Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа
Долговременная выживаемость и развитие фирмы зависят не только от ее прибыльности, они включают в себя справедливое отношение к работникам, достойную оплату и безопасность их труда, высокое качество продукции и услуг, сохранение окружающей среды, правдивость рекламы, соблюдение всех обязательств перед государством, партнерами, акционерами, работниками, участие в социально-экономическом развитии районов, где расположена фирма, а также в благотворительной деятельности, доступ общественности и государственных органов, ко всем видам информации о делах фирмы.
Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1. Теоретико-методологические основы этики менеджмента……..….5
История зарождения этики менеджмента……..………………..…....5
Этика менеджмента: понятие и сущность……………………….…..13
Правила этики в деятельности менеджера…………….……….…...16
Основные принципы этики менеджмента……………...…………….22
Глава 2. Основные этические правила менеджера..………………………..….26
Внешний вид менеджера……………….…………………………….26
Приветствие, представление, обращение……………………………31
Визитные карточки……………………………………………………34
Этикет телефонного общения…………………………………………37
Отношения «Руководитель – Подчиненный»………………………41
Смена работы. Правила увольнения………………………………..44
Особенности этики менеджеров разных стран……………………...46
Заключение……………………………………………………………………..48
Список используемой литературы…………………………………………….50
Приказ и просьба - правило четвертое. На практике менеджеры дают указания своим подчиненным в основном в двух формах: приказ и просьба. Однако эти формы используются не всегда в соответствии с ситуацией. Там, где приказ необходим, звучит просительный тон. А где можно обойтись вежливой просьбой, раздается приказ, да еще с угрозой наказания. Конечно, приказная форма необходима в экстремальных условиях: угроза срыва выполнения важного задания, несоблюдение правил техники безопасности и т. д. Подчиненные со временем перестают реагировать на угрожающий тон, и эффективность указаний снижается. Какие же формы уместны в повседневных рабочих условиях? Приказ необходим при даче поручений, входящих в круг прямых обязанностей подчиненного. Но тон всегда и непременно должен быть вежливым. Поручения, не входящие в круг прямых обязанностей данного подчиненного, следует давать в форме просьбы. Помните, что подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа, особенно женщины.
Правило пятое: благодарите,
но и взыщите. Надо чаще и умело
пользоваться мерами поощрения. Будьте
внимательны к своим
Правило шестое: свою точку зрения вы можете отстаивать до принятия решения. Делайте все от вас зависящее, чтобы убедить других в своей правоте. Но если решение принято, рассматривайте его как свое собственное. Ни в коем случае не дайте понять, что оно (а вы именно так и думаете) абсурдно, ошибочно, что лично вы решительно против него. Это не этично: отношение "мы" и "они" наносит ущерб компании тем, что провоцирует рост недовольства и нестабильности. Так какой же смысл выигрывать битву, если в итоге проигрываешь войну?
Правило седьмое: создавайте
настрой на успех. Заражая
Правило восьмое: делайте
все вовремя, будьте
Правило девятое: менеджер, как и любой работник фирмы, обязан хранить секреты фирмы. Все секреты компании вы должны держать при себе. В большинстве компаний самого разного профиля кодекс поведения однозначно предписывает не разглашать конфиденциальных сведений о деятельности компании. Не критикуйте фирму, особенно при посторонних. Кроме того, никогда и никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководителя или подчинённого об их личной жизни. Если вам приходится иметь дело с большим количеством бумаг, старайтесь, чтобы они не попадали в поле зрения посетителя. Документы, доверенные вам лично, и номера телефонов храните так, чтобы их не смог случайно прочитать ни коллега, ни посетитель.
Правило десятое: говорите и пишите хорошим языком. Тот, кто умеет чётко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Неумение как следует писать и говорить нередко отбрасывает человека назад, и его способности могут пропасть впустую. Выполняйте обещания, данные вами клиентам, начальству, подчинённым и самому себе.
Принципами этики менеджмента, в обобщенном виде можно назвать выражение всех нравственных требований, которые были выработаны в сознании человека и общества в целом.
Эти требования указывают на нормы поведения человека, участвующего в деловых отношениях.
В основу современной этики менеджмента входят 3 основных положения, являющихся наиболее важными, с точки зрения ученых:
· Создание материальных ценностей рассматривается как важный процесс развития;
· Вся прибыль (а также другие доходы производства) – результата достижения поставленных целей, являющихся общественно значимыми;
· При разрешении
проблем, которые возникают между
людьми в деловом мире, на первом
месте стоят межличностные
10 принципов делового поведения были сформулированы в работе Л. Хосмера, американского социолога:
1. Никогда не делать того, что не входит в твои долгосрочные интересы, или в интересы твоей компании;
2. Никогда не делать того, о чем нельзя будет потом сказать;
3. Никогда не делай
того, что не будет способствовать
развитию взаимопомощи и
4. Никогда не нарушать закон, т.к. закон - это основные моральные нормы современного общества;
5. Никогда не делать того, что будет вредно для общества, в котором ты живешь;
6. Никогда не делать
того, что сам никогда не
7. Никогда не делать того, что может ограничить права и свободы другого;
8. Никогда не делай того, что может повредить слабым;
9. Никогда не делай того, что может препятствовать саморазвитию и самореализации другого человека;
10. Всегда поступать так,
чтобы увеличить прибыль
Все эти принципы в той или иной мере присутствуют в различных странах и их культуре делового общения. Целью мирового общества сейчас становится намерение приблизиться к идеальному типу отношений, в том числе и деловых, которые будут основаны на морально - этических принципах, их торжестве.
Главные принципы мирового бизнеса:
· Ответственность бизнеса;
· от блага акционеров перейти к благу его основных партнеров;
· социальное и экономическое влияние деловых отношений на прогрессивные процессы развития общества.
Этика деловых отношений основана на следующем принципе: от закона к доверию, забота об окружающей среде, действие только в рамках закона, развитие многосторонних отношений.
Критерии выбора модели поведения
Каждый для себя вырабатывает
свою схему общения с другими
людьми, воздействия на них. Существует
несколько основных критериев, благодаря
которым можно выбрать
Первый критерий: соответствие этой схемы закону и порядку.
Вторым критерием является: нравственность (честность, справедливость, совестливость). Соблюдение и осознание этих понятий является гарантом того, что схема выбрана правильно.
Третьим критерием является: оценка ситуации, в которой личность действует или в которой оказалась из-за некоторых обстоятельств. Оценка ситуации (с помощью интуиции или умозрительная) это важнейшее условие оптимизации схемы поведения.
Четвертым критерием является: цель, которую ставит перед собой человек. Чем цель значительнее, тем больше человек ею увлечен, т.е. добивается ее с большим усердием и энтузиазмом.
Пятый критерий: самокритичная оценка возможностей для использования определенной модели поведения. Копирование чужого стиля в общении опасно.
Шестой критерий: выделение и конкретизация собственных возможностей.
Седьмой критерий: психолого-половые характеристики человека, т.е. его личностные и деловые качеств, которые партнеры ожидают от него.
Выбор той или иной схемы (модели) поведения зависит от самого человека, его личности, набора его психологических характеристик и моральных принципов, а так же от того, с каким именно человеком надо общаться.
Глава 2. Основные этические правила менеджера
Для того чтобы быть успешным в своей профессии, необходимо соответствовать образу успешного человека (хочешь достичь успеха - делай вид, что уже давно его добился).
Итак, отличный внешний вид, манеры, культура речи, все это является предпосылками успешной профессиональной деятельности.
Одежда: не стоит гнаться
за модой и экспериментировать с
новинками ее мира, одежда не должна
быть «кричащей». Главное, к чему надо
стремиться – опрятный, аккуратный
внешний вид, который создаст
общее благоприятное
Костюм человека должен учитывать его возраст, комплекцию, его положение в обществе и то, куда в данный момент времени он направляется.
Деловая одежда должна соответствовать дресс-коду, введенному на фирме; цвет, фасон и покрой одежды должны подходить человеку, который ее носит; все детали костюма должны гармонировать друг с другом и содержаться в безупречном виде. Так же стоит помнить, что манера одеваться должна соответствовать занимаемой должности (т.е. секретарь не должен одеваться лучше своего начальника).
По правилам делового этикета одевать одну и ту же вещь 2 дня подряд не следует, поскольку может сложиться впечатление, что человек ночевал не дома. Более того, если надевать одну и ту же вещь каждый день, то она надоедает и « гасит настроение».
Сегодня во многих фирмах распространенно следующее правило: 4 дня в неделю – строгий вид, пятница – это, так называемый CASUAL FRIDAY. Но и когда разрешен свободный стиль, необходимо помнить о правилах, которых следует придерживаться (никаких откровенных вещей, одежды длины «мини» и т.д.)
Если человек носит очки, они должны быть средних размеров (чтобы за ними не скрылось все лицо), соответствовать моде в этой сфере. Очки ни в коем случае не должны быть с темными стеклами, т.к. во время разговора собеседник не будет видеть реакцию человека на высказываемые предложения и решения.
Деловой человек всегда должен иметь при себе ручку и карандаш, обязательно хорошего качества. Нельзя писать сломанными ручками или огрызками, оставшимися от карандаша. Если есть ручка с логотипом фирмы - лучше писать ей.
Как должен выглядеть деловой мужчина.
В гардеробе любого уважающего себя делового мужчины должен быть следующий минимальный набор:
1. костюм черного или темно-серого цвета;
2. пиджак
3. серые (черные) брюки;
4. черный кожаный ремень;