Этика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Долговременная выживаемость и развитие фирмы зависят не только от ее прибыльности, они включают в себя справедливое отношение к работникам, достойную оплату и безопасность их труда, высокое качество продукции и услуг, сохранение окружающей среды, правдивость рекламы, соблюдение всех обязательств перед государством, партнерами, акционерами, работниками, участие в социально-экономическом развитии районов, где расположена фирма, а также в благотворительной деятельности, доступ общественности и государственных органов, ко всем видам информации о делах фирмы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1. Теоретико-методологические основы этики менеджмента……..….5
История зарождения этики менеджмента……..………………..…....5
Этика менеджмента: понятие и сущность……………………….…..13
Правила этики в деятельности менеджера…………….……….…...16
Основные принципы этики менеджмента……………...…………….22
Глава 2. Основные этические правила менеджера..………………………..….26
Внешний вид менеджера……………….…………………………….26
Приветствие, представление, обращение……………………………31
Визитные карточки……………………………………………………34
Этикет телефонного общения…………………………………………37
Отношения «Руководитель – Подчиненный»………………………41
Смена работы. Правила увольнения………………………………..44
Особенности этики менеджеров разных стран……………………...46
Заключение……………………………………………………………………..48
Список используемой литературы…………………………………………….50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)

• потребитель превыше  всего;

• получение прибыли путем  служения обществу;

• самостоятельное управление;

• сосуществование и совместное процветание;

• участие в управлении всех сотрудников фирмы;

• честная конкурентная борьба на рынке;

• люди впереди, т. е. превыше  продуктов.

Соответственно выделяется семь этических стереотипов:

• вклад в общественное развитие;

• справедливость и честность;

• сотрудничество и командный  дух;

• совершенствование;

• учтивость и скромность;

• адаптация к ситуации;

• признательность.

Индустриальное общество в своем развитии прошло, по крайней мере, два этапа массового производства и массового сбыта. Основными задачами менеджмента на рубеже массового производства были:

1. Обеспечение высоких  темпов роста промышленного производства.

2. Снижение издержек производства.

3. Производство ограниченного  ассортимента стандартной продукции. 

Условиями, в которых менеджмент решает эти задачи, были конкуренция, осуществляемая путем подавления, банкротства  и поглощения, и невмешательство  государства в деятельность фирмы. К началу 30-х гг. XX в. спрос на основные потребительские товары стал близок к насыщению. Разразился мировой  экономический кризис. Усилилась  роль государственного вмешательства  в экономику. Стало формироваться  маркетинговое направление в  менеджменте, включающее изучение спроса и покупательского поведения  в зависимости от возрастных и  социальных групп населения, ценообразование  с учетом спроса и предложения  товаров, товародвижение от производителя  до потребителя с учетом его различных  каналов, стимулирование сбыта. Возникло движение консюмеризма (защиты прав покупателей). В конце 50-х гг. на Западе наметился, по определению американского ученого Г. Белла, переход к постиндустриальному обществу. Именитый специалист по менеджменту П. Друкер определил этот период развития общества как эпоху без закономерностей. Показателями постиндустриального общества являются:

• появление теории нулевого роста;

• повышений требований общества к социальной ответственности  бизнеса и экологии;

• появления проблемы нехватки невозобновляемых материальных ресурсов;

• возникновение проблемы удовлетворения высоких запросов личности в выборе интересной работы, в разнообразном  отдыхе, в заботе о здоровье;

• глобализация экономики  и конкуренции, развитие международных  рынков, образование экономических  союзов.

Самым важным признаком постиндустриального  общества является социальная миссия и ответственность бизнеса перед обществом. Миссия - это высшая цель, смысл существования фирмы, ее роль в окружающей ее внешней среде. В самом общем виде миссия фирмы состоит в удовлетворении тех или иных потребностей того или иного круга потребителей. Социальная миссия предполагает, сто получение прибыли - это внутреннее дело фирмы. Прибыль обеспечивает выживаемость фирмы в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Опыт рыночной экономики свидетельствует о том, что фирмы, ставящие своей главной целью получение максимума прибыли в как можно более короткий срок, существуют недолго.

 

 

 

 

1.2 Этика менеджмента:  понятие и сущность

 

Этика (греч. ethika, от греч. ethos -- привычка, нрав) -- философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях.[5] В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), т. е. к "профессиональной этике". Если говорить об этике менеджмента, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику. Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания цели и средства, используемые для их достижения теми и другими. Современный менеджмент оказывает влияние на общество, на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и пр. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в XXI в. менеджмент. Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую плату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной.

Этичность действий работников определяется двумя группами факторов:

1.Комплекс этических устоев, которыми личность владеет от  рождения, представление о том,  что есть добро и что есть  зло, т. е. свой собственный  этический кодекс, с которым человек  живет и работает, какую бы  должность он ни занимал, и какую бы работу он не выполнял.

2. Требования, которые приданы  человеку извне: это может быть  этический кодекс организации,  где человек работает, правила  внутреннего распорядка, устные  требования менеджера более высокого  уровня.

По мнению Р. Н. Ботавиной, этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений. В любом из этих процессов должна работать шкала оценки "этично - неэтично". Следует учитывать, что в отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Этика - это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Более частным понятием является этикет.

Этикет (от фр. ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры. Этикет для типичных случаев предлагает широкий выбор правил и рекомендаций культурного поведения. Но он требует использования их со строгим учетом особенностей конкретного общения в конкретной ситуации, в официальной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей территории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-образовательный уровень, каковы особенности национальной и региональной психологии, наконец, какова степень знакомства партнеров между собой.

 В настоящее время  происходит демократизация этикета.  Деловой этикет здесь значительно  упрощается, становится, несомненно, более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного, благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Однако если ослабление этикетных правил не восполняется соответствующим воспитанием, оно оборачивается не только развязностью, но и хамством. Так что пренебрегать правилами этикета не следует.

 Менеджеру важно владеть  правилами этикета, ибо служебный  этикет регламентирует поведение  людей и при личных контактах  в текущей работе - разговорах  по телефону, в деловой переписке,  на совещаниях, и при проведении  различных официальных мероприятий - приемов, презентаций и так далее. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.

 Итак, этикет предполагает  знание определенных правил и  норм поведения. Тот, кто владеет  этими правилами, никогда не  окажется в затруднительных ситуациях.  Он всегда будет знать, как  с честью выйти из любого сложного положения - для этого достаточно поступать по этикету. Человек, знающий правила этикета и применяющий их, как говорится, "на автомате", легко и непринужденно чувствует себя в любом обществе.

Сфера деятельности менеджера  – организация - трудовой коллектив. Но организация - это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета. Нормы этикета выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Однако следует знать, что в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти.

Контроль над соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Выход один - в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе. Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их принимать и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. Именно поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личностные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения. В связи с вышесказанным, актуальным становится управленческое обучение этическим принципам ведения дел.

 

1.3 Правила этики в деятельности  менеджера

 

Как известно, деловое обращение  наступает с приветствия. Так, первое, что мы говорим, явившись на работу, это "Здравствуйте". Кроме правил, которые мы с вами рассмотрим далее, хотелось бы обратить внимание на то, что здороваться необходимо независимо от того, в каких отношениях находятся люди, симпатизируют они друг другу или нет.

 Итак, правило первое: придя на работу, приветствуйте  своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними  новый рабочий день, что они  могут рассчитывать на вашу  поддержку и помощь. Известно, что  от настроения тоже зависят  уровень производительности труда  и характер взаимоотношений на  работе. Отрицательно сказывается  на настроении подчиненных плохое  настроение руководителя. Неспокойный,  нервный руководитель зря дергает  и нервирует себя и подчиненных,  часто портит им настроение  с самого начала рабочего дня,  и чем больше, тем сложнее обстановка. Невыдержанность одного только  руководителя причиняет неприятности  многим сотрудникам. Наоборот, сильным  стимулятором хорошего настроя  подчиненных оказываются улыбка  и утреннее приветствие руководителя. Отсюда второе правило: научитесь  управлять своим поведением в  любых условиях.

Будьте приветливыми, вежливыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и  у окружающих. Будьте любезны, доброжелательны  и приветливы, как бы на вас и  на вашу фирму не наседали. Кому нравится работать с людьми брюзгливыми, подозрительными, капризными и грубыми? Фирма должна производить на людей приятное впечатление. Вежливость, приветливость, доброжелательность в равной степени нужны вам на всех уровнях при общении с работниками руководящего звена, с вашими подчиненными, вышестоящими лицами, клиентами, покупателями, как бы вызывающе они порой себя ни держали. Между "ты" и "вы". О менеджере, обращающемся ко всем на "ты", обычно говорят как о "своем человеке", простом и доступном. Но надо знать, что не всем такая манера нравится. Есть немало людей, кому она кажется проявлением невоспитанности.

Конечно, манера общения  между коллегами зависит от состояния  межличностных отношений. Если эти  отношения доброжелательные или  дружественные, то обращение друг к  другу на "ты" вполне уместно. Однако при обращении на "ты" нужно  быть столь же вежливым, что и  при обращении на "вы". Отношения  между начальником и подчиненным: если начальник обращается к одним  подчиненным на "ты", а к другим - на "вы", то возникает впечатление, что у него есть приближенные. Бывает и другой вариант: начальник пренебрежительно обращается к одним на "ты", а к другим - уважительно на "вы". В обоих случаях последствия отрицательны. Не годится и одинаковое обращение ко всем на "ты", которое ведет к снижению требовательности, панибратству. Местоимение "вы" является не только выражением культуры общения, но и способом поддержания служебной дистанции. Сергей Михайлов - глава PR-агентства "Михайлов и партнеры", так относится к необходимости называть друг друга по имени-отчеству и на "вы": "Современный бизнес невозможен без иерархии. (Катастрофы, которые потерпели многие российские бизнес - структуры, связаны с тотальным панибратством.) У нас многие внутри офиса на "ты", но партнеров называют по имени-отчеству или по имени, но на "вы". Когда в своё время мы принимали эти условия игры, я чётко знал, что общение по имени-отчеству кажется странным в первый месяц, следующие три месяца учишься выговаривать, а через полгода это входит в привычку". Итак, третье правило: обращение к подчиненным на "вы" - необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины.

Информация о работе Этика менеджмента