Эффективность методов обучения персонала организации (на материалах Гомельского райпо)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсового исследования связана с изменением условий функционирования организаций, ускоренное развитие научно-технического прогресса и заключается в необходимости подготовки персонала к работе в новых условиях. Таким образом, обучение персонала является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей, в конечном счете, зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность.
Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с перечисленными выше составляющими кадрового менеджмента и, главным образом, с обучением кадров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Теоретические основы исследования эффективности использования методов обучения персонала организации……………………………..6
Понятие, роль и значение обучения персонала организации…..6
Методы обучения персонала и их характеристика……………...8
Зарубежный опыт в обучении персонала……………………….12
Анализ эффективности применяемых методов обучения персонала в Гомельского райпо………………………………………………………15
Организационно-экономическая характеристика Гомельского райпо……………………………………………………………….15
Анализ организации обучения персонала в Гомельском райпо.23
Оценка эффективности применяемых методов обучения персонала в Гомельском райпо…………………………………………...25
Пути совершенствования методов обучения персонала в Гомельском райпо……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы……………………………………………35
Приложения…………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

!!!Курсовая.docx

— 162.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ГОМЕЛЬСКОМ РАЙПО

 

Анализ  информации о поставщиках и производителей оборудования и средств, используемых в деятельности Гомельского райпо показал, что существует множество способов обучения персонала непосредственно в организации с минимальными затратами финансовых средств.

Одним из таких способов, является заключение с возможными партнерами договоров на выгодных для обеих сторон условий. Договор с возможным партнером позволят приобрести необходимое оборудование и другие средства, необходимые для оказания качественных и отличных от конкурентов услуг, а также обучить персонал без материальных затрат. Подобные условия способны обеспечить высокую конкурентоспособность организации.

Также нами было предложено использовать в своей  практике обучения данные прогрессивные  методы, которые позволят:

    • увеличить процент сплоченности персонала;
    • возможность обучаться, не отрываясь от выполнения своей работы, тем самым увеличить производительность труда.

При анализе  сложившейся системы обучения в  организации были выявлены её недостатки, на основе этих данных можно сформировать общую схему системы обучения, включающую следующие компоненты:

  • ответственные лица за обучение сотрудников – менеджер
  • целевая аудитория обучаемых – группы сотрудников и отдельные сотрудники
  • направления и методы обучения – тренинги, наставничество
  • расчет бюджета на обучение – расчет производиться менеджером и утверждается директором
  • составление плана и графика обучения – составляется менеджером и утверждается директором
  • разработка документации регулирующей процесс обучения – разрабатывается менеджером утверждается директором.

В целом  система обучения должна учитывать  потребности отдельных сотрудников, подразделений, руководящего состава. При выборе программы обучения необходимо учитывать различный уровень  подготовленности сотрудников организации.

В случае приема на работу готового специалиста, со знаниями и навыками соответствующими требованиям должности сотрудник изначально не требует затрат на обучение. Для таких сотрудников возможна организация обучения по повышения квалификации для соответствия работника стратегическим целям организации.

Обучение  новых сотрудников без опыта  или с минимальным опытом работы предлагается проводить по методике наставничества непосредственно в организации. Применение этого метода наиболее оправдано для нанимаемых работников в связи с низкими временными так и денежными затратами на обучение, что наиболее актуально в условиях кризиса.

Наставников детально ознакомляют с описанием  предстоящей работы, определяют роли наставников и учеников, определяются знания и навыки которые они должны изучить, определяются этапы обучения для повышения эффективности. Определяются те виды работ, которые наставник должен изучить в процессе обучения. После этого составляется программа наставничества, для уменьшения “помех” непосредственно производственному процессу.

Для поддержания  заинтересованности обучаемого необходимо тщательно подбирать различные виды работ. Дополнительно необходимо развивать личные качества работника: навыки работы в команде, позитивное отношение к работе, навыки общения, пунктуальность и желание учиться дальше – данные навыки необходимы для продуктивной работы в организации.

Контроль  эффективности проведенного обучения проводит координатор программы наставничества, в данной организации им является менеджер по персоналу. Координатор должен контролировать процесс обучения, оценивать правильность работы разработанной системы обучения, оценивать эффективность общения наставника и ученика, наличие всего необходимого оборудования и инструмента для выполнения работы. По завершению обучения наставник, ученик и координатор вместе анализируют программу проведенного обучения.

Конечная  цель обучения по модели наставничества – это создание эффективного сотрудника соответствующего требованиям данной организации, её запросам и целям.

Таким образом, выявлено, что работая в Гомельском райпо есть возможность развития – повышать квалификацию, пройти подготовку и переподготовку.

За исследованные  три года, обучение прошло примерно 65% сотрудников, что свидетельствует о заинтересованности руководства в развитии своего персонала. Однако обучение в различных учебных центрах является затратным. Поэтому мы предложили использовать множество других способов обучения непосредственно в организации, которые позволят сэкономить финансы и не прерывать рабочий процесс.

Гомельское райпо имеет сою систему обучения. Она заключается в том, что персоналу предоставляется возможность обучаться, проходить переподготовку и повышать квалификацию в различных учебных центрах. Но данная система обучения является затратной. Поэтому главной целью предложенных мероприятий минимизация расходов, а также применение системы обучения во всех подразделениях Гомельского райпо.

В связи  с этим необходимо ввести ряд мероприятий.

Мероприятие 1

В организации  теоретическое обучение не реализуется  на практике. То есть обучение позволяет  лишь подготовить персонал к возможным  изменениям, которые понадобятся при расширении спектра оказываемых услуг и открытии филиалов. После обучения сотрудник, по-прежнему выполняет свои привычные должностные обязанности, без возможности проявления инициативы и креативности.

Поэтому существует необходимость предоставлять  возможность своим сотрудникам  применять знания, полученные в процессе обучения, при исполнении обязанностей. Не ограничивать их, а позволить проявлять инициативу.

Данное  мероприятие позволит осознать сотрудникам, что обучение положительно влияет на рабочий процесс. А также мероприятие даст возможность проявлять инициативу сотрудникам к обучению, что будет являться не только способом повышения эффективности системы обучения, но и мотивацией.

Цель  данного мероприятия – обеспечить возможность применять знания и инициативу при исполнении обязанностей.

Мероприятие 2

Для того чтобы «разгрузить» работу менеджера  и секретаря в работе с финансами, ввести штатную единицу – бухгалтер-экономист.

Это мероприятие  связано с тем, что менеджер и  секретарь помимо прямых должностных обязанностей, занимаются сбором данных для налоговых и других органов и направляют их в некоммерческую организацию.

Таким образом, секретарь будет выполнять только свои прямые должностные обязанности, а менеджер помимо прямых должностных обязанностей выполнять работу по организации обучения персонала, минуя обязанности по сбору данных для различных государственных органов.

Новая штатная  единица позволит не только «разгрузить» работу менеджера и секретаря, но и даст возможность оптимизации налогообложения, создания бюджета организации и вследствие чего планирование инновационной деятельности и расходов на дальнейшее развитие.

Таким образом, Гомельскому райпо были предложены мероприятия по повышению эффективности и совершенствованию системы обучения персонала, которые способствуют повышению эффективности производства и уровня организации в своем сегменте с наименьшими затратами. Проведем расчет предложенных мероприятий и просчитаем приблизительный срок их окупаемости.

Мероприятие 1 направлено на применение знаний и  умений на практике после обучения.

Оно включает в себя создание советов, кружков  и др., что позволит сотрудникам осознать, что обучение положительно влияет на рабочий процесс, даст возможность проявлять инициативу сотрудникам к обучению, что будет являться способом повышения эффективности системы обучения. А руководитель может использовать это как мотивацию.

Научная эффективность мероприятия. Персонал получает знания и имеет возможность  использовать эти знания на практике.

Социальная  эффективность. Обучаясь, персонал, получает удовлетворение потребностей в получении знаний, информации и навыков, а возможность применять знания на практике позволит удовлетворить потребность в самореализации.

Социально- экономическая эффективность. Создание кружков, советов и пр., позволит достичь положительных результатов (осознание сотрудником положительного влияния обучения на рабочий процесс, проявление инициативы к обучению, а также является нематериальным стимулированием).

Данный  метод не предполагает финансовых затрат. Предполагает лишь затраты времени. Но данные кружки и советы могут  работать в рабочее время, когда нет посетителей. А окупаемостью является – результат деятельности кружков, то есть новые идеи, которые анализирует руководитель и синтез этих идей применяет на практике, что позволит повысить качество оказываемых услуг, улучшить рабочий процесс и т.д.

Таким образом, расчет эффективности с научной, социальной и экономической точки зрения, данное мероприятие – эффективно при правильном подходе руководства и не требующее финансовых затрат.

Мероприятие 1 рентабельно и эффективно.

Так как  организация не имеет специалиста, по работе с финансовой и налоговой  документацией Гомельское райпо вынуждено осуществлять сбор данных для формирования отчета для налоговых органов и пользоваться услугой некоммерческой организации за оказания данной услуги организация ежемесячно платит 1 500 000 рублей. Вследствие чего было предложено второе мероприятие, которое предполагает внедрение штатной единицы – бухгалтера – экономиста, которая позволит «разгрузить» работу менеджера (в функции которого, помимо основных, входит организация обучения кадров) и секретаря, а также выполнять функции, которые выполняет компания.

Экономическая эффективность. Данное мероприятие  нуждается в материальных затратах. А именно ежемесячная заработная плата и оборудование рабочего места сотрудника.

Рассчитаем  оклад. Оклад бухгалтера – экономиста определяется в соответствии со средней рыночной оплатой труда работников данной направленности. Заработная плата нового сотрудника, также как и действующих сотрудников, состоит из оклада и 100% премиальных от оклада, при качественном исполнении должностных обязанностей. Оклад данной штатной единицы составит 2 750 000 рублей. То есть, в конце каждого месяца сотрудник будет получать приблизительно 5 500 000 рублей. Таким образом, затраты на данную штатную единицу в год составит:

5 500 000*12+ 34% налог = 22 440 000 рублей

Оборудование  рабочего места. В соответствии с  действующими ценами на рынке, примерная  стоимость оборудования кабинета бухгалтера-экономиста составляет: 5 050 000 рублей.

 

Таблица 3.1 – Оборудование кабинета для штатной  единицы

Наименования

Ед.(шт.)

Стоимость, руб.

Стол

1

750 000

Кресло

1

300 000

Компьютер

1

2 625 000

Многофункциональное устройство

1

1 125 000

Канцелярские товары

 

250 000

Итого:

 

5 050 000


 

Итак, за год внедрения данного мероприятия  организация израсходует 27 490 000 рублей.

В связи  с внедрением штатной единицы, организация  откажется от услуг некоммерческой организации, и тем самым сэкономит  за год 18 000 000 рублей (1 500 000*12=18 000 000).

Таким образом, данное мероприятие окупиться за 3 года 1 месяц (37 месяцев), а, следовательно, является рентабельным и эффективным.

Предложенные  мероприятия позволят минимизировать затраты на обучения персонала, а также способствуют сплочению сотрудников, что несомненно повлияет на производительность труда. А внедрения нового оборудования и новых технологий позволит не только расширить ассортимент оказываемых услуг, но и повысить уровень организации среди имеющихся конкурентов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результат подробного изучения теоретических основ совершенствования системы обучения персонала позволил закрепить и расширить знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Управления персоналом», а также сделать анализ системы обучения персонала в Гомельском райпо.

В ходе исследования было сделано ряд выводов.

Организация должна быть заинтересована в развитии своего персонала, так как успех  компании во многом зависит от эффективности  работы сотрудников.

Компаниям необходимо обучать персонал, то есть проводить плановые действия по обучению работников типам поведения, которые  связаны с выполнением его рабочих функций.

Обучение  позволит не только изменить уровень  знаний и навыков специалистов, но и применять знания в исполнении трудовых обязанностей, вносить инновационные, творческие идеи, что, несомненно, может повысить эффективность данного предприятия.

Информация о работе Эффективность методов обучения персонала организации (на материалах Гомельского райпо)