения - это формирование нового организационного устройства, соответствующего переменам во внешней среде. Организационные изменения связаны с отказом от привычных ценностей, норм и шаблонов действия, а также традиционных способов принятия решений, которые становятся препятствием в адаптации организации к темпу и направлениям рыночных изменений. Организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешней среде и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя.
Для осуществления
крупномасштабных изменений в
больших и сложных
Основными факторами, препятствующими успешному проведению изменений в организации, являются: наличие внутренних противоречий в понимании подходов и методов управления изменениями руководителем компании, а также неготовность топ-менеджеров к проведению изменений, объясняемые следующими причинами:
- сложностью определения
реального положения дел в
организации, внешне, может быть, и
благополучного, но имеющего очень
серьезные негативные
- осознанием необходимости
изменения «своего родного
- пониманием необходимости
изменения самого себя, изменения
взглядов и убеждений, которые
долгое время казались
- нежеланием и неумением
выслушивать мнения своих
- трепетным отношением
к своей власти и
- отсутствием реальной готовности к последовательным системным изменениям.
Выявляется три обязательных
фактора, влияющих на успешность
организационных
1. Наличие зрелой корпоративной
культуры, определяющая склонность,
предрасположенность и
2. Уровень социального
и концептуального
3. На успешность организационных
преобразований влияет
Большинство людей
опасаются революционных ломок
привычного образа жизни, а также
имеют свое собственное
Наиболее распространенными
проявлениями сопротивления
- напряженная психологическая атмосфера в организации;
- снижение преданности и лояльности работников по отношению к организации;
- уменьшение инновационной активность сотрудников;
- изменения требований
работников к уровню
- уход ценных работников "по собственному желанию";
- снижение производительности труда;
- рост количества конфликтных ситуаций между работниками и руководством;
- рост количества конфликтных ситуаций между сотрудниками.
6.Закон самосохранения организации:
Срок существования системы ограничен во времени, в течение которого она располагает энергией для воспроизводства и замещения выбывающих элементов и для поддержания связей между всеми образующими ее элементами. Система только тогда способна к самодвижению и изменению, когда она обладает свободной энергией.
Свободная энергия – это мера разности потенциалов двух подсистем. Любая система обладает запасом энергии, заключенным в разнообразии ее элементов, напряженности связи между ними. Благодаря энергии связей элементы удерживаются внутри системы, сохраняя ее целостность.
Наличие свободной энергии в организованных системах является условием их стабильного функционирования. Согласно закону самосохранения каждая система, если она хочет сохраниться как целостное образование, должна минимизировать свои затраты на получение полезной единицы конечного результата.
В условиях простого воспроизводства получаемая энергия направляется на возмещение израсходованной в процессе производственной деятельности. Но в условиях меняющейся среды необходимо также осуществлять действия, направленные на приспособление организации к изменившимся условиям: изменять технологию, переходить на выпуск новой продукции, повышать ее качество, устранять недостатки и т. д. Но для этого необходима дополнительная энергия. Эта энергия может появиться у организации только в результате ее производственной экономии. Экономить энергию можно многими способами: за счет сокращения производства, увольнения части работников, продажи оборудования и т. д. Но такой путь экономии приводит организацию к разрушению и гибели. Закон самосохранения требует экономии другого рода – за счет роста эффективности, повышения производительности труда, сокращения потерь и т. д.
Важным показателем прочности, устойчивости организации как целостной системы является характер взаимодействия со средой.
Саморегуляция системы заключается в том, что при внутреннем или внешнем воздействии на систему некоторые ее элементы приобретают дисфункциональные свойства, и в целях самосохранения система стремиться нейтрализовать эти дисфункции.