Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа
В условиях рыночной экономики, когда обостряется конкурентная борьба, необходимо иметь четко намеченный план действий, позволяющий адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся возможности деятельности предприятия. Одновременно, следует предвидеть, вероятные угрозы и работать над устранением слабых сторон.
Несмотря
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы метода SWOT-анализ………………………………
1.1 Понятие и виды стратегии, методы ее создания……………………6
1.2 Понятие, сущность SWOT-анализа и методика его проведения…17
1.3 Методы исследования организации…………………………………
1.4 Российский и зарубежный опыт по применению SWOT-анализа в разработке стратегии……………………………………………………..
2. Применение SWOT-анализа в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»………
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….42
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия………………..44
2.3 Проведение SWOT-анализа для разработки стратегии успеха предприятия………………………………………………………………..
2.3.1 Внутренняя и внешняя среда компании ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»………………………………………………46
2.3.2 SWOT – анализ………………………………………………….52
2.3.3Разработка стратегии……………………………………………57
3. Рекомендации по реализации стратегии, разработанной на основе SWOT-анализа на предприятии «Пиротехника Сибири»………………………..59
Заключение…………………………………………………………………….65
Список использованной литературы………………………………………...66
Приложении А
В
дополнение к базовой стратегии,
которая определяет комбинации различных
стратегических областей деятельности
организации, конкурентные стратегии
определяют подходы, с помощью которых
организация должна действовать в каждой
такой области. В литературе конкурентную
стратегию иногда называют деловой стратегией
[М. М. Алексеева, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова],
бизнес-стратегией [В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова,
Е. А. Вигдорчик].
Таблица
1.2 – Базовая стратегия
Виды | Развитие | Выживание | |
Революционное развитие | Эволюционное развитие | ||
Доминирующий признак | Внутренний рост — расширение ассортимента товаров, услуг; внешний рост — слияние компаний | Долгосрочное функционирование на рынке предприятий, прочно стоящих на ногах | Поддержание стабильного положения на рынке и адекватная реакция на изменения |
Диверсификация продукта | Присутствует | Обязательна | Может быть |
Диверсификация производства | Присутствует | Обязательна | Может быть, но
чаще всего происходит обратный процесс
–
дедиверсификация |
Изменение организационной структуры | Обязательно (в сторону увеличения подразделений) | Может быть | Обязательно (в сторону уменьшения подразделений) |
Востребованность в инвестициях | Да | Может быть | Нет (нечем будет отдавать) |
Деловая
стратегия нацелена на достижение конкурентных
преимуществ. Если фирма занята только
одним видом бизнеса, деловая
стратегия является частью общей
стратегии фирмы. Если организация
включает несколько деловых единиц,
каждая из них разрабатывает собственную
целевую стратегию (рисунок 2) [20].
Рисунок 2 – Виды конкурентной
стратегии
Третьим типом стратегий являются функциональные стратегии, которые разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. В. Д. Маркова и С. А. Кузнецова понимают под функциональными стратегиями стратегии, которые разрабатываются на основе корпоративной и деловой стратегии [20]. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. К основным типам функциональных стратегий относятся:
-
стратегия НИОКР, обобщающая
-
производственная стратегия
-
маркетинговая стратегия
-
финансовая стратегия
Многие
организации разрабатывают
Также можно выделить такие виды стратегий как:
- стратегии роста;
- диверсифицированные;
- моностратегии;
- мультиатрибутивные.
Исходя из этой классификации, стратегия, разрабатываемая предприятием, должна представлять собой совокупность нескольких стратегий. Эти стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Стратегический выбор предприятия должен быть определенным и однозначным. Только в этом случае предприятие достигнет успеха.
Современные стратегии основываются на регулярном учете условий, в которых работает определенное промышленное предприятие, на осознании задач, стоящих перед ним, что способствует возникновению самых разнообразных проектов развития, которые, в свою очередь, обусловливают выбор такого варианта стратегии развития, который обеспечит стабильность предприятия и, удовлетворяющие требованиям, экономические результаты.
Современные стратегии основываются на проникновении в суть условий, в рамках которых работает определенная сфера экономики, отрасль; осознании задач, стоящих перед предприятиями. Это способствует возникновению разнообразных проектов развития, позволяющих выбрать вариант, который обеспечит выживаемость компании и возможность ей выйти на хорошие экономические результаты [8].
Основные составляющие стратегии [21]:
1. Анализ макро- и микросреды компании, конъюнктуры рынка.
2. Философия, миссия, цели и задачи.
3.
Стратегия в области
-
приоритетные виды
- сегменты рынка, на которых собирается действовать фирма;
-
доля компании в
-
место компании в списке
4. Маркетинговая стратегия:
-
продукты, требующие разработки
исходя из существующего
- системы продажи продуктов;
-
доля различных форм
-
новые каналы и передовые
- ценовая политика;
- система формирования спроса на услуги;
- рекламная стратегия.
5. Инвестиционная политика:
- анализ инвестиционной среды;
-
принципы инвестиционной
-
приоритетные направления
- прогноз уровня доходности по инвестиционным проектам.
6.
Стратегия по работе с
- система подбора и обучения персонала;
- система стимулирования;
-
корпоративная культура и
- система коммуникаций.
7. Региональная политика:
- краткий анализ регионов;
- перечень вновь открываемых филиалов;
-
система взаимоотношений
8.
Стратегия в области
Необходимость в выработке новой стратегии организации появляется тогда, когда возникают новые цели или выясняется невозможность достижения поставленных целей с помощью прежней (действующей) стратегии [6].
Процесс
разработки стратегии предприятия
состоит из нескольких этапов (таблица
1.3).
Таблица 1.3 – Основные этапы и методы формирования стратегии предприятия
Этап | Характеристика этапа | Используемые методы |
1. Предварительный | Анализ личного потенциала руководства, его заинтересованности в разработке стратегии. Диагностика предприятия по всем направлениям. Выбор согласованных позиций руководства и привлеченных экспертов. | Анкета директора.
Анкетный опрос. Бизнес диагностика. |
2. Выработка альтернативных стратегий | Формирование рабочих групп для разработки различных вариантов стратегии. Оценка стратегии экспертов. | Мозговой штурм.
Проблемно-деловая игра. Коллективная работа с экспертами. |
3. Ранжирование
альтернативных стратегий и |
Ранжирование стратегических проблем. Выбор критерия. Разработка целевых программ. | Экспертные методы. Сетевые методы. Стохастические графы. Интуиция руководителя. |
Далее
составленная матрица позволяет увидеть,
какие методы применяются на каждом этапе
формирования стратегии развития компании
[22] (таблица 1.4).
Таблица 1.4 – Матрица системы методов формирования стратегии
Наименование методов | Наименование этапов стратегии | ||||
Организационный этап | Диагностика внешней среды | Диагностика состояния ТЛК | Формирование стратегии | Разработка планов реализации | |
Экспертного оценивания | + | + | |||
Статистических оценок | + | + | |||
SWOT-анализ | + | ||||
PEST-анализ | + | ||||
Организационной диагностики | + | + | |||
Моделирования | + | + | |||
Матричный | + | + | + | ||
Тестирование | + | + | |||
Декомпозиции | + | ||||
PIAR | + | ||||
Сбалансированная система показателей | + | + |
Методологической основой инструментария стратегического анализа являются общенаучные методы (системный и ситуационный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование и т.д.), аналитико-прогностические методы и методические приемы, заимствованные из разных областей знаний (социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики и т.д.).
Информация о работе SWOT-анализ как метод создания стратегии успеха в бизнесе