Шпаргалка по "Основы менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:17, шпаргалка

Краткое описание

1. Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Вложенные файлы: 1 файл

МЭСИ ГИА МО.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Российские корпорации становятся мультинациональными компаниями.

Мультинациональная компания – это многонациональная организация, имеющая предприятия в различных странах, причем каждое из них остается относительно самостоятельным. На ОП и организационную культуру компании, занимающейся международным бизнесом, оказывают влияние национальные, социальные, экономические, политические, юридические, этические особенности разных стран.Социальные факторы характеризуют различный уровень развития человеческих ресурсов в той или иной стране. Производственный персонал, а также менеджеры низшего и частично среднего уровня международных компаний набираются на местах. Это означает, что на организационную культуру будут оказывать влияние такие особенности национальной рабочей силы, как уровень образования, квалификация, профессиональная структура, демографические характеристики (пол, возраст, мобильность) человеческих ресурсов в каждой конкретной стране. Этические факторы характеризуют различия в трудовой этике работников разных стран, отношение в организации к женщинам, социальным группам и меньшинствам, что оказывает существенное влияние на нормы поведения и взаимоотношения между сотрудниками компании.Юридические факторы отражают специфику правовых систем и, прежде всего, законов о занятости и методах ведения бизнеса. Деятельность компаний в рамках международной кооперации в значит. степени определяется законодательством тех стран, где они работают.К политическим факторам относят степень стабильности государственной власти, наличие национальных движений, режим правления и т. п.Экономические факторы определяют темпы экономического развития страны, доходы на душу населения, темпы инфляции, покупательную способность, стоимость местной рабочей силы, что отражается на оплате труда работников и на мотивации персонала в целом. Национальные факторы отражают национальную культуру страны и находят воплощение в языке, религии, истории, обычаях, традициях, общепринятых нормах поведения, правилах ведения бизнеса. Национальные культурные ценности во многом определяют поведение работников и оказывают наиболее сильное влияние на организационную культуру.

Технологии международной конкуренции

1. Сущность, структура и  роль конкуренции на мировом  рынке.

Современный мировой рынок представляет собой сложную систему, постоянно меняющуюся от спроса и предложения товаров и услуг. На эти процессы оказывают влияние возникновение новых потребностей, новые технологические связи, новые организационные формы сотрудничества, новые методы конкуренции. Приспособиться стране, входящей в эту систему, к каждому данному её состоянию трудно.

В процессе развития мировой рынок чутко выделил две составляющие: рынок базовых товаров и рынок готовых изделий. Современная научно-техническая революция расслоила рынок готовых товаров, критерием для их выделения послужил уровень технологичности продукции

Конкуренция на мировом рынке - борьба товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта.

На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять как фирма создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности фирм не ограничены пределами их страны базирования. На роль глобальных стратегий в создании конкурентного преимущества следует обратить особое внимание, т.к. эти стратегии полностью меняют роль страны базирования.

 

Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), т.е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых – те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.

Разрабатывая конкретную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех.

 

Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,– суть конкуренции выражается пятью силами:

1. угрозой появления новых конкурентов;

2. угрозой появления товаров  или услуг – заменителей;

3. способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;

4. способностью покупателей торговаться;

5. соперничеством уже имеющихся  конкурентов между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность международной  конкуренции и отличительные  черты от конкурентоспособности фирм.

Международная конкуренция — это конкуренция национальных и транснациональных экономических субъектов за наиболее выгодные условия производства и реализации экономических благ на мировом рынке.

Международная конкуренция объединяет внутриотраслевую и межотраслевую формы конкуренции. Она способствует движению капиталов и товаров между разными государствами, обеспечивает сбалансированное развитие мирового рынка и глобального хозяйства. Доминируют на мировом рынке национальные и транснациональные компании наиболее развитых стран мира.

По мере создания рыночных отношений внутри страны и вовлечения в мирохозяйственные связи интерес в вопросах конкурентоспособности перемещается к предприятию, к отрасли. В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары за рубеж, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т. е. не учитывая издержек по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, при принятии решения о расширении производства или его сокращении, при осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции требуется уже оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара.

Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное. Она  может быть выявлена и оценена  только путем сравнения фирм, выпускающих  аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

 

3. Влияние международных организаций на формирование конкурентных стратегий.

Компании стремятся распространить свою деятельность на международные рынки по любой из трех основных причин: для завоевания новых рынков, из-за конкурентной потребности снизить затраты или из-за желания получить доступ к природным ресурсам других стран. Независимо от того, какая причина движет компанией, международная стратегия должна соответствовать ситуации. Особое внимание должно быть уделено различиям в потребностях покупателей и их традициях на национальных рынках, каналам распределения, долгосрочному потенциалу, движущим силам и конкурентному давлению.

Кроме основных рыночных различий между странами, существуют четыре других ситуационных фактора, характерных только для международной деятельности: вариации затрат в различных странах, колебания курсов валют, торговая политика правительств различных стран и характер международной конкуренции.

Колебания затрат от страны к стране. Различия в ставках заработной платы, производительности труда, темпах инфляции, стоимости энергии, законодательстве и т.д. создают значительные различия в производственных затратах от страны к стране. Предприятия в некоторых странах имеют очень большие преимущества в производственных затратах благодаря низкой стоимости факторов производства (особенно труда), благоприятным законам или уникальным природным ресурсам. В таких случаях страны с низкими издержками становятся главными производственными площадками, и большая часть их продукции экспортируется в другие регионы мира. Компании, имеющие расположенные в таких местах предприятия (или получающие свою продукцию от подрядчиков из этих стран), обладают конкурентным преимуществом. Конкурентная роль низких производственных затрат наиболее очевидна в странах с низкой заработной платой - в Тайване, Южной Корее, Мексике и Бразилии, которые стали «производственным раем» для трудоемкой продукции.

Другим важным соображением, связанным с международной конкуренцией, является концепция производственной доли, которую следует отличать от доли, приходящейся на торговую марку, или от доли рынка. Например, хотя менее 40% всех видеомагнитофонов, продаваемых на рынке США, несут на себе японскую марку, японские компании производят 100% этой продукции - все продавцы получают видеомагнитофоны от японских производителей. В области микроволновых печей японские марки составляют менее 50% рынка США, однако производственная доля японских компаний превышает 85%. Производственная доля представляет собой важнейший показатель, поскольку она является лучшим, чем доля рынка, индикатором производителя с низкими затратами. В глобальной конкурентной области, в которой некоторые участники стремятся приобрести всемирное доминирующее положение, обладание низкими затратами является мощным конкурентным преимуществом. Приобретение статуса производителя с низкими затратами часто необходимо компании для завоевания крупнейшей в мире производственной доли с централизацией производства на одном или нескольких сверхэффективных предприятиях. Кроме того, значительная экономия на маркетинге и распределении также может привести к лидерству в затратах.

 

Колебания курсов валют. Подвижность курсов валют существенно осложняет проблему получения географических преимуществ в затратах. Курсы валют часто изменяются на 20-40% в год. Эти колебания могут полностью уничтожить преимущество страны, с точки зрения издержек, или превратить страну с высокими издержками во вполне конкурентоспособное по затратам место. Твердый доллар США делает более привлекательным для американских компаний производство в других странах. Падение стоимости доллара по сравнению с иностранными валютами может ликвидировать большую часть преимуществ в затратах, которые иностранные производители имеют перед американскими, или даже привлечь иностранные компании к созданию своих производственных предприятий на территории США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Типология международных  конкурентных стратегий.

Базовые, на основе которых формируются конкурентные преимущества фирмы. В основу конкурентного преимущества при преодолении барьера входа кладут или минимум издержек, или максимальную цену продаж.

* Глобальная стратегия основной  доли рынка - для крупных компаний, обладающих большими ресурсами  и опытом работы на различных  зарубежных рынках. Фирма получает  экономию за счет масштабов производства и накапливаемого маркетингового опыта. Условие использования данной стратегии - имеющийся контроль над большей долей рынка, высокая степень стандартизации товаров, способность самостоятельно генерировать высокотехнологичные товары, иметь доступ к источникам для их наполнения (за счет покупки других фирм, лицензий).

* Локальная стратегия основной  доли рынка подразумевает использование  оригинального конкурентного преимущества  на конкретном национальном рынке. Успех основывается на хорошем знании особенностей того или иного национального рынка и умелое его использование на благо компании.

* Стратегия глобальной ниши - проникновение  на специфические национальные  рынки, достаточно узкие и имеющие  явные выраженные национальные  особенности. По сути, она схожа со стратегией концентрированного маркетинга.

Стратегии конкурентной борьбы позволяют сохранить и развить конкурентные преимущества компании, которые были сформированы в базовой стратегии.

* Фланговая атака - концентрированная  стратегия, предусматривающая поиск и последующее использование в собственных целях слабых сторон изначально более сильных конкурентов. Может носить географический или сегментационный характер.

* Фронтальная атака представляет  собой стратегию, предусматривающую  прямое столкновение примерно равных по ресурсам компаний и имеет разновидности ценовой и ценностной.

* Стратегия окружения - предпринимается  попытка атаки приоритетного  конкурента по всем возможным  направлениям. Компания предлагает  все доступные товарные ряды  на всех сегментах целевого рынка. Необходимо подготовить потенциальный рынок, иметь большое количество ресурсов.

* Стратегия обхода - небольшие компании  ищут сегмент в данных, не захваченных  деятельностью фирм-лидеров. Сегменты  могут быть в географической  и товарной плоскости.

 

Кооперационные стратегии. Любой бизнес - это не только конкурентная борьба, но и сотрудничество фирм, поэтому разрабатывают кооперационные стратегии. Особенно они актуальны в сфере международного бизнеса на быстроразвивающихся и венчурных рынках.

* Стратегия слияния - равные возможности  фирм.

* Стратегия присоединения - небольшие  компании по отношению к крупным (вертикальная интеграция).

 

Инновационные стратегии - укрепление конкурентных преимуществ, создание их потенциала, перспектив. Важны для молодых и быстрорастущих фирм.

* Стратегии технологического лидера - наличие лабораторий, создание товаров, не имеющих аналогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Детерминанты конкурентного  преимущества страны.

 

На основании анализа обширного статистического материала М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны

Информация о работе Шпаргалка по "Основы менеджмента"