Шпаргалка по "Основы менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:17, шпаргалка

Краткое описание

1. Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Вложенные файлы: 1 файл

МЭСИ ГИА МО.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Можно выделить следующие виды неопределенности: принципиальная, вызванная недостатком информации, порожденная слишком большой платой за определенность; порожденная ЛПР в силу недостатка опыта и знания факторов, влияющих на принятие УР; связанная с ограничениями; вызванная поведением среды или противника, влияющего на принятие УР.

Кроме того, при анализе факторов окружающей среды нужна адаптация субъекта управления к внешней среде, которая осуществляется в несколько этапов:

1)   выявление неуправляемых  факторов, влияние которых на  УР поставленной задачи возможно  оценить теоретически;

2) количественное моделирование и эмпирическое измерение интенсивности влияния неуправляемых факторов на управляемые и на реализацию альтернатив;

3)  определение объективно обусловленного  уровня результатов реализации  альтернативы по конкретным значениям  неуправляемых факторов.

Для учета факторов внешней среды имеет смысл прогнозировать ее состояние на будущий период. Для этого используются различные методы прогнозирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные этапы процесса принятия управленческих решений.

1.Сбор и анализ информации о ситуации, требующей решения. Нужно стараться собрать максимально достоверную и полную информацию, используя для этого несколько источников. Затем количественную составляющую всего информационного объёма желательно превратить в качественную.

2. Конкретизация целей. Опытный руководитель должен уметь выявлять приоритетные цели, в соответствии с которыми в дальнейшем выделяются механизмы, ресурсы и факторы, которые влияют на ситуацию.

3. Этапы принятия управленческих  решений были бы неполны без  разработки оценочной системы. У каждого руководителя свой подход  к оценке ситуации и свои критерии принятия управленческих решений, основанные на опыте и знаниях.

4. Анализ ситуации позволяет  установить определённые факторы, имеющие влияние на эту ситуацию

5. Диагностика ситуации. Этот этап иногда включают как одну из составляющих анализа ситуации. На этом этапе устанавливается важность проблемы, исследуется возможность влияния этой проблемы на производственные процессы. Для принятия правильного управленческого решения эта диагностика должна быть адекватной.

6. Создание прогноза дальнейшего  развития ситуации. Все этапы  принятия управленческих решений  в той или иной степени зависят  от умения руководителя прогнозировать  дальнейшее развитие ситуации. Прогнозирование ситуации позволяет определиться с несколькими вариантами решений.

7. Что и происходит на седьмом  этапе, а именно генерирование  альтернативных вариантов решения. Все предыдущие этапы принятия  управленческих решений должны  послужить базисом для этого  этапа.

8. Выбор варианта управленческого  воздействия и отсеивание лишних. После отбраковки неэффективных  или малоэффективных вариантов, оставляется один, максимум два  варианта, дальнейшего воздействия.

9.  Разработка предполагаемого  сценария дальнейшего развития ситуации. После принятия любого управленческого решения, ситуация будет развиваться стремительно, поэтому для быстрого реагирования на изменившиеся обстоятельства, нужно выявить основные тенденции её развития во времени.

10. Экспертная оценка вероятных  вариантов управленческого воздействия. Эта оценка позволит качественно ранжировать управляющие воздействия с учётом оценочной системы, выявить уровень ожидаемого достижения цели, оценить материальные затраты, которые последуют в результате предполагаемых сценариев развития событий.

11. Коллективная экспертная оценка  рекомендуется при принятии ответственных  управленческих решений. Они позволяют  подвести обоснованную базу под  эффективное принятие решения.

12. Выработка дальнейшего плана  действий позволяет разработать комплекс мероприятий по претворению управленческого решения в жизнь.

13. Контроль осуществления решения  позволяет отслеживать дальнейшее  развитие событий и оперативно  реагировать на любые непредвиденные  отклонения от принятой схемы.

14. Анализ полученных результатов даёт возможность оценить эффективность принятого решения и возможный потенциал развития организации.

Все эти этапы принятия управленческого решения предваряют фазу управленческого воздействия. Чем качественнее и эффективнее управленческое воздействие, тем более эффективно работает организация в экономическом плане. На основании оценки и анализа экономических показателей можно оценить и эффективность решений руководителя.

4. Целевая ориентация  управленческих решений.Целевая ориентация управленческих решений подразумевает приоритет цели. То есть, весь процесс разработки и реализации управленческих решений должен быть ориентирован на достижение запланированной цели.

Ориентация  на цели достигается в результате применения профессиональных управленческих технологий разработки и реализации управленческих решений, которые являются в своём роде искусством, мастерством и умением руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал рад достижения общих и ключевых целей организации.

Особенность целевой ориентации управленческих решений - целеполагание, которое включает в себя:

-формулирование целей;-проверку их согласованности;-корректировку;- прогнозирование  результатов;

-программирование деятельности по достижению сформулированных целей.

Целеполагание - сложный процесс, включающий не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания - программирование деятельности по достижению сформулированных целей.

Особенности целевой ориентации управленческих решений при их разработке следующие: -одну цель решения имеют только очень  простые задачи, и если целей решения  задачи несколько, то между ними возможны и противоречия; -от точности, корректности при формулировке цели зависит выбор методов решения  задач, и, чем корректнее сформулирована цель, тем увереннее будет решена проблема;

-если необходимо оставить несколько целей, то определяется главная, приоритетная цель, а по остальным формулируются ограничения;-если обнаружатся противоположные цели у разных подразделений, к «общему  знаменателю» их надо приводить, исходя из приоритетных целей.

5. Качество управленческих  решений.

Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность и, в целом, - эффективность.Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем, совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации. Иначе говоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях рыночных отношений.Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований к его качеству:

-единство целей - непротиворечивость решения ранее поставленным целям. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей;-обоснованность и правомочность-аргументированность и обоснованность решения, а также соответствие прав и обязанностей органов принятия решения. Аргументы по возможности должны носить формализованный характер (содержать статистические, экономические и другие данные). Для достижения научной обоснованности и правомочности необходимо обеспечить:

-применение к разработке решения научных подходов менеджмента;- изучение влияния экономических законов на эффективность решения;-применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования для каждого решения ясность формулировок- ориентация на конкретного исполнителя;

-краткость формулировок принятого решения-выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем; -гибкость- существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;-своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения; -объективность — менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений. Для этого необходимо:

-получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;-обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;

-обеспечить многовариантность решений;

-достичь правовой обоснованности принимаемого решения;

-возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;

-автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений — использование средств вычислительной техники, что значительно сокращает время разработки решения и повышает его обоснованность;

-ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;

-наличие механизма реализации — содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений.

Кроме того, чтобы быть качественным, УР должно быть устойчивым в эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным) и гибким — предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей.

 

6. Условия и факторы  качества управленческих решений.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности

управленческого решения относятся:

-применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

-изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

-обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения ;

-применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

-структуризация проблемы и построение дерева целей;

-обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

-обеспечение многовариантности решений;

-правовая обоснованность принимаемого решения;

-автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

-разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

-наличие механизма реализации решения.

Факторы, влияющие на качество управленческого решения. Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов:

-качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);

-оптимального или рационального характера принимаемого решения;

-своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;

-соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;

-квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;

-готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление персоналом

1. Персонал предприятия  как объект управления.

В качестве одного из важнейших объектов управления для руководителя выступает персонал организации.

Персонал можно определить как некоторое количество человек одного трудового коллектива, имеющих определенные различия между собой (должностные, профессиональные, личностные) и организованных по общему замыслу руководства с учетом этих различий для решения задач, предусмотренных уставом организации, фирмы, предприятия.

Под управлением персоналом в наиболее общем виде мы будем понимать выполняемую в организациях деятельность, которая способствует наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения организационных и личных целей.

Персонал как объект управления имеет собственные свойства (организационно-структурные, психологические, социальные и другие), требующие умелого учета в практической работе.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы менеджмента"