Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:23, реферат
Актуальность рассмотрения современных принципов менеджмента связана с тем, что в современных условиях, не используя и не опираясь на проверенные практикой принципы, невозможно обеспечить эффективное развитие организации. Управленческие принципы в наше время – это то, что отличает одну организацию от другой в пределах даже одного узкого сегмента. Ведь подходы к управлению у вроде бы идентичных компаний могут в корне различаться. На основании принципов формируются цели организации, выстраивается ее политика, выставляются приоритеты, корректируются краткосрочные и долгосрочные стратегии компании.
Введение. 3
1. Эволюция управленческой мысли. 4
1.1. Историческое развитие менеджмента. 4
1.2. Школы менеджмента. 5
2. Характеристика Sony. 11
2.1. Принципы управления в Sony. 13
2.1.1. Инновации – пусть к успеху. 13
2.1.2. Менеджмент не равно диктатура. 13
2.1.3. Одержимость качеством. 14
2.1.4. Энергия нижних эшелонов. 14
2.1.5. Мудрость – не прерогатива руководства. 15
2.1.6. Право на ошибку. 15
2.1.7. Улучшение связи и понимания между отделами. 15
2.1.8. Двойная выгода. 16
2.1.9. Подготовка почвы. 16
2.1.10. Обманчивость результата. 16
3. Сравнительная характеристика принципов управления Sony и классических. 18
Управление в производстве: 18
Управление качеством: 19
Заключение. 25
Список литературы. 27
Гаррингтон Эмерсон поставил и обосновал вопрос о необходимости и целесообразности применения комплексного, системного подхода к решению сложных многогранных практических задач организации управления производством и всякой деятельности вообще.
12 Принципов производительность Гаррингтона Эмерсона:
Школа человеческих отношений.
Э. Мейо и Хоторнские эксперименты (20-30 годы)
Данное исследование также показало, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами. Эти выводы были в корне отличными от положений научного менеджмента, так как центр внимания переносился от задач, операций или функций, выполняемых рабочим, на систему взаимоотношений, на человека, рассматриваемого уже не как машина, а как социальное существо.
Таким образом, основной итог хоторнских экспериментов составляют:
1) пересмотр роли человеческого
фактора в производстве, отход
от концепции рабочего как
“экономического человека”,
2) открытие явления неформальной
организации, которое раскрыло
многие стороны сложной
Э. Мэйо обнаружил в ходе проведения экспериментов, что четко разработанные рабочие операции и высокая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, превосходят усилия руководителя. Нередко работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и материальное стимулирование.
Доктрина «человеческих отношений» сосредоточивает внимание на тех факторах, которые в незначительной мере учитывались Тейлором: на чувствах рабочего, его поведении, настроении и т. п. Эта доктрина исходит из того, что человека можно заставить работать более производительно, если удовлетворить его определенные социальные и психологические потребности.
Важнейшими элементами системы «человеческих отношений» являются: система взаимных связей и информации, система бесед-исповедей с рабочими, участие в принятии решений, организация неформальных групп и управление ими.
Э. Мэйо сформулировал следующие принципы научного управления:
- деятельность человека
мотивируется преимущественно
- жесткая иерархичность организации, осуществляемая в соответствии с тейлоровскими принципами научного управления, несовместима с природой человека и его свободой;
- руководители должны
ориентироваться в первую
«Sony» - это японская транснациональная
корпорация, базирующаяся в Токио, и
производящая бытовую и профессиональную
электронику. Корпорация «Sony» была основана
Акио Моритой и Масару Ибукой 7 мая 1946 года.
В самом начале она называлась «Токё цусин
когё кабусики-гайся» (Токийская телекоммуникационно-
Морита возглавлял компанию долгое время,
отвечал за маркетинг и продажи и сумел
привести её к огромному успеху на рынке.
Sony сделала своё имя на хорошем и привлекательном
дизайне и новшествах. Особенную роль
компания уделяла уменьшению размеров
своих изделий.
Sony является одной из крупнейших в мире медийных компаний (в ее собственности - звукозаписывающий лейбл Sony Music Entertainment, киностудии Columbia Pictures и TriStars Pictures, архив фильмов компании MGM). Однако основная деятельность компании – это потребительская электроника. И на этом поприще фирма всегда добивалась значительных успехов благодаря инновационности своих продуктов. Например, именно Sony начала популяризацию радио, выпустив радиоприемник, ориентированный на массового потребителя в 1950ом году, став пионеров на рынке потребительской электроники. Sony создала полупроводниковый телевизор, взамен лампового, — более надежный, функциональный и потребляющий меньше энергии, чем его предшественник. Sony разработала телевизионную трубку формата Triniton, резко улучшив качество цветоотображения, и тем самым заставило переключиться на этот формат целое поколение зрителей. Sony была первопроходцем в создании записывающих видеокамер, превратив полмира в кинорежиссеров-любителей. Затем Sony фактически основала рынок портативных плееров, выпустив легендарный кассетный плеер Walkman. Затем Sony совместно с Philips выпустила первые компакт-диски. Sony создала приставку PlayStation, которая намного опередила Nintendo, и сделала из домашних видеоигр целый огромный рынок. В 1990ом году фирма выпустила более 500 новых продуктов, то есть выводила на рынок в среднем по 2 новинки в день.
В последнее время дела у Sony идут не так хорошо как раньше. Во многом это связано с изменением модели управления и переориентацией компании с инновационного подхода, который она исповедовала долгое время, на индустриальный. Индустриальный подход подразумевает, что в компании очень большое внимание уделяется финансам и кадровым вопросам. Для сравнения, в лучшие времена, менеджеры Sony уделяли около 85% времени именно инновациям, 10% кадровым вопросам и только 5% финансовым! Теперь же пропорция изменилась и инновациям как-раз-таки уделяется около 5% времени. Руководство компании озабочено постоянным сокращением затрат. В компании работает свыше 160 тысяч человек, однако уже на протяжении последних 3-4 лет их количество неуклонно снижается в среднем по 6% за год, вследствие увольнений, которые происходят в рамках программы по уменьшению издержек.
Во многом, данный подход и является причиной того, что компания не получает прибыли уже 4 года. Сказать больше, она терпит постоянные убытки. Так ее чистая прибыль в 2012 году составила -2,916 миллиардов долларов. И это при росте оборота и операционной прибыли компании в 2012 году до 86, 647 и 2,411 миллиардов долларов соответственно. Можно сказать, что в данный момент идет оптимизация компании из-за большого количества подразделений и очень сложной организационной структурой. Компания сильно увеличилась в размерах, приобрела непрофильные активы, раздулся штат и в связи с этим нуждается в оптимизации, хотя пока во вред себе. Однако, в планах компании снова набрать обороты и выйти в лидеры сегмента потребительской электроники уже к 2020 году, тогда как оптимизация продлится до 2016 года. Уже сейчас компания выпускает инновационную по меркам отрасли продукцию, поэтому компания сейчас находится на правильном пути.
У корпорации нет
маркетинговых проблем,
Акио Морита любил повторять: “К успеху идут по нехоженым тропам”. И стратегия “делать то, что не делали другие” привела Sony к успеху и принесла ей славу первооткрывателя. В конце 1950-х годов компания была единственным в Японии производителем магнитофонов и одним из немногих изготовителей транзисторных приемников в мире.
“Как новая компания мы
должны были создать собственную
нишу на японском рынке. Мы выпускали
товары, которые никогда прежде не
производились. Некоторые называли
нас “морскими свинками”
Мы производили новые товары, а промышленные гиганты выжидали, пытаясь определить, будет ли наш товар иметь успех. И если он имел успех, они быстро выпускали на рынок такой же”. Данный принцип отражает всю суть компании, она всегда вкладывала большие деньги в R&D. Действительно, гораздо лучше создавать рынок под себя, чем пытаться выйти на уже существующий и поделенный между большими игроками рынок. Следует сказать, что была проведена разработка новой технологии и такой организации производства, чтобы изготавливать любые, даже самые сложные изделия на основе стандартных, простых и легко управляемых наборов операций, осуществляемых на универсальном, гибком в широком диапазоне переналаживаемом оборудовании.
Акио Морита не делал различий между управленцами и служащими. Возможно, сегодня это кажется наивным, но он строил компанию не на корпоративных, а на семейных ценностях. Очевидное преимущество такого “равенства” в том, что начальники не существовали в отрыве от подчиненных.
“Менеджмент – это не диктатура. Мы относимся к людям, которых мы наняли, как к членам семейства Sony. К людям нельзя относиться дифференцированно.
Мы не давали отдельного кабинета ни одному управляющему. Мы требовали, чтобы управляющие сидели вместе со своими служащими в одних и тех же условиях.
В цехах мастер каждое утро перед работой проводит небольшую беседу с коллегами и рассказывает им о том, что они должны сегодня делать. Он зачитывает сводку о вчерашней работе, внимательно рассматривая рабочих.
Если кто-нибудь плохо выглядит, мастер спрашивает, что случилось. Я считаю это важным, ибо, если рабочий болен, подавлен или обеспокоен, он не может хорошо работать”.
В стремлении развеять существующее на Западе представление о низкопробности тогдашних японских товаров Акио Морита поставил контроль качества во главу угла. Используя принципы управления качеством, предложенные американским профессором Эдвардсом Демингом, Sony стала олицетворением надежности, а невостребованный на родине Деминг получил мировую известность. Однако, эти принципы были усовершенствованы, так в компании была применена система всеобщего управления качеством, в которой были задействованы и обычные рабочие. Они занимались в специальных кружках, во внеурочное время, выявляя брак в изделиях и ища пути повышения качества совместно с менеджерами. Кроме того, техническая подготовка не только менеджеров, но и простых рабочих была запредельно высокой для Японии того времени. Высокие требования к технической подготовленности менеджеров и рабочих существуют в компании и сейчас, но похожие нормы уже присутствуют и в большинстве подобных компаний не только в Японии, но и по всему миру.
“Мы в “ Sony ” всегда были фанатиками качества. Чем выше качество товара, тем меньше проблем с техническим обслуживанием. Мы были очень горды, когда узнали, что магнитофон Sony был доставлен на Луну на борту “Аполлона-11″ и использовался для трансляции музыки на Землю.
Магнитофон, который использовали астронавты, был стандартной моделью, но выдержал испытания. И я в шутку бранил наших инженеров за то, что они, очевидно, перестарались, проектируя этот магнитофон”.
Акио Морита стремился создать в Sony атмосферу доверия, избегая чрезмерного давления на сотрудников и поощряя открытые дискуссии. Различие во мнениях воспринимались в компании не как разногласия, а как способ прийти к лучшему решению. Морита требовал от руководства уважения к идеям любого работника и умения объединять людей с нестандартными взглядами. Тем самым была создана идеальная демократическая обстановка, которая сыграла на руку и всеобщей системе управления качеством, ведь работники могли напрямую общаться с менеджерами в любой момент.
Информация о работе Эволюция управленческой мысли на примере компании Sony