Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 10:37, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ эволюционного развития и этапов теорий управления XX века.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
Анализ теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения исторических данных;
Изучение содержания и концепций школ управления XX века;
Анализ воздействия управленческих школ друг на друга, а также на основные этапы развития производственных и социальных взаимоотношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ 6
1.1.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 6
1.2. РЕВОЛЮЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 7
Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. 9
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА И ЕЕ ПРАВИЛА 9
2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 13
2.3. ШКОЛА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В……...20
3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ Х И У……………………………...........................20
3.2. ШКОЛА КОЛИЧЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………….....................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»
КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История управленческой мысли»
на тему: Эволюция теорий управления в XX веке
Выполнил(а) студент(ка)
________________ формы обучения
(очной, заочной,
ускоренной заочной на базе среднего образования,
ускоренной заочной на базе высшего образования,
ускоренной очно-заочной на базе среднего образования,
ускоренной очно-заочной на базе высшего образования,
группы________________________
______________________________
(ф.и.о.)
___________________________
(подпись студента(ки)
Научный руководитель
_____________________________
(должность, научное звание)
_____________________________
(ф.и.о.)
Дата |
ФИО |
Подпись | |
Курсовая работа представлена на проверку |
|
||
Курсовая работа проверена и возвращена на доработку |
|||
Курсовая работа представлена на проверку после доработки |
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ 6
1.1.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «
1.2. РЕВОЛЮЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 7
Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. 9
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА
2.3. ШКОЛА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В……...20
3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ Х И
У……………………………..................
3.2. ШКОЛА КОЛИЧЕСТВЕННОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы обусловлена в первую очередь тем, что с процессом управления, как таковым, люди самых разнообразных профессий в той или иной мере сталкиваются ежедневно.
Успех любой организации в целом напрямую зависит от качества управления персоналом и другими ее составляющими. Необходимость качественного управления организацией напрямую зависит от потребности грамотного и четкого планирования рабочего процесса, принятия оптимальных решений, активизации и стимулирования персонала, а также анализа результатов деятельности организации и применения полученных данных для ее совершенствования.
Данная тема довольно широко рассмотрена и представлена в разнообразных зарубежных и отечественных изданиях. Это в большей мере обусловлено с тем, что XX век связан с произошедшим промышленным переворотом, ставшим поводом для мощнейшего толчка в науке управления и создания новых школ управления.
С учетом этого, в качестве объекта исследования рассматриваются предпосылки становления, а также основные этапы развития науки управления, управленческие школы XX века и их вклад в развитие управленческой науки.
Предмет исследования определен как теории управления XX века.
Целью работы является изучение теоретических основ эволюционного развития и этапов теорий управления XX века.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
Основными методами исследования, использованными в данной курсовой работе
являются анализ, наблюдение, сравнение, теоретическое обобщение, а также восхождение от абстрактного к конкретному.
Структура работы. Работа состоит из:
1. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Группу людей, имеющих различные убеждения и занимающихся тем или иным видом деятельности, можно отнести к конкретной организации, которая в свою очередь подразделяется на множество различных видов, имеющих свою специфическую характеристику. Существенными среди таковых являются формальные и неформальные организации, которые имеют свои фундаментальные различия (Приложение 1).
Существуют также
Появление и существование организаций можно объяснить предоставлением людям возможности достигать своих целей. Именно поэтому человек приносит в организацию свои знание и опыт, с целью получения необходимых материальных и нематериальных благ. Теряя связь организация-человек, организация получает проблемы. Одна из главных задач менеджмента - предупреждение потери этих связей и изложение перечня задач, способствующих получению определенных выгод членам организации.
Являясь одной из составляющих организации, менеджмент представляет собой своеобразную форму деятельности, воздействующую на внешнюю и внутреннюю среду, осуществляющей манипуляцию тремя основными организационными функциями: производство продукта, извлечение ресурсов извне, возврат продукта извне. Исходя из этого, можно сказать о том, что одной из основных целей менеджмента является стимулирование баланса этих процессов.
Однако, с другой стороны, цель менеджмента
также заключается в
Таким образом, обобщая всё сказанное прежде, можно выделить следующие функции менеджмента:
1.2. РЕВОЛЮЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Первоначально методы управления использовались людьми не в интересах организации, а в политических, хозяйственных, военных интересах конкретных людей. Однако, проблемы, с которыми пришлось столкнуться обществу того времени, дали мощный толчок для создания и реализации качественных практических моделей управления организациями.
Формирование управленческой теории началось ввиду радикального ее изменения, связанного с управленческими революциями данных этапов развития. Итак, выделяют 5 управленческих революций:
1. Первая (религиозно-коммерческая) революция. Согласно А.И.Кравченко, она напрямую ассоциируется с шумерской и египетской цивилизациями (3 тысячи лет до нашей эры). Начало этого периода связано с моментом, когда одна из каст жрецов своеобразно трансформировалась в касту религиозных функционеров-менеджеров. После смены обычая человеческого жертвоприношения ритуальным дарам в виде драгоценностей, продуктов и прочих благ последовала революция. Далее, потребовалось систематизация контроля, учета и обмена огромного имущества, контролируемого церковью связанной с государством. Таким образом, осуществилась трансформация управления в религиозный и коммерческий механизм деятельности. Также это способствовало изменению в хозяйственном управлении: переходу от собирательства к производству продуктов.
2. Вторая революция управления носит административно-светский характер. Начало этой революции связано с созданием кодекса, состоящего из 286 законов, правителем Хаммурапи (1792 - 1750 год до нашей эры). Созданный кодекс довольно эффективно управлял территориями, находящимися в подчинении, а также регулировал взаимоотношения между различными группами граждан. Таким образом, правитель Хаммурапи сделал весомый вклад в развитие науки управления, создав своего рода лидерское направление, отличавшееся от прежних правителей своим стремлением защиты и заботы о подчиненных и довольно эффективной мотивацией и благоприятной атмосферой.
3. Третья революция управления характеризуется своим производственно-строительным уклоном. Начало ее связывают с 500 годом до нашей эры. В этот период началось активное использование методов управления в инженерных проектах, строительстве, а также контроле качества продукции. Ярким примером этого этапа являются Вавилонская башня, контроль качества зернохранилищ и фабрик текстиля, а также римскую систему управления территорией.
4. Четвертая революция. Данная революция является своего рода этапом промышленной революции XVII - XIX вв. Разделение труда и функциональное распределение производственных сил, при переходе от ручного производства к механизированному, привело к появлению категории работников, координирующих рациональную работу всех подразделений. В связи с увеличением заводов их владельцы уполномочили наемных управленцев не только управлять процессом производства, но и воспроизводством финансов, за собой оставляя только контроль. Теперь менеджмент и администрирование становятся отдельным направлением деятельности. Управляющие сотрудники оказываются главными представителями в хозяйстве. Таким образом, управление трансформируется в отдельное направление знаний.
5. Пятая управленческая революция (менеджерская) произошла уже в XX веке. Суть ее заключалась в притеснении владельцев и акционеров предприятий в области исполнения контрольных обязанностей со стороны менеджеров, занимающих ключевые должности. В итоге капиталисты не смогли управлять сложнейшими экономическими и технологическими процессами. Непрерывно увеличиваясь, их собственность потеряла частную составляющую и трансформировалась в общую (акционерную), не имеющую главного собственника.
Очень важно понимать разницу между макроуправлением (государственным) и микроуправлением (корпоративным). Теория управления до XIX в. в большинстве своем развивалась в секторе системы государственного управления, на которой появлялись и развивались государства с определенными методами управления. Система управления государством усложнялась пропорционально своим размерам.
Таким образом, с истоков появления общества руководители государств понимали роль управления социумом и предпринимали попытки в данной области. Часто управление государством происходило параллельно управлению в религиозной, хозяйственной и военной сферах. Управленческая наука, представляющая собой структурированные знания, появилась в XIX веке, а в ХХ веке начала активное развитие, из-за формирования отдельного, независимого социального класса менеджеров (управленцев), представляющего собой доминирующий слой.
2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА И ЕЕ ПРАВИЛА
Впервые теория менеджмента появилась лишь в XX веке. До ее появления и дальнейшего развития действия управленца основывались исключительно на личном опыте и интуиции. Однако, появление передовых современных технологий и значительное увеличение объемов производства стали причиной резкой необходимости создания своеобразной теоретической основы в виде теоретических методов управления, которые смогли бы помочь практическому решению реально существующих проблем и задач. Следовательно, основоположниками менеджмента, как самостоятельно существующей области знаний, являлись специалисты, имеющие большой опыт работы с передовыми технологиями и понимающие взаимоотношения рабочих и руководящего персонала.
Тот самый необходимый теоретический фундамент был заложен Фредериком Тейлором - инженером из США. Он детально проработал все элементарные трудовые процессы, в частности погрузку и выгрузку сырья, складирование продукции и понял, что теоретический менеджмент - это своего рода инструмент экономии труда.
Тейлор настаивал на том, что необходимо изучать каждую часть рабочего процесса и типизировать сотрудников по специальным алгоритмам, а не использовать известные практические способы.
Базовые теоретические правила, Тейлор сформулировал в трудах:
· в 1895 г. «Сдельная система»;
· в 1903 г. «Управление фабрикой»;
· в 1911 г. «Принципы научного управления».
Способы изучения Тейлора основывались на разделении трудовых процессов на элементарные и их последующий анализ:
· определение рода деятельности отдельного предприятия и индивидуально каждого работника;
· составление стратегии и выбор инструментов;
· анализ и контроль выполнения стратегии.
В своей теории Тейлор разделил труд на две составные части: рабочую и административную. Главную же роль он выделил производительности труда, основываясь на предположении о том, что ее увеличение принесет удовлетворение не только владельцам предприятия, но и самим рабочим. Помимо всего этого, Тейлор выделил основные задачи менеджмента, которые заключаются в: