SWOT-анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработать стратегию ООО СК «РСУ-10» на основе результатов оценки положения компании с помощью SWOT-анализа.
Задачи работы:
1. Изучить и обобщить теоретический материал, касающийся стратегического планирования, в частности, SWOT-анализа;
2. Проанализировать российский и зарубежный опыт;
3. Рассмотреть общую характеристику деятельности ООО СК «РСУ-10»;
4. Провести комплексный анализ положения организации ООО СК «РСУ-10»на рынке, выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы;
5. Раскрыть основные резервы и обосновать пути повышения эффективности деятельности, разработать дальнейшую стратегию развития фирмы;

Вложенные файлы: 1 файл

Список литературы.docx

— 96.04 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия, вам необходимо:

  1. Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
  2. По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой;
  3. Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их  в  матрицу SWOT-анализа.
  4. Для оценки предприятия можно воспользоваться следующим списком параметров:
  5. Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.)
  6. Производство (могут оцениваться производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
  7. Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость вашего предприятия, прибыльность вашего бизнеса и т.п.)
  8. Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и  услуг на  предприятии, степень их  новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
  9. Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).

Далее следует заполнить  таблицу 2. Делается это следующим  образом: в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий - те сильные и слабые стороны предприятия, которые существуют в этой области. В таблице 2 приведено несколько примеров сильных и слабых сторон по параметрам «Организация» и «Производство».

 

Таблица 2 - Определение сильных и слабых сторон вашего предприятия

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Организация

  • Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия
  • Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия

2. Производство

  • Широкая производственная линейка
  • Многолетнее партнерство с лидерами мирового рынка
  • Высокие издержки производства
  • Высокая степень износа оборудования — до 80% по отдельным группам

3. и т.д.

   

 

После этого из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (таблица 2). Оптимально, если вы сможете ограничиться 5-10 сильными и таким же количеством слабых сторон, чтобы не испытывать трудностей при дальнейшем анализе.

Для стратегической перспективы компании особенно значимы  сильные стороны, так как они  являются краеугольными камнями  стратегии и на них должно строиться  достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия  требует вмешательства в слабые стороны. Организационная стратегия  должна быть хорошо приспособлена к  тому, что нужно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных  преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как:

– уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства.

– создают конкурентные преимущества на рынке.

– потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.

 

Второй шаг SWOT-анализа - это своеобразная «разведка местности» - оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне вашего предприятия и понять, какие у вас есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).

Методика определения  рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:

1. Составляется перечень параметров, по которому будет оцениваться рыночная ситуация;

2. По каждому параметру определяется, что является возможностью, а что - угрозой для предприятия;

3. Из всего перечня выбираются наиболее важные возможности и угрозы и заносятся в матрицу SWOT-анализа.

За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять следующий список параметров:

  • Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию предприятия и т.п.)
  • Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
  • Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.)
  • Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)
  • Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)
  • Научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.)
  • Социально-демографические факторы (следует учесть численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)
  • Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
  • Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает предприятие, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.) И, наконец, международные факторы (среди них учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.)

Далее, как и в первом случае, заполняется таблица (таблица 3): в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий - существующие возможности и угрозы, связанные с этим параметром. В таблице приводятся примеры, которые помогают разобраться с составлением списка возможностей и угроз вашего предприятия.

 

Таблица 3- Определение рыночных возможностей и угроз

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

1. Конкуренция

Повысились барьеры входа  на рынок: с этого года необходимо получать лицензию на занятие данным видом деятельности

В этом году ожидается выход  на рынок крупной иностранной компании-конкурента

2. Сбыт

На рынке появилась  новая розничная сеть, которая в данный момент выбирает поставщиков

С этого года наш крупнейший оптовый покупатель определяет поставщиков по результатам тендера

3. и т.д.

   

 

После заполнения таблицы 3, как и в первом случае, необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные. Для этого каждую возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам, задав два вопроса: «Насколько высока вероятность того, что это случится?» и «Насколько это может повлиять на предприятие?». Выбираются те события, которые произойдут с большой долей вероятности и окажут заметное влияние на бизнес. Эти 5-10 возможностей и примерно столько же угроз заносятся в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.

Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет вам ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:

Как можно воспользоваться  открывающимися возможностями, используя  сильные стороны предприятия?

Какие слабые стороны предприятия  могут в этом помешать?

За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

Каких угроз, усугубленных слабыми  сторонами предприятия, следует  больше всего опасаться?

Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется матрица SWOT,которая имеет следующий вид (таб.4). Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении  разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и возможности); «СИУ» (сила и  угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые  должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые  были выбраны с поля «СИВ», следует  разрабатывать стратегию по использованию  сильных сторон организации для  того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней  среде. Для тех пар, которые оказались  на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы  за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации  слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации  для устранения угроз. Наконец, для  пар, находящихся на поле «СЛУ», организация  должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить  нависшую над ней угрозу.

Для успешного  применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (таблица 4).

Данная матрица  строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния  возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); сбоку откладывается  вероятность того, что организация  сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Полученные внутри матрицы десять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.

 

Таблица 4- Матрица SWOT.

 

ВОЗМОЖНОСТИ

1.

2.

3.

УГРОЗЫ

1.

2.

3.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1.

ПОЛЕ

«СИВ»

ПОЛЕ

«СИУ»

2.

3.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

ПОЛЕ

«СЛВ»

ПОЛЕ

«СЛУ»

1.

2.

3.


 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Элементы внутренней, внешней среды и регистрация  данных для SWOT-анализа

 

Под сильными и слабыми  сторонами могут скрываться самые  разнообразные аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто включаемые в анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все  сразу. Каждый элемент в зависимости  от восприятия покупателей может  оказаться как силой, так и слабостью:

  • Маркетинг
  • Продукт
  • Ценообразование
  • Продвижение
  • Маркетинговая информация/разведка
  • Сервис/персонал
  • Распределение/дистрибьюторы
  • Торговые марки и позиционирование

 

Сюда входят навыки, заработная плата и премии, обучение и развитие, мотивация, условия труда людей, текучесть кадров. Все эти элементы имеют центральное значение для  успешного внедрения ориентированной  на покупателя философии маркетинга и маркетинговой стратегии.

Чувствительные и зачастую спорные, но иногда требующие изменений  структуры управления напрямую определяют успех внедрения маркетинговой  стратегии. Подобные аспекты должны быть отражены в анализе.

Ресурсы определяют наличие  людей и финансов, и тем самым  сказываются на способности компании извлечь выгоду из конкретных возможностей.

 

Возможности и угрозы находятся  вне зоны контроля организации. Таким  образом, они могут рассматриваться  как внешние, относящиеся к элементам  рыночной среды. Анализ среды, который  к данному моменту уже должен быть проведен, может послужить отличной отправной точкой для этой части SWOT-анализа. Основные элементы, которые  нужно рассмотреть, включают в себя:

  • Законодательные/регулирующие/политические силы. Действия властей в виде исполнения политики, а также требования законодательного и регулирующего характера, которым должны подчиняться компании;
  • Общественные силы (культура). Напрямую затрагивают компанию, когда недовольные покупатели оказывают давление на организации, чья деятельность воспринимается как недопустимая;
  • Технологические силы. Технологические способности, помогающие компании достигать своих целей, влияют на продукты, которые предлагаются покупателям, и на их ответную реакцию;
  • Экономическая ситуация. Влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируются покупательский спрос и манеры тратить деньги;
  • Конкуренция. Природа и масштаб конкурентной угрозы. Особого внимания заслуживают следующие моменты:

Информация о работе SWOT-анализ