Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 10:07, курсовая работа
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что этика деловых (предпринимательских) отношений – это один из важнейших компонентов предпринимательского поведения.
Среда функционирования предпринимателя - рынок. Но рынок - это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство.
- Предприниматель познакомился
с женщиной, которая еще совсем
недавно была управляющей по
товару в конкурирующей фирме.
Можно взять ее на работу. Она
с удовольствием расскажет обо
всех планах конкурента на
предстоящий год. Как
- У предпринимателя существует
сеть дилеров. У одного из
них на важной сбытовой
- Предприниматель узнал,
что конкурирующая фирма
- Глава фирмы изо всех
сил старается добиться
- Предприниматель хочет
опросить выборку потребителей
об их реакциях на товар
конкурента. Предлагается провести
эти интервью якобы от имени
некоего несуществующего
- Предприниматель беседует
со способной женщиной, желающей
поступить к нему торговым
агентом. Уровень ее
Однако есть подозрения, что ее прием на работу вызовет отрицательную реакцию со стороны ряда нынешних торговых агентов, среди которых нет женщин, и может раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы. Как поступить?
Вернемся к сравнению сферы предпринимательства с покером.
Разумеется, такой подход вовсе не предполагает, будто в частной жизни предприниматели непременно безразличны к этическим нормам, но на работе эти люди перестают быть обычными гражданами. Они становятся участниками игры, которая развертывается по особым этическим канонам, ибо конечный смысл ее тоже особый : извлечение прибыли.
Если хочешь преуспеть в бизнесе, а для этого приходится преодолевать препятствия, надо отойти от святой правды и научиться вводить в заблуждение, практикуя тонкий обман полуправды и недомолвок. Какую бы форму блеф ни принимал, он неразрывная часть игры, и предприниматель, который не овладел ее техникой в достаточной мере, вряд ли сумеет сколотить состояние или прорваться к власти.
Конкуренция должна быть "честной", жульничество недопустимо. Тем предпринимателям, кто ведет "нечестную игру", никогда не добиться настоящего успеха, потому что им будет трудно найти хорошего партнера. Очень важно уметь общаться с партнером. Завоевание авторитета - очень сложный и долгий процесс. Hо зато, если предприниматель им обладает, то это - 50 процентов успеха. Вот небольшой пример:
Вновь открывшаяся в Москве
фирма заключила сделку с австрийским
бизнесменом о поставке ему большого
количества строительного леса. Перед
отправкой экперты австрийской
фирмы провели проверку технических
условий товара и отправили главе
фирмы несколько снимков
Глава 2. Предпринимательская этика на международном уровне
Становится все очевиднее,
что, действуя в собственных интересах,
многонациональные корпорации должны
рассматривать себя в качестве посредников
в обменах, обусловливающих экономическое
и социальное развитие. Желая или
не желая этого, такие корпорации
часто решающим образом и длительно
воздействуют на другие страны. Влияние
на местные культуру, институты, религию
и образ жизни следует поэтому
тщательно оценить. Для этого
необходимо периодически устраивать "ревизии
воздействия на этику". Этические
моменты должны обязательно стать
важнейшим элементом процесса планирования.
Проблемы, создаваемые поведением многонациональных
корпораций в отсутствии такого анализа,
становится объектом регулирования
со стороны правительства страны-
Стандарты этичного поведения
различаются в разных странах. Поведение
зачастую определяется средствами принудительного
выполнения закона, а не собственно
существованием закона. Этичность поведения
не имеет "верхних" границ. Многонациональные
организации характеризуются
Многонациональные организации
должны следовать следующим
1. Разработка этических нормативов, применимых во всем мире.
2. Учет этических вопросов при разработке стратегии.
3. Уход с сомнительного рынка при возникновении крупных неразрешаемых этических проблем.
4. Составление периодических отчетов о "воздействии на этику".
2.1. Предпринимательская этика и современное управление
За свою историю человечество
выработало всего три принципиально
различных инструмента
1. Иерархия, организация,
где основное средство
2. Культура, этика, то есть
вырабатываемые и признаваемые
обществом ценности, социальные
нормы, установки, шаблоны
3. Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти явления сложные, это
не просто "инструменты управления".
В живых, реальных хозяйственных
и социальных системах они все
почти всегда сосуществуют. Речь идет
лишь о том, чему отдается приоритет,
на что делается главная ставка.
Это и определяет сущность, облик
экономической организации
В нашей стране долгое время
существовала административно-командная
система. Ее корнем была иерархия, самый
мощный инструмент управления. Hо одновременно
с этим была и "жесткая" этика
советского общества, когда большое
влияние на людей в процессе управления
оказывали традиции, социальные нормы
общества. Идеология, членство в партии
удачно помогали управлять. Сегодня, когда
ушла административно-командная
Итак, этика и современное управление.
Люди, полагающие, что организации
должны максимизировать прибыль, подчиняясь
закону, скорее всего придадут высокую
ценность максимизации прибыли, эффективности
и жесткому следованию закону и низкую
ценность - альтруизму. Такие люди считают,
что организация ведет себя правильно
и является социально ответственной,
пока ее действия отвечают данной системе
ценностей. Чтобы сделать выбор
в пользу правильного поведения,
важно иметь начальное
Однако этика бизнеса
затрагивает не только проблему социально
ответственного поведения. Она сосредоточена
на широком спектре вариантов
поведения управляющих и
Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Hапример, почти все американцы скорее всего считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация : многие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с Ю А Р или с Югославией вследствие политики, проводимой там. Мнение этих людей является результатом действий правительств ЮАР или субъектов бывшей федерации в Югославии, которые нарушают ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе.
Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Приведу пример:
Вы преприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует образованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если в инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Hо огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят.
А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: "А что здесь плохого?" Таким образом, поступок ( этичен он или неэтичен ) оценивается в зависимости от личной системы ценностей.
Другой пример сомнительной этики представлен действиями корпорации "Менвилл", которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Hью-Джерси в конечном счете установил, "что корпорация "Менвилл" сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей". Суд потребовал, чтобы компания перевела 80 % своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы "Менвилл" выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлимое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие - блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым.
Этические проблемы в бизнесе
имеют отношение к конфликту
или по меньшей мере к вероятности
такого конфликта между экономическими
показателями организации, измеряемыми
доходами, издержками и прибылью, и
показателями ее социальной ответственности,
выраженными через
Помимо старших руководителей,
часто демонстрирующих
К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:
1. Конкурентную борьбу, которая
оттесняет на обочину
2. Усиливающееся стремление
указывать уровень
3. Hеудачи с обеспечением
должного вознаграждения
4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;
5. Hажим со стороны организации
на рядовых работников с целью
нахождения ими компромисса
Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.
Hужно перечислить некоторые
черты, которыми должен
Предприниматель будет лучше воспринят людьми, если:
- он будет первым
- он будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;
- он будет в деловой
обстановке обращаться к
- он не будет без особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;
- он будет относиться
ко всем сотрудникам ровно
и выдержанно вне зависимости
от личных симпатий и
- он установит четкий
порядок, при котором
- установит порядок, когда
любой сотрудник в достаточно
короткий срок сможет