Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:23, курсовая работа
Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, методах, организованной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных результатах широким использованием новейших научно-технических достижений, регулированием межфирменных отношений.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы научной организации труда менеджера
1.1. Сущность и содержание научной организации труда………………….5
1.2. Планирование рабочего времени руководителя ……………………….8
1.3. Организация рабочего места менеджера ………………………………11
2. Эффективное использование времени менеджером и его рабочее место
2.1. Характеристика деятельности руководителя в УП «РусТан-ИТИ»….15
2.2. Использование рабочего времени менеджера в УП «РусТан-ИТИ»…16
2.3. Паспорт рабочего места руководителя в УП «РусТан-ИТИ»………....22
Заключение……………………………………………………………………26
Литература…………………………………………………………………….
Введение…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА МЕНЕДЖЕРА.
1.1. Сущность и содержание научной организации труда.
Обращаясь к истории разработки научной организации труда и управления за рубежом, прежде всего, следует назвать имена Ф. Тейлора, Г. Форда, Ф. Джильбрета, Г. Эмерсона, А. Файоля и др.
Ф. Тейлор развивал научную организацию труда в четырёх областях:
- нормирование (любой труд
можно структурировать и
- исследование соотношения времени и задачи (результат необходимо достигать к определённому времени);
- систематический отбор и обучение работников;
- наличие денежных стимулов.
Научный менеджмент Ф.Тейлора явился тем видом менеджмента, который осуществляет управление с помощью нормативов, установленных путём систематических наблюдений, экспериментов и логических рассуждений.
Разрабатывая общий подход к администрации как к искусству управления, Ф.Тейлор полагал, что оно должно обладать методами и законами столь же точными и проверенными, сколь же ясно определёнными, как законы естественных наук. [1, с. 97]
Ф.Джильбрет первым в США предпринял систематическую подготовку инструкторов по НОТ в специальной школе в Провиденсе. Он выработал «единственный наилучший метод» выполнения работ и поставил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, способы подачи материалов, а также создал необходимые приспособления, инструменты, инструкции и т.д.
Значительно дальше Ф. Тейлора и Ф. Джильбрета пошёл Г. Эмерсон. Он впервые вывел вопросы научной организации за пределы предприятия, выдвинул проблемы эффективности управления в военном деле, на транспорте, в домашнем хозяйстве.
Позже А. Файоль предложил универсальное решение управления всеми типами организаций – функциональный подход. Им были сформулированы следующие принципы управления персоналом.
1. Разделение труда.
2. Полномочия и ответственность.
3. Дисциплина.
4. Единоначалие.
5. Единство направления.
6. Подчиненность личных интересов общим.
7. Вознаграждение персонала.
8. Централизация.
9. Скалярная цепь.
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Стабильность рабочего места для персонала.
13. Инициатива.
14. Корпоративный дух.
С учётом этих принципов разрабатывались подходы к формированию структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах, а также элементы системы методов. [18, с.55]
Современный этап в развитии НОТ связан с именем Питера Ф. Дракера и объединяет эффективное деловое администрирование, менеджмент человеческих ресурсов и менеджмент бизнеса.
Двадцатые годы прошедшего столетия справедливо считаются положившим начало отечественной науке управления. Движение за НОТ в России связанно с именами А.К. Гастева и П.М. Керженцева.
В конце 1920 г. видный общественный деятель, учёный и поэт Гастев начал создавать Центральный институт труда. В 1921 г. Прошла 1-я Всероссийская конференция по вопросам НОТ. [19, с. 201]
Центральный институт труда создал систему подготовки квалифицированных рабочих, получившую известность как «метод обучения ЦИТ». На своих учебных базах в 170 городах ЦИТ подготовил свыше полумиллиона рабочих остродефицитных профессий.
Наука об организации и управлении, по мнению отечественного учёного В.И. Терещенко, начинается с вопроса «почему?» Ставя перед собой последовательно ряд таких вопросов, и отыскивая ответы, можно обнаружить лишнее, ненужное.
Другим отечественным энтузиастом НОТ и управления был П.М. Керженцев. Он написал ряд книг и популярных брошюр, в частности: «НОТ – научная организация труда», «Организуй сам себя», «Борьба за время», «Памятка организатора». В своих книгах П.М. Керженцев начинал с азов научной организации, с популяризации её основ.
Никто из американских основоположников НОТ не изложил чётко и ясно сложное понятие научной организации труда, как это сделал Керженцев. «НОТ, – писал Керженцев, – учит тому, как добиваться максимального эффекта при минимальной затрате сил и средств. НОТ даёт нам принципы как организовать работу даже при наличии слабых ресурсов». [21, с. 103]
Из выше сказанного можно сделать вывод, что самое главное в жизни – научиться работать и приучать себя работать добросовестно, производительно, хорошо, хотя бы сначала несколько медленно, а не кое-как и как-нибудь; любить свою работу, получать от неё удовлетворение. Очень важно при этом приучить себя работать творчески, с добавлением своей инициативы для улучшения результатов труда, а не быть простым исполнителем директоров или воли ближайшего начальства. И такой же работы следует требовать от подчинённых.
Главное преимущество, достигаемое путем планирования работы, состоит в том, что планирование приносит выигрыш во времени. Опыт показывает, что увеличение затрат времени на планирование приводит в конечном счете к экономии времени в целом.
Очевидно, затраты времени на планирование не могут бесконечно увеличиваться, существует оптимум, после которого дальнейшее увеличение времени на планирование становится неэффективным. Не следует тратить на планирование более 1% общего планового времени. [8, с. 358]
Планирование всегда осуществляется исходя из целей. Основой для любого планирования служит долгосрочная цель или долгосрочные цели. На основе долгосрочных целей устанавливаются цели среднесрочные и краткосрочные. Это происходит следующим образом: исходя из цели жизни или миссии организации, выделяют ряд подцелей, достижение которых должно способствовать достижению основной цели жизни. Это цели долгосрочного характера. В каждой из этих целей выделяется ряд подцелей, желательно по временному признаку (которые должны быть осуществлены в ближайшие годы, в ближайший период), достижение которых должно способствовать достижению целей долгосрочного характера. Таким же образом на основе целей на год выделяются цели на месяц, декаду, день. Далее осуществляется анализ сильных и слабых сторон человека или организации, которые могут иметь отношение к достижению целей. Это делается для того, чтобы поощрять сильные стороны и работать над слабыми. Этот анализ служит основой для среднесрочного и краткосрочного планирования.
Сам процесс планирования заключаются в том, что формулируются результаты и устанавливаются сроки, которые отводятся для их достижения. Результаты должны соответствовать целям. При этом желательно соблюдать некоторые правила планирования. [23, с. 195]
Во-первых, следует осуществлять планирование в письменном виде. Чтобы план был не просто перечнем дел, которые необходимо выполнить за день, стоит его делать еще и мотивирующим инструментом – ориентировать его на результат. Например, писать в списке не «сделать то-то», а «то-то сделано», чтобы по окончанию дела можно было поставить рядом с это записью жирную галочку. Это одно из сильных мотивирующих средств.
Во-вторых, следует учитывать результаты предшествовавшего анализа использования рабочего времени. В процессе данного анализа выявляются ошибки, присущие данному руководителю в планировании своего рабочего времени и способы нейтрализации последствий этих ошибок.
В-третьих, не следует планировать полностью весь свой рабочий день. Считается, что следует планировать не более 60% своего времени, а 40% оставить незапланированным: 20% непредвиденное время и 20% спонтанное время.
Следует устанавливать четкие временные нормы на выполнение дел и решение проблем, которые не допускали бы доделку недоделанного и решение недорешенного в незапланированное время. Если эти дела и вопросы должны были быть решенными в запланированное время. Практика показывает, что на любое дело тратится ровно столько времени, сколько его есть в распоряжении, поэтому следует устанавливать четкие временные рамки, которые бы позволяли выполнить необходимое, и при этом не превышали необходимое для выполнения время.
Для решения вопроса о перепоручении дел следует разделить дела по степени их срочности и важности. При этом наиболее срочные и важные задачи следует решать руководителю немедленно, важные. Но не срочные можно отложить, остальные же 2 категории дел (неважные, но срочные и неважные и несрочные) следует передавать для решения подчиненным. Несрочные дела следует проранжировать по времени, необходимому для каждого из них и при появлении свободного времени можно заняться сокращением этого списка – для этого желательно всегда иметь его под рукой.
Следует регулярно пересматривать планы, так как в виду постоянного изменения окружающей среды может оказаться так, что некоторые планы руководства организации и менеджера уже не будут соответствовать целям организации, и соответственно будут нуждаться в корректировке.
Планы должны быть реалистичными и согласованными, причем согласованными не только друг с другом, но и с планами коллег, подчиненных, более высокого уровня руководства.
Информация о работе Эффективное использование времени менеджером и его рабочее место