Этика и этикет предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что этика деловых (предпринимательских) отношений – это один из важнейших компонентов предпринимательского поведения.
Среда функционирования предпринимателя - рынок. Но рынок - это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 65.65 Кб (Скачать файл)

- он не будет вести  бесед, которые создают впечатление  избранности и секретности; 
- он обладает искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека;

- он умеет эффективно  пользоваться "бессловесной информацией", то есть понимать информацию  от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседника;

- он умеет осторожно  использовать слово "я";

- он будет высказываться  кратко и по существу;

- он будет избегать  назидательности;

- он будет всегда безупречно  одет;

- он всегда выполняет  обещания в срок.

Все названное выше действительно  имеет важное значение для удачного ведения дел предпринимателем.

2.2. Предпринимательская  этика в России. Общение между  американскими компаниями

Логика становления рыночных отношений в стране предполагает подключение нашей экономической  системы к мировым хозяйственным  процессам. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы состыковки диаметрально противоположных гуманитарно-психологических  начал экономик стран Запада и  России.

Опыт налаживания предпринимателями  внешнеэкономических связей с зарубежными  партнерами убедительно свидетельствует, что наши бизнесмены весьма своеобразно  понимают основные ценности рынка.Это  обстоятельство наряду с нестабильностью  политической ситуации в стране и  с неконвертируемостью рубля  весьма существенно влияет на готовность потенциальных западных партнеров  осуществлять инвестиции в экономику  страны.Hам предстоит усвоить,что  рынок - это не просто место купли-продажи  товаров,не "базар",а прежде всего  особая логика, психология, этика, словом, значительный культурный слой, который  необходимо готовить заранее.Hе рынок  является аморальным, жульническим,а  те люди,которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на неписанных законах, правилах игры и на таких моральных  категориях, как благородство, надежность, порядочность, солидарность.

Деловая этика, или этика  бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе российского  бизнес-образования. Но отечественных  разработок и учебников по данной дисциплине недостаточно, и они слабо  отвечают требованиям практического  характера. Преобладает декларативность  и назидательность, деловая этика  преподносится в форме поучений и моральных норм, необходимых  в бизнесе (доверие, честность, взаимное уважение), что составляет только часть  ее предмета — нормативную этику. Много внимания уделяется этикету  (как говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые письма, правильно одеваться и т.п.)1 . В исследованиях же прикладного характера, например, по управлению персоналом, специфика моральных проблем и решений часто не отражена. В итоге получается, что деловая этика — не инструмент для менеджера, а набор заповедей. И вопрос состоит в том, как их использовать в конкретных ситуациях.

У нас сложились определенные антирыночные поведенческие установки  и стереотипы мышления.Я имею ввиду  те проявления общественного сознания, которые задерживают продвижение  к эффективной экономике, основанной на использовании рыночных механизмов. Hе вызывает сомнений и то, что  пороки нашего нарождающегося бизнеса - своего рода производные от общего состояния общественной морали.

У многих фирм во многих странах  есть такой принцип: "Прибыль превыше  всего, но превыше прибыли - честь". А у многих новых российских бизнесменов  другие принципы: "Прибыль любой  ценой", "Деньги не пахнут", "В  коммерции все дозволено", "Hе  обманешь - не продашь". А что было раньше? Вошли в легенду деловые  этические нормы российского  купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня  во всем мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу деловой этики  предпринимателя, менеджера.

Для предпринимателя данное слово - закон. В США и Японии многомиллионные  сделки заключаются по телефону и  никто не сомневается в их надежности.

Перечислим те факты, которые  делают отечественный бизнес ущербным:

1.Практически полное отсутствие  у наших предпринимателей привычки  и традиций услужить, обслужить,  наиболее очевидно проявляющееся  у работников сферы сервиса. Hе  случайно при наборе персонала  в многочисленные совместные  предприятия (магазины, кафе, отели)  обязательным требованием к претендентам  является отсутствие опыта работы  в государственной торговле, общественном  питании, гостиничном хозяйстве.

2.Комплекс "неполноценности", покорность, боязнь пойти "до  конца", рискуя по-крупному. Психология  не победителя, а вечно проигрывающего  до начала игры. И вместе с  тем - надежда на почти мгновенное, сказочное улучшение, но отнюдь  не опора на собственные силы, настойчивость.

3.Зеркальное отражение  предыдущего - рабская агрессивность,  нетерпимость, нездоровое желание"  растоптать", унизить.

Иностранцы отмечают повышенную конфликтность наших людей, нежелание  искать компромиссы.

4.Отчетливо выраженная  у наших бизнесменов психология  рантье, объясняющаяся, с одной  стороны, низким уровнем жизни,  а с другой - неуверенностью в  завтрашнем дне.

5.Стремление к ограничению  конкуренции, монополизму, опираясь  на "блат".

6.Отсутствие имиджа делового  человека, предпринимателя, что проявляется  в стиле мышления, манере одеваться,  вести себя. Hа Западе много  внимания уделяется тому, чтобы  произвести хорошее впечатление.  С человеком, неопрятно одетым, просто дело иметь не станут. Hо это не значит, что обязательно  должна быть "тройка" с шикарным  галстуком. Хорошее впечатление  можно произвести и без прекрасного  костюма. Пример тому - наш миллионер  Марк Горячев. С ним ведут  дела солидные партнеры, не обращая  внимания на то, что он на  переговорах одет в джинсы  и рубашку. Здесь важен имидж  вообще.

Деловой мир Соединенных  Штатов за свою историю выработал  стройную систему общения между  фирмами как внутри страны, так  и во всем мире. Это касается всех форм коммуникаций: переписки, переговоров, рекламы. Российским бизнесменам, вступающим в этот необъятный и незнакомый мир, совершенно необходимо придерживаться этих правил для успешного решения  своих проблем.

Американские специалисты  в области исследований бизнеса  выработали сводку правил - кодекс для  предпринимателей, выходящих на американский рынок.

Часть этого кодекса предлагает в статье "Делайте бизнес по-американски" госпожа Вивиан Кей, руководитель группы стратегических исследований американского  бизнеса, осуществляющей проекты и  обучение в области маркетинга и  хозяйственных связей.

Если придерживаться краткости  в изложении огромного кодекса  поведения в мире бизнеса, то можно  указать на ряд основных правил:

1. Постарайтесь вникнуть  в суть американских деловых  отношений. Американцы считают,  что они превосходно разбираются  в бизнесе любой страны и  любой национальности. При деловых  контактах они не дают вам  знаний о всех деталях, но  ожидают от вас понимания порядка  работы и ведения бизнеса по-американски.

2. Если при ведении  деловых переговоров вы не  имеете информации, которую вам  излагают, то принимайте ее как  уже известную вам. Американцы  быстро реагируют на все и  требуют от партнеров того  же.

3. В деловых письмах  всегда используйте имена людей  или названия организаций, которые  представили вас партнеру. Весьма  желательно попросить человека, предлагающего вам контактировать  с какой-либо фирмой, позвонить  в эту фирму и представить  вас.

4. При деловых переговорах  обязательно найдите оригинальные  черты вашего предложения, отличающие  вас от других аналогичных  фирм, всегда фиксируйте внимание  партнера на этом. Вы обязаны  знать и четко сказать, кто  вы, что делаете и почему вашему  партнеру выгодно вести переговоры  с вами, а не с другими фирмами.  Если вы этого сделать не  сможете, то американцы не будут  терять время на выяснение  ваших преимуществ. Им проще  и быстрее найти другую аналогичную  компанию, знающую о себе все.

5. Фиксируйте свое внимание  на целях партнера и на вашей  помощи в достижении этих целей.  Всеобщий принцип американского  бизнеса - получение прибыли. Цели  ваших совместных действий могут  быть ближними и дальними. Если  ваши предложения помогают достижению  важнейшей цели, то они обязательно  заинтересуют американского партнера. Hо эти предложения должны быть  только реальными.

6. Одним из наиболее  популярных методов поиска партнера  является "Networking". "Networking" отнимает  много времени, но очень выгоден:  спрашивайте каждого, чтобы дали  имя хотя бы одного человека, который может контактировать  с вами по данной проблеме; используйте имена этих людей  при новых контактах. Таким  образом найдите фирму, которая  будет участвовать в вашем  бизнесе.

7. Перед деловыми переговорами  определите заранее желаемый  результат. Спланируйте разговор  так, чтобы он коснулся ваших  главных задач и преимуществ,  постарайтесь организовать встречу.

Американских бизнесменов  интересует следующая информация:

- способы удешевления  продукции для получения большей  прибыли;

- пути создания новых  рынков сбыта или привлечение  новых клиентов для своего  производства;

- возможность заключения  благоприятных контрактов;

- создание хорошего имиджа  для фирмы и ее продукции.

Наряду с приведенными выше правилами существует огромное количество нюансов ведения бизнеса, помогающих успешно вести дела на американском рынке. В связи с  этим весьма ощутима помощь различных  фирм, специализирующихся на организации  деловых связей (business-to-business).

Соблюдая деловой этикет и четко организуя свою деятельность, можно ожидать успеха на американском рынке.

2.3. Ожидания от экономической  и предпринимательской деятельности

Конец 20 века отмечен глобальным мировым кризисом. Продолжающееся разрушение естественной окружающей среды, рост населения, голод, нищета и слаборазвитость  третьего, а с недавних пор также  и второго мира, грозящая миграция нищеты, гонка вооружений, войны, а  также продолжительная безработица  волнуют многих людей. Наиболее морально восприимчивые современники жалеют об отсутствии моральных обязательств в экономике. И поэтому они  требуют больше морали и этики  для преодоления кризиса. Поскольку  во всех кризисах экономика занимает центральное место, особенно большие  ожидания связываются с «экономической этикой».

Ветер критического общественного  мнения дует, прежде всего, в лицо (крупных) предприятий. Из-за своей нацеленной на получение прибылей коммерческой политики они должны нести ответственность  или, по крайней мере, часть ответственности  за кризис; легитимность их коммерческой деятельности ставится под вопрос, моральные обвинения кажутся  естественными последствиями. Предприятия  реагируют на это, обращаясь к  предпринимательской этике, бизнес-этике, которая имеет высокую конъюнктуру. Таким образом, этика проникла на руководящие этажи крупных предприятий; соответствующие семинары для менеджеров предварительно заказаны на длительный период вперед и стали для их организаторов  доходным бизнесом. Сегодня в США  существует изобилие организаций, действующих  в широкой сфере «распространения этики».

При этом экономическая этика  появилась также в академическом  образовании – изначально в США, и теперь все больше также и  в Европе. Были образованы кафедры, так, например, в 1987 году в Св. Галле, в 1990 году – в Ингольштадт-Айхштет, а во многих научно-экономических  отделениях предлагаются учебные занятия  по соответствующим темам. После  предварительного апробирования в 1986-1987 в форме временных рабочих групп в ФРГ в 1989 году сформировался постоянный комитет «Экономика и этика» в «Обществе по социальной политике». Уже существуют собственные исследовательские проекты, которые пытаются в полной мере и систематически охватить такие предложения.

Кажется, что движущей силой  в этом направлении развития являются предприятия. Предпринимательская  этика находится соответственно на переднем плане дискуссии, что  привело недавно в науке к  резким разногласиям по поводу смысла и статуса предпринимательской  этики. В противоположность этому  институты или организации, которые  больше занимаются общеэкономическими связями, такие как, например, партии, общественные консультационные органы, международные организации, более  сдержанно относятся к предпринимательской  этике. Исключением здесь являются крупные церкви, которые, занимая  ведущую позицию, участвуют в  развитии также и предпринимательской  этики, включая взаимосвязи проблем  мировой экономики, посредством  конференций, программ-диалогов и общественной демонстрации своей точки зрения. В США много организаций по бизнес-этике также возникло вокруг церквей. С крушением социализма, на который многие морально восприимчивые  люди возлагали надежды, развитие мировой  политики могло стать поводом  для глубокой дискуссии на тему «рыночная  экономика и мораль», но отсюда пока едва ли исходят импульсы для экономической  этики.

Заключение

В данной работе я попыталась рассмотреть проблему деловой этики. В этом помогли и книги и  статьи специалистов, и личный опыт. В разделах работы эта проблема показана с двух сторон: как это должно быть и как это есть. Hа примерах показано, что наши отечественные  предприниматели еще не влились  в единую систему правил взаимоотношений  людей в сфере предпринимательства. Со временем, я надеюсь, эти правила  рыночной игры, этический кодекс, нормы  поведения предпринимателя как  руководителя станут и нашей стране действительностью. Конечно, жаль, что  несоблюдение нашими бизнесменами этических  норм отворачивает потенциальных западных инвесторов от России.

В предыдущих разделах работы была рассмотрена проблема деловой  этики вообще. Это нормы поведения, но нормы, касающиеся предпринимателя. Теперь можно эти постулаты профессиональной этики предпринимателя рассмотреть как основу этического кодекса предпринимателя.

Информация о работе Этика и этикет предпринимателя