Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – отобразить этапы исторического развития менеджмента, рассмотреть эволюционное развитие менеджмента как научной дисциплины.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
изучить исторические этапы возникновения и развития менеджмента;
изучить теоретические основы менеджмента;
отобразить возникновение, формирование и содержания различных школ управления;
изучить разнообразие моделей менеджмента.
Введение 2
Глава 1. Этапы исторического развития менеджмента.
1.1 Первая управленческая революция 4
1.2 Вторая управленческая революция 5
1.3 Третья управленческая революция 6
1.4 Четвертая управленческая революция 7
1.5 Пятая управленческая революция 8
Глава 2 Изучение менеджмента как науки.
2.1 Менеджмент как наука 10
2.2 Научное управление 12
2.3 Административный управленческий подход. 16
2.4 Школа человеческих отношений 21
2.5 Поведенческая школа менеджмента 26
2.6 Количественная школа. 28
Глава 3. Современный менеджмент.
3.1 Характерные черты современного менеджмента 29
3.2 Особенности российского менеджмента 32
Заключение 34
Список используемой литературы 35
Тема: Эволюция менеджмента как научной дисциплины
Введение
Глава 1. Этапы исторического развития
менеджмента.
1.1 Первая управленческая
1.2 Вторая управленческая
1.3 Третья управленческая революция
1.4 Четвертая управленческая
1.5 Пятая управленческая
Глава 2 Изучение менеджмента как науки.
2.1 Менеджмент как наука
2.2 Научное управление
2.3 Административный
2.4 Школа человеческих отношений
2.5 Поведенческая школа
2.6 Количественная школа.
Глава 3. Современный менеджмент.
3.1 Характерные черты современного менеджмента
3.2 Особенности российского
Заключение
Список используемой
литературы
Основная мысль этой курсовой работы заключается в том, что любая наука опирается на использование исторического опыта, как отдельных людей, так и государств и цивилизаций в целом. Изучение истории позволяет избежать ошибок и противоречий, встречающихся на более ранних этапах развития научных знаний и дисциплин.
Наука управления в этом отношении мало чем отличается от других наук. Как и любая другая наука, она интересуется прошлым, настоящим и прогнозирует будущее. Анализ прошедшего позволяет лучше понять настоящее и заглянуть в будущее.
Знание прошлого способствует лучшему пониманию современной науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления, свидетельствует, что нежизнеспособные теории остались в прошлом, а выжили только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы, движимые людьми. Крупнейшие корпорации, банки составляют экономическую основу государства, многие из них имеют международный характер, распространяя свои производственные, сервисные, информационные сети по всему миру. Из этого следует - решение менеджеров могут скоординировать действия многих людей.
Деятельность
менеджеров не ограничивается п
Цель курсовой работы – отобразить этапы исторического развития менеджмента, рассмотреть эволюционное развитие менеджмента как научной дисциплины.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Объект исследования – этапы эволюции менеджмента как научной дисциплины.
Предмет исследования основан на системном подходе к изучению научной дисциплины - менеджмента. Методология работы позволяет рассмотреть объект анализа не изолированно, а в связи со многими объектами и явлениями.
Положительные результаты, связанные с развитием науки управления обязаны достижениям и в других областях знаний, в том числе с развитием техники (инженерные науки), точных наук (математика, статистика), исследования человека и человеческих отношений (психология, социология).
В силу этого менеджмент как наука управления приобрел универсальный ко всем дисциплинам характер. По мере развития области знаний в теории и практики получали всё больше информации о факторах, влияющих на успех в управлении и организации.
Глава 1. Этапы исторического развития менеджмента.
Исторически сложилось так, что управления людьми как таковое, возникло с появлением самого общества. Древние люди жили организованными группами, где, как и в настоящее время у них были свои интересы и цели, которые необходимо было достичь, и это было трудно, а порой практически невозможно в одиночку. Управление на заре человечества выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности, где есть управляющие и есть управляемые, чей труд необходимо было разделять, наказывать и поощрять.
В историческом периоде зарождения рабовладельческих государств на Древнем Востоке, а именно в Шумере, Египте и Аккаде произошла первая управленческая революция (4 – 5 тыс. лет назад). В этих государствах каста священников превратилась в касту религиозных функционеров, говоря современным языком – менеджеров. Они переформировали религиозные принципы. Отныне в жертву Богам приносили не людей, а символичную дань в виде денег, еды и иных ценностей. В результате чего сформировался принципиально новый тип деловых людей – еще не коммерческий делец или капиталистический предприниматель, но уже и не совсем религиозный деятель чуждый всякой наживы. Собираемая с населения дань, под видом совершения религиозного обряда, не пропадала даром. Она накапливалась, приумножалась и пускалась в дело. Но их нельзя назвать классом собственников, так как приносимое в жертву являлось собственностью Богов, а не людей. В результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент религиозной и коммерческой деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие, передаваемое по наследству.
1.2 Вторая управленческая
революция
Тысячу лет спустя после первой революции произошла вторая, тесно связанная с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). Для управления обширными владениями ему требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было успешно руководить страной не по своей прихоти или племенному праву, а на основе единообразных написанных законов – знаменитый свод законов Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества.
Выдающееся
значение кодекса Хаммурапи,
Исторический смысл второй революции заключался в появлении исключительно светской манеры управления, возникновение формальной системы организации и регулирования отношений людей это явилось зарождением основ лидерского стиля и методов мотивации поведения.
1.3 Третья управленческая революция
В том же Вавилоне, через тысячу лет после смерти Хаммурапи, происходит третья управленческая революция, основателем которой стал Царь Навухудоноссор II (605 -562 гг. до н.э.) – талантливый строитель и полководец, разработчик проектов Вавилонской башни и висячих садов. В истории управления он прославился в создание системы контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах.
На текстильных фабриках по приказу Навухудоноссора применялись цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, на сколько долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. В более современной форме этот метод применяется, по сведениям Р.Ходжеттса, и в современной промышленности.
Следовательно, достижения Навухудоноссора II это строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции они характеризуют третью революцию в менеджменте. Если первая была религиозно-коммерческой, вторая — светско - административной, то третья — производственно-строительной.
Гораздо большее количество управленческих
нововведений можно обнаружить в Древнем
Риме. Но самые знаменитые из них — система
территориального управления Диоклетиана
(243—316 гг. н. э.) и административная иерархия
Римской католической церкви, использовавшая
принципы функционализма уже во втором
столетии.
И по сей день ее считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.
Четвертая управленческая революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII—XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.
Сообразно того, как индустриальное развитие перерастало пределы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), и созревала современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия производством как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Руководитель-собственник, т. е. капиталист, постепенно был заменен сотнями, если не тысячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная1 форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т.е. совместных (долевых) владельцев капитала. Вместо единственного руководителя - собственника, появились несколько наемных управляющих - менеджеров, рекрутировавшихся из всех классов, а не только из привилегированных.
Новая система
собственности ускорила
По мнению автора Кравченко А.И2., промышленная революция и классический капитализм в целом все-таки оставались временем буржуа. Менеджер не стал еще ни профессионалом, ни главным героем. Только эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой революцией в управлении. Ее содержанием стало превращение менеджеров сначала в профессиональную страту3, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс.
Информация о работе Эволюция менеджмента как научной дисциплины