Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:02, реферат
Классические теории подразумевают технико-экономический (технократический) подход к управлению кадрами предприятий, который строится на научной организации труда, внедренной в управление еще в начале XX в. Основные задачи руководства компаний сводились к: строгому контролю и наблюдению за работниками; разложению задач на простые и понятные элементы; жесткому разделению управленческих и исполнительских функций, использованию авторитарного стиля руководства; обеспечению материального стимулирования работников; учету некоторых интересов работников и соблюдению их прав.
В первой трети XX в. развиваются более отвечающие требованиям производственно-экономических
На базе работ Файоля в двадцатые годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, между элементами которой устанавливаются определенные взаимосвязи по реализации основных функций управления.
Другой представитель отечественной школы - А. К. Гастев, подчеркивал, что "попытки создания так называемой организационной науки вне связи с конкретными тенденциями машинизированного массового производства неминуемо обрекаются на неудачу". [ ] Основное внимание в своих работах он уделял рациональной организации и культуре труда, заложил основу комплексного подхода к теории управления. П. М. Керженцев понимал научную организацию труда как изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов организационной работы. Вместе с тем он исследовал только управление людьми, коллективами независимо от сферы их деятельности.
В отечественной
литературе немало отводили
Принцип демократического централизма.
Принцип единства политического и хозяйственного руководства.
Принцип планового ведения хозяйства.
Принцип материального и морального стимулирования труда.
Принцип научности управления.
Принцип ответственности.
Принцип правильного подбора и расстановки кадров.
Принцип экономичности и
Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления.
Принцип преемственности хозяйственных решений.
Из приведенных
принципов видно, что
Школа человеческих
отношений (1930-1950) и поведенческих
наук (1930 - по настоящее время). На
рубеже тридцатых годов в США
стали формироваться
Система управления Тейлора
"Школа научного управления"
может рассматриваться как
В начале века вышла книга инженера Фредерика Тейлора (1865-1915) "Научный менеджмент", принесшая впоследствии ему мировую славу [12]. Сочетание двух слов в ее названии "научный" и "менеджмент" отражает суть и направленность разработанного Тейлором подхода.
В тот исторический период была безграничная вера в рациональные методы познания, сложившиеся на протяжении последних трех столетий. Успехи науки и новых технологий только подтверждали это. Научное и рациональное в то время значило лучшее. Научное понималось как однозначное, вычислимое, разложимое на элементы. Виделось, что приложение строго научных принципов к вопросам построения эффективно действующей организации позволит найти и единственно правильные ответы на них.
С самого начала своей карьеры инженер
Тейлор более всего интересовался
возможностями внедрения
Поскольку производительность труда
возросла, то появилась возможность
отбора людей наиболее способных
работать с данной производительностью
и увольнения менее способных, а
высвобождаемые финансовые средства использовать
для дополнительного
Все сказанное нашло отражение в подходе Ф. Тейлора к проблемам управления людьми, его основным принципам и методам, получившим общее название как система Тейлора. Сущность предложенной системы основывается на следующих четырех положениях:
1. Развитие научно обоснованного
знания о трудовой
2. Отбор и обучение работников.
Чтобы убедиться, что работник
соответствует по своим
3. Сочетание знания о трудовой
деятельности с возросшими
4. Специализация видов трудовой
и организационной
Основные положения системы
Тейлора позволили
Анализ концепции "научного управления" позволяет сформулировать следующие положения: (1) управление людьми признано наукой, самостоятельной областью исследования; (2) важнейшая задача этой науки повышение эффективности труда в сфере производства; (3) работа по управлению людьми требует особых качеств от человека - умения думать и брать на себя ответственность за организацию труда подчиненных.
Можно видеть, что вся система Тейлора направлена на повышение эффективности производства. Рабочие должны работать, считал Тейлор, а менеджеры - думать. Сами по себе, это важные цели, способствующие эффективности деятельности организации, но требования достижения этих целей, посредством жесткого порядка, четко очерченной структуры и извне задаваемых нормативов, может привести к неспособности сотрудников и руководителей организации гибко адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.
Сформулированные Тейлором принципы анализа трудовой деятельности, определения трудового задания как цели деятельности, отбора и профессиональной подготовки сотрудников, экономического стимулирования труда сохранили свою актуальность до настоящего времени. Они, по-прежнему, являются важными в таких разделах организационной психологии, как анализ механизмов мотивации трудовой деятельности и целенаправленного поведения, работы с персоналом организации.
Основной недостаток системы Тейлора в том, что она была ориентирована на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным побуждающим к труду стимулом являются денежное вознаграждение.
Сам Тейлор считал свою систему законченной и единственно возможной. Однако реалии деловых отношений уже к 30 годам ХХ столетия стали опровергать ее принципы. В истории организационной психологии новое направление, почувствовавшее дух времени, получило название "Школа человеческих отношений".
Благодаря разработке концепции научного
управления менеджмент был признан
самостоятельной областью научных
исследований. В своих работах "Управление
фабрикой" (1903) и "Принципы ночного
менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал
ряд методов научной
Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.
Типичным для классической школы является пример исследований Френка и Лилиан Гилберт, которые с помощью специальных часов - микрохронометров и кинокамеры выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, рекомендовав их в последующем для рациональной организации труда.
Схема управления организацией по Г. Форду
Г.Форд считал, что под его руководством организовано такое массовое производство, которое делает управление излишним. Он разработал теорию управления качеством.
Он применил стандартизацию и унификацию
- важнейшие элементы в управлении
качеством, организовал конвейерное
производство, что дало возможность
перейти к массовому
Свою теорию управления Форд назвал «Террор машины».
Принципы и функции управления Файоля
А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.
Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.
Им была создана «административная наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:
Разделение труда.
Полномочия и ответственность.
Дисциплина.
Единоначалие.
Единство направлений.
Подчиненность личных интересов общим.
Вознаграждение персонала.
Централизация.
Скалярная цепь
Порядок.
Справедливость.
Стабильность рабочего места для персонала.
Инициатива.
Корпоративный дух.
Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей возможность введения новых положений.
Применимость и значение концепций в практике современного управления
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
четкое функциональное разделение труда;
передача команд и распоряжений сверху вниз;
Информация о работе Этапы развития науки управления персоналом