Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 14:44, курсовая работа
Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально- психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно- фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Принципы японского управления…………………….………….5
1.1 Поведение в организации……………………………………………7
1.2 Система контроля……………………………………….…………….10
1.3 Система управления качеством………………….………………….12
Глава 2. Управление персоналом в Японии……………………….……….17
2.1 Система «пожизненного найма» рабочих и служащих…………..17
2.2 Система оплаты и служебного продвижения «по старшинству»…19
2.3 Система принятия решений «рингисэй»…………………………..24
2.4 Организационные структуры управления………………………..25
2.5 Подготовка кадров………………………………………………….28
Глава 3. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента …………………………..………………………………………30
Глава 4. Практические аспекты японского менеджмента……………….39
4.1 Система организации и управления промышленным комплексом..39
4.2 менеджмент корпорации SONY……………………………….……42
4.3 Условия и практика “трансплантации” японского опыта……….46
Заключение……………………………………………………………………..53
Литература……………………………………………………………………..55
В своей книге «Искусство японского управления» А. Атос и Р. Паскаль отмечают: «Японцы рассматривают каждого человека как имеющего экономические, социальные, психологические и духовные потребности, так же, как это делают и американские руководители, когда специально задумываются над этим. Но японские руководители полагают, что их задачей является уделять как можно больше внимания именно человеческой личности, не столь сосредотачиваясь на других институтах (таких, как правительство, семья или религия)». При этом семья для японцев - форма существования. При достаточно жесткой вертикальной иерархии, нет «обожествления» руководителя - он «досягаем». Японцы проявляют уважение не к месту, которое занимает тот или иной человек, а к тому, что
конкретное он сделал в жизни, к его опыту.
Японец дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на
экстраординарные усилия для достижения общего блага. Японцы - целеустремленные люди. Они хотят совершенствовать себя до бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели. Это стремление к совершенству очень помогло японскому менеджменту в интеграции европейского опыта управления в традиционную японскую культуру.
«Японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и методы с энергией, граничащей с жадностью», - сказал Сусума Такамия, декан факультета экономики Токийского Университета. - «Он успешно взялся за четыре основные проблемы - технологическую инновацию, индустриализацию, демократизацию и интернационализацию. Все это не повредило таким культурным ценностям, как групповое сознание и уважение старших». Повиновение в Японии принимает форму полного подчинения.
Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а
вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те и другие смотрят на конкурирующие фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремиться быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем прибыль.
В японских организациях лидер занимает самый ответственный пост. Он
сплачивает команду. Он подавляет внутренние конфликты. Его власть принимается всеми безоговорочно. Отсутствие его может привести к печальным результатам: группа теряет единство и тонет во внутренних раздорах.
Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и сохранить любовь и преданность своего персонала.
Японский менеджмент взывает к естественным здоровым инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности.
Учебная программа - это стимулирование сотрудничества в работе. Она
мобилизует знания и опыт всей группы. Она еще больше сплачивает ее и
развивает дух сотрудничества. Желание избежать работы с оправданием, что «это не моя работа», пропадает, вместо этого возникает готовность нести
дополнительную ответственность.
В течение 30-40 лет послевоенного развития японский менеджмент и японская модель экономики позволяли стране эффективно мобилизовать личностный и общественный потенциал народа для реализации постоянного роста производства, недопущения чрезмерного общества и предотвращения извращения социально- экономических отношений под влиянием криминальных элементов.
Понимание японского менеджмента наверняка поможет российским хозяйственникам, экономистам, бизнесменам глубже разобраться в проблемах экономики своей страны, даст возможность к совершенствованию производства. Тем более, что предприятия, работающие «по-японски» уже созданы в США, Великобритании, Малайзии, Тайланде и во многих других странах. Один из примеров – германский концерн «Порше», оказавшийся к 1992 году на грани банкротства. Помощь японской консалтинговой фирмы, состоящей из бывших служащих «Тойоты», дала блестящий результат: выпуск автомашин увеличился, численность персонала уменьшилась на 19%, занимаемая территория – на 30%, появилась прибыль, увеличился ассортимент продукции.
Овладение стержнем японского менеджмента – отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д.– необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с
англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
2. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. – М.:
Экономика, 1988.
3. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
4. Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. –
М.: Экономика, 1991.
5. В.Вахрушев.
Принципы японского управления.
6. В.А.Пронников, И.Д.Ладоноа. Японцы.,М.,1996г.
7. В.Цветов.
Пятнадцатый камень сада
8. И.С.Цимицов.
Управление по-японски за
экономика и международные отношения.1991г.,№8.
9. Э.Старобинский. Менеджмент в Японии. Управление персоналом. 1997г.,№5.
10. Нарткоут Паркинсон, М.К.Ростомдгин, С.А.Сапри. Эти невероятные
японцы.М.,1992г.
11. Хироси Хазама. История управления трудом в Японии . Лондон , 1997
12. Japanese working life profile . Labor statistics .The Japan Institute of
Labor .1997. p.40
13. Ленский Е.В. , Цветков В.А.Финансово - промышленные группы : история
создания , международный опыт , российская модель . - М.: АФПИ еженедельника
«Экономика и Жизнь» ,1997.
14. Handbook of Japan’s civil service statistical overview , January , 1997.
15. Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы, М, Наука, 1981
16. Татарников А.А.
Управление кадрами в
Германии. - М.: ИНЭ. 1992.
17. Как работают японские предприятия, под ред. Я. Мондена, Р. Сибаковы,
С. Такаянаги, Т. Нагао, М, 1989.
18. Каору И. , Японские методы управления качеством. - М: Экономика, 1988.
19. Матрусова Т.Н., Япония: материальное стимулирование в фирмах. - М:
Наука , 1992.
20. Пшенников В.В., Японский менеджмент. 27 уроков для нас. М.:
изд.«Япония сегодня» – 1997 г.